Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
задачи исследования:
1) изучить литературу по теме курсовой работы «формирование личности младшего школьного возраста;
2) провести исследования уровня сформированности личности младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………6
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников…...6
1.2. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте ……….9
1.3. Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА………………………………..14
2.1. Организация и методы исследования…………………………………....14
2.2. Результаты исследования развития личности младшего школьника…18
2.3. Младший школьник – новая личность……………………………..……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….34
Таблица 2.4. Экспериментальная группа “Б”.
Порядковый № | Качества личности | Средний балл | Уровень | ||||||
Доброта | Честность | Сообразительность | Трудолюбие | Щедрость | Любознательность | Общительность | |||
| 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4,5 | 3,7 | 5 | 4,6 | Высокий |
| 4 | 3,5 | 2,3 | 5 | 3,5 | 0,5 | 4,3 | 3,3 | Средний |
| 2,5 | 2 | 2 | 2,3 | 1,3 | 5 | 4,5 | 2,8 | Низкий |
| 3,5 | 3 | 3 | 5 | 2,5 | 3 | 4,5 | 3,5 | Средний |
| 3,5 | 4,2 | 2,5 | 4,5 | 4,3 | 5 | 4,7 | 4,1 | Высокий |
| 4,5 | 4 | 2,6 | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4,3 | Высокий |
| 3,5 | 3 | 3 | 5 | 2,5 | 3,2 | 5 | 3,6 | Средний |
| 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3,8 | Средний |
| 3,5 | 3 | 2,5 | 2,6 | 3,5 | 1,5 | 3 | 2,8 | Низкий |
| 2,5 | 2 | 2 | 4 | 3,5 | 2 | 4,5 | 2,9 | Низкий |
| 2 | 2,5 | 2,5 | 5 | 2,5 | 3 | 5 | 3,2 | Средний |
| 4,5 | 4 | 2,5 | 4 | 4,5 | 4,5 | 5 | 4,1 | Высокий |
| 3,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4 | 4,5 | 5 | 4,5 | Высокий |
| 4 | 3,5 | 2,5 | 4,5 | 4,5 | 3,5 | 4,5 | 4 | Высокий |
| 3,5 | 3 | 3 | 4,5 | 4 | 3,5 | 4,5 | 3,7 | Средний |
| 3,5 | 4,6 | 5 | 4,5 | 2,6 | 3,5 | 5 | 4,1 | Высокий |
| 3,5 | 2,5 | 2,5 | 4,5 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3,7 | Средний |
| 3,5 | 4 | 2,7 | 4,5 | 5 | 4 | 5 | 4,1 | Высокий |
| 4,5 | 2,3 | 3 | 5 | 4,5 | 3 | 5 | 3,9 | Средний |
| 4 | 2,5 | 1 | 2 | 4,5 | 3 | 5 | 3,1 | Средний |
| 3,5 | 2 | 3,5 | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 | 4 | Высокий |
| 3,5 | 2,5 | 2 | 5 | 2,5 | 3 | 5 | 3,4 | Средний |
| 5 | 3 | 2,5 | 3,5 | 2,5 | 4,5 | 5 | 3,7 | Средний |
| 3,5 | 2,5 | 3 | 4 | 4,5 | 4,5 | 2,5 | 3,5 | Средний |
| 4 | 2,5 | 3 | 4,5 | 4 | 3,5 | 5 | 3,8 | Средний |
В целом по классу | 3,64 | 3,08 | 2,94 | 4,32 | 3,71 | 3,64 | 4,62 |
|
|
По итогам исследовательской работы мы установили, что:
1. Установление субъектных отношений взрослого и ребенка как равнозначных партнеров по отношению к предмету коллективной деятельности является условием процесса самореализации младшего школьника.
2. Организация деятельности классного коллектива, построенная с учетом возможностей ребенка, которые в нем присутствуют изначально, позволяет актуализировать механизм самореализации для достижения результативности развития личности. Личностные показатели: уверенность, независимость, самоконтроль (по методике Р.Кеттела) в классах, где осуществлялся эксперимент, выявили тенденцию к положительным изменениям. Их значения соответственно 5,6; 3,6; 5,95, а значения таких личностных показателей, как оптимизм (2,9 балла) к невозмутимость (2,96 балла), характеризуются как высокие. 80% детей - участников эксперимента обнаружили стремление к самоактуализацик (методика Э. Шостром), что позволяет говорить об относительно высоком уровне личностного развития.
3. Организация воспитательного процесса, позволяющая каждому ребенку реализовать свой потенциал, предъявляет требования по подготовке педагога, который должен владеть различными технологиями организации педагогического процесса, кроме того, личностно готового к организации такого педагогического процесса.
Анализ данных по уровню развития личностных качеств младших школьников, характеризующих самореализацию в конкретной ситуации школьного класса, позволяет нам говорить, что на данный процесс влияет стиль педагогической деятельности учителя.
Социометрический статус младшего школьника зависит от интенсивности межличностных связей детей - третьеклассников, что обусловлено интенсивностью деятельности. В результате в классе больше детей с благоприятным социометрическим статусом.
Мы нашли подтверждение тому, что не только стиль педагогической деятельности педагога и благоприятный социометрический статус ребенка влияет на процесс самореализации личности в младшем школьном возрасте. Ребенок может находить сферу самореализации и в других коллективах, в других видах деятельности. Необходимо создавать специальные условия, чтобы школьный класс был притягательным, референтным для ребенка. Для этого нужно предоставить ученикам возможность выбора личностно-значимой деятельности и востребовать ее в школьном коллективе. Как показывают данные социометрии, в классах, где отсутствует внеклассная работа или она сводится только к внеурочным занятиям по предметам, чаще наблюдаются взаимные однополовые выборы, что не позволяет говорить о благоприятном для самореализации личности микроклимате в коллективе класса.
2.3. Младший школьник – новая личность
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Так как процесс самореализации является двигателем личностного развития, судить об успешности данного процесса, на наш взгляд, можно по таким показателям, как: адекватная самооценка, адекватный уровень притязаний, факторы личностного развития: уверенность в себе, независимость, оптимизм, самоконтроль, невозмутимость. В ходе эксперимента нами доказано, что личностные показатели детей на примере участвующих в эксперименте находятся в средних значениях от 3,1 до 8,0 по шкале Р. Кеттела.
2. Исследование в классах начальной школы с различными стилями педагогической деятельности учителя обнаружило различия между значениями выделенных нами показателей. Таким образом, стиль педагогической деятельности учителя, учителя начальной школы в особенности, является условием самореализации личности младшего школьника. Гуманное отношение к ребенку, К.Роджерс называет его безусловным позитивным вниманием, - это предоставление ребенку права на свободу, свободу выбора, прав на собственный успех и ошибку. Оно (отношение) создает условие для актуализации стремления самой личности младшего школьника к дальнейшему развитию своих потенциальных возможностей путем установления субъектных отношений учителя с ребенком. Данные отношения фокусируются на предмете деятельности или проблеме обсуждения.
3. Организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен, как показал эксперимент, - одно из условий самореализации личности младшего школьника. В классе, где наряду с учебной организованы и другие виды деятельности, показатели, отражающие процесс самореализации, выше, чем в классах, где данный процесс ограничен только внеурочной деятельностью по предметам,
4. Сфера жизни младшего школьника не может быть ограничена рамками школьного класса. Влияние на процесс самореализации младшего школьника оказывают различные объединения, участниками которых он, ребенок, является. В связи с этим важнейшим условием самореализации личности младшего школьника, как показал эксперимент, является учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь классного коллектива.
5. Экспериментальная работа по формированию самосознания показала, что в младшем школьном возрасте рефлексия только формируется, поэтому важно организовать целенаправленный педагогический процесс по осознанию ребенком своего "Я", который заключается в формировании отношения к себе, к другим, к миру в целом.
6. Педагогическими условиями самореализации личности младшего школьника в воспитательном процессе являются:
• Готовность и умение учителя устанавливать демократический стиль педагогической деятельности, которому характерны субъект-субъектные отношения взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками.
• Возможность для ребенка "пробы сил" в различных видах деятельности, организованных взрослым совместно с ребенком.
• Учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь референтного коллектива, которым для учащихся начальной школы является школьный класс.
7. Эффективными педагогическими средствами влияния на самореализацию выступают: коллективная творческая деятельность, система чередования традиционных поручений, подготовка дел с помощью приема "совет дела", включение родителей в жизнедеятельность классного коллектива, адаптивный курс "Введение в школьную жизнь" на пороге школьной жизни ребенка, цикл занятий по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка» - А.С. Макаренко
Дети младшего школьного возраста (так же как и дошкольники) постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.
Они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, сто учитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалам, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у них различное положение в коллективе сверстников.
Это естественно: у каждого из маленьких школьников своя биография, свой жизненный опыт. Каждый из них представляет собой индивидуальность – неповторимую личность.
Благоприятно сказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство.
Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности ребенка – хороший психологический климат в семье и в школе. Диагностика развития личности ребенка играет немаловажную роль для его создания. Ведь зная особенности личности ребенка – его характер, отношение к разным вещам, его внутренний мир и др. – можно подобрать к нему индивидуальный подход.
Младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аладьин, А.А. Внутрисемейные отношения в семьях детей с нарушениями поведения: Автореф. дис. канд. психол. Haук. Минск, 1996.
2.Беляускайте, Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / / Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Сб. науч. тр. М., 1987.
3.Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
4.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
5.Досуг в школе журнал №12/2005
6.Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991.
7.Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд.4-е. ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375 с. (Психологический практикум)
Информация о работе Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте