Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
задачи исследования:
1) изучить литературу по теме курсовой работы «формирование личности младшего школьного возраста;
2) провести исследования уровня сформированности личности младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………6
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников…...6
1.2. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте ……….9
1.3. Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА………………………………..14
2.1. Организация и методы исследования…………………………………....14
2.2. Результаты исследования развития личности младшего школьника…18
2.3. Младший школьник – новая личность……………………………..……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….34
В классе 21 ученик, 18 из них себя оценивают адекватно. У Бухариной Е. А. прослеживается тенденция к завышению самооценки. Двое учеников в классе (Петухова Н. В., Соловьёв В. О.) имеют низкую самооценку. Классному руководителю следует обратить на них внимание, возможно проведение различных внеклассных мероприятий для повышения уровня самооценки учащихся, оценивающих себя неадекватно.
Таблица 2.2. Результаты исследования уровня притязаний учащихся
ФИО | Целевое отклонение | Уровень притязаний |
Бухарина Е. А. | 0,66 | Умеренный |
Вейце М. А. | -0,66 | Умеренный |
Димпул С. Ю. | пренебрежение инструкцией | |
Загайнова Е. И. | -1,00 | Низкий |
Зыков Е. Э. | -1,66 | Низкий |
Лалаева С. С | 0,33 | Умеренный |
Лапин Г. В. | -2,00 | Нереалистично низкий |
Ларионова О. А. | -2,33 | Нереалистично низкий |
Михайлова Н. Б. | -0,33 | Умеренный |
Одинцова Е. С. | -0,33 | Умеренный |
Петухова Н. В. | -1,33 | Низкий |
Прохорова А. А. | -1,33 | Низкий |
Самофеева Н. Ю. | -0,66 | Умеренный |
|
Смирнова А. В. | -2,66 | Нереалистично низкий |
Смоленцева А. А. | -2,00 | Нереалистично низкий |
Соловьёв В. О. | -1,00 | Низкий |
Таюков Д. М. | -1,00 | Низкий |
Тихонова Е. Н. | -2,66 | Нереалистично низкий |
Трефилов А. А. | -5,00 | Нереалистично низкий |
Швец Н. С. | -3,00 | Нереалистично низкий |
Яковлева А. К. | -1,66 | Низкий |
В классе 21 человек, из них реально оценивают свои возможности только 6 учеников. Уровень притязаний у 7 человек в классе низкий. Результат исследования уровня притязаний у одного человека (Димпул С. Ю.) невозможно интерпретировать, т. к. он пренебрег инструкцией при заполнении бланков методики. Оставшиеся 7 человек оценивают свои возможности нереалистично низко. В связи со складывающейся ситуацией классному руководителю необходимо принять меры и добиться того, чтобы ученики реально оценивали свои возможности. Необходимо так организовывать деятельность класса, чтобы ученики были вовлечены в различные виды деятельности, чтобы ребенок нашёл себя в той или иной деятельности, но не следует забывать и о напряженности психики, а также, что не менее важно, о создании ситуации успешности выполнения деятельности.
Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.
Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.
Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления “неразделенной любви”.
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – “лидеры” : 5 и более выборов,
2 – “предпочитаемые” - 3-4 выбора,
3 – “принебрегаемые” - 1-2 выбора,
4 – “отверженные” - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
д) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате статусные категории каждого ребенка:
в экспериментальной группе “А”:
лидеры – 9 человек.
предпочитаемые – 3 человека.
принебрегаемые – 8 человек.
отверженные – 5 человек.
в экспериментальной группе “В”:
лидеры – 7 человек.
предпочитаемые – 7 человека.
принебрегаемые – 7 человек.
отверженные – 4 человек.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод (смотри диаграмма 2.1.):
в экспериментальной группе “А” более 50% детей имеют неблагоприятный статус, а 48% относятся к первой и второй статусным группам;
в экспериментальной группе “В” более 50% детей имеют благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 44% имеют третий и четвертый статус.
Диаграмма 2.1. Статусные категории исследуемых групп
Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрического статуса (см. диаграмму 2.2.) очевидно, что:
в экспериментальной группе “А” 38 % мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры), что на 13 % больше, чем в экспериментальной группе “В” (25 %);
из графика также видно, что: 8 % мальчиков экспериментальной группы “А” относятся к предпочитаемым, а в экспериментальной группе “Б” их –25 %;
к третьей статусной категории относятся 23 % в экспериментальной группа “А” и 33 % в экспериментальной группе “Б”;
к четвертой статусной категории относятся 17% мальчиков экспериментальной группы “А”, что на 4 % меньше, чем в экспериментальной группе “Б” (17 %).
Диаграмма 2.2. Статусные категории исследуемых групп (мальчики)
Сравнив данные графика также можно видеть, что:
в экспериментальной группе “А” 34 % девочек имеют первую статусную категорию, а в экспериментальной группе “Б” - 31 %.
к предпочитаемым относятся 8% девочек в экспериментальной группе “А” и 31 % в экспериментальной группе “Б”;
третью статусную категорию (принебрегаемые) имеют 50 % девочек в экспериментальной группе “А” и 23 % в экспериментальной группе “Б”;
к категории отверженные относятся в экспериментальной группе “А” 8% и в экспериментальной группе “Б” 15 %.
Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе “Б” эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе “А”.
Рисунок 1. Социограмма
Обобщенные результаты нашего исследования представлены в таблице 2.3. и 2.4.
Таблица 2.3. Экспериментальная группа “А”.
Порядковый № | Качества личности | Средний балл | Уровень | ||||||
Доброта | Честность | Сообразительность | Трудолюбие | Щедрость | Любознательность | Общительность | |||
| 4,2 | 3,5 | 2,7 | 3,5 | 4,3 | 5 | 2 | 3,6 | Средний |
| 4,0 | 4,7 | 4,2 | 4,5 | 5,0 | 4,3 | 4,8 | 4,5 | Высокий |
| 3,2 | 2,8 | 3,4 | 2,6 | 3,3 | 3,1 | 4,7 | 3,3 | Средний |
| 4 | 4,2 | 4 | 5 | 3,5 | 4 | 4,7 | 4,2 | Высокий |
| 4,1 | 3,6 | 2,9 | 3,7 | 4,4 | 4,8 | 2,4 | 3,7 | Средний |
| 2 | 4,2 | 3,5 | 5 | 3,5 | 4,3 | 2,7 | 3,6 | Средний |
| 3,9 | 4,2 | 4,9 | 4,7 | 3,2 | 3,1 | 4,6 | 4,1 | Высокий |
| 2,1 | 2,9 | 2,5 | 3,1 | 3,3 | 0,5 | 3,1 | 2,9 | Низкий |
| 4,2 | 3,3 | 4,9 | 4,2 | 3,9 | 4,6 | 3,1 | 3,1 | Средний |
| 3,3 | 3,5 | 3,6 | 2,6 | 3,5 | 2,2 | 1,6 | 2,9 | Низкий |
| 4,2 | 4,9 | 3,1 | 3,9 | 4,6 | 4,2 | 3,3 | 4,1 | Высокий |
| 4 | 4,7 | 3 | 3,7 | 4,4 | 4 | 3,5 | 3,9 | Средний |
| 4 | 3,7 | 2,6 | 3,2 | 3,3 | 2,4 | 3,2 | 3,2 | Средний |
| 3,8 | 4 | 3,5 | 3,5 | 3,6 | 4 | 2,1 | 3,5 | Средний |
| 4 | 3,6 | 4,2 | 4,9 | 3,9 | 4,1 | 4 | 4,1 | Высокий |
| 3,2 | 3,8 | 3,4 | 4,8 | 3,6 | 3,4 | 3 | 3,6 | Средний |
| 1,5 | 2 | 2,7 | 2,8 | 3 | 3,5 | 2 | 2,9 | Низкий |
| 3,8 | 3,9 | 4,2 | 3,9 | 3,6 | 3,7 | 2,1 | 3,6 | Средний |
| 4 | 3,7 | 3,8 | 4 | 3,5 | 3,2 | 3 | 3,6 | Средний |
| 4,5 | 4 | 2,5 | 4,5 | 4,5 | 5 | 4,5 | 4,2 | Высокий |
| 4,8 | 5 | 3,5 | 4,8 | 5 | 5 | 4,1 | 4,6 | Высокий |
| 4 | 3,5 | 3,6 | 4 | 3,5 | 1,3 | 3,2 | 3,3 | Средний |
| 2 | 2,2 | 3 | 2,5 | 2,6 | 2 | 2,2 | 2,9 | Низкий |
| 3,5 | 3 | 5 | 4,5 | 3 | 1 | 4,5 | 3,5 | Средний |
| 4 | 3,5 | 4,8 | 1,4 | 3,6 | 3,7 | 4,9 | 3,7 | Средний |
В целом по классу | 3,61 | 3,69 | 3,58 | 3,81 | 3,74 | 3,45 | 3,33 |
|
|
Информация о работе Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте