Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
задачи исследования:
1) изучить литературу по теме курсовой работы «формирование личности младшего школьного возраста;
2) провести исследования уровня сформированности личности младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………6
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников…...6
1.2. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте ……….9
1.3. Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника…………………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА………………………………..14
2.1. Организация и методы исследования…………………………………....14
2.2. Результаты исследования развития личности младшего школьника…18
2.3. Младший школьник – новая личность……………………………..……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….34
Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств.
1.2. Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте
Первые годы жизнь ребенка всецело зависят от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.
Когда ребенок идет в школу мы уже говорим о младшем школьном возрасте. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе - положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, то есть учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.
Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные, то есть происходит формирование личности ребенка.
В настоящее время на формирование личности младшего школьника очень сильно влияет социально-экономический кризис. В связи с этим повышается число нарушений в поведении детей, что ведет к их агрессивности. В данных условиях не возможно формирование полноценной личности.
1.3. Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру тех отношений, которые составляют общественную жизнь коллектива, дошкольная группа существенно отличается от коллектива школьников.
Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность.
Сложная и многообразная жизнь школьного коллектива требует и сложной его организации. В отличие от коллективов детей дошкольного возраста, в коллективе школьников, помимо их совместной учебной работы, существуют и другие, гораздо более развитые, чем в дошкольном возрасте, виды коллективной деятельности, в которых каждый ребенок выполняет свои особые обязанности. Таким образом, в школьном коллективе существует и разделение обязанностей, и их объединение в единое целое, иначе говоря, существует сложное объединение усилий отдельных детей.
В коллективе школьников нет и не может быть, по выражению Макаренко, «равностояния», здесь складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное место.
Организуемая школой общественная жизнь детей с необходимостью приводит к формированию среди учащихся общественного мнения, к возникновению традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя и закрепляются в каждом школьном коллективе.
Итак, вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности. Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется тот более высокий тип социальной направленности личности, который характерен для каждого, кто живет осознанными коллективными интересами. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников.
Конечно, вхождение в коллектив и формирование социальной направленности личности школьника происходит далеко не сразу. Это — длительный процесс, протекающий под руководством учителя, процесс, который можно проследить, наблюдая и анализируя поведение школьников разных классов.
Если в коллективе проводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной работе, следят за дисциплиной, интересуются не только своими успехами, но и успехами всего класса. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением коллектива.
Характер товарищеских взаимоотношений также меняется на протяжении младшего школьного возраста. В I классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения к выбору товарища. Товарищеские взаимоотношения завязываются, преимущественно, на основе внешних обстоятельств: дружат между собой те, кто сидит на одной парте, живут на одной улице и т.п. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или в процессе коллективной игры. Но как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими; возникают определенные требования к личным качествам товарища.
Оценка личных качеств товарища первоначально строится, исключительно, на основе оценки учителя, причем предметом оценки является прежде всего отношение ученика к своим школьным обязанностям. Постепенно в основание оценки входит отношение товарища к товарищу и, наконец, более многообразные моральные качества личности. В III-IV классах часто завязывается уже подлинная дружба. Она строится на основе общих интересов (интерес к отдельным отраслям знания, внешкольным занятиям, спорту), а также на почве общих переживаний и мыслей.
Новая направленность, возникающая у детей младшего школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет товарищей.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Организация и методы исследования
Исследование особенностей личности младшего школьника проводилось в несколько этапов, в основу выделения которых была положена система организационно-методических средств и принципов исследования.
Первый этап – поисковый. На этом этапе проведен теоретический анализ специальной литературы по вопросам возрастных особенностей младшего школьника, центральных новообразований, структуры личности. Помимо этого был определен научно-исследовательский аппарат и составлен план эмпирического исследования.
В качестве инструментария исследования были отобраны признанные в психодиагностике методики: прием Т.Дембо-Рубинштейн "Лесенка" для изучения самооценки; методика Юкнят в модификатгии Н.С.Курека "Лабиринты" для изучения уровня притязаний; адаптированный детский 11-факторный опросник Р.Кеттела; социометрия Дж. Морено; методика Ф.Фидлера для изучения стиля педагогического общения; адаптированный нами тест самоактуализации личности, разработанный Н.Ф.Калининой на основе вопросника Э.Шостром.
Второй этап – эмпирический. На данном этапе проводилось непосредственно исследование личности младшего школьника. Проведена математическая обработка полученных данных.
Третий этап – обобщающий. Обобщены и систематизированы полученные результаты исследования, уточнены теоретические выводы.
Методика «Лесенка». Данная методика направлена на выяснение отношения ребенка к себе, представлений его об отношении к нему других людей (в особенности родителей, братьев, сестер, учителя/воспитателя). Ребенку предлагалось расположить себя на определенной ступеньке лестницы в соответствии с его представлениями о своем месте (с точки зрения себя, мамы, папы…). Анализ проводился следующим образом – если ребенок ставит себя на одну из 2-х нижних ступенек, или на верхнюю – это рассматривается как тревожный признак. Нормальным для ребенка дошкольного/младшего школьного возраста считается расположение себя на ступеньках 3-6.
Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.
Основой теста Кеттелла служит "теория личностных черт", при этом личность описывается совокупностью первичных свойств личности, которые определяют ее внутреннее содержание и поведение. Тестируемая личность попадает в уже готовую систему координат, и там измеряются ее свойства и сравниваются с заранее заданными свойствами.
Нами была использована модификация взрослого варианта 16-факторного личностного опросника Р.Кеттелла, и была специально разработана и адаптирована для детей младшего школьного возраста (8 — 12 лет). Вопросы В тесте специально подобранны так, чтобы быть понятны ребенку — он проще и содержит меньшее количество вопросов.
В опроснике — 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая из черт может быть как положительной, так и отрицательной, например: "уравновешенность-
Сумма баллов по каждой шкале переводится в оценки — стены. В методике выделяют три уровня развития разных черт личности: низкий (1 — 3 стены), средний (4 — 7 стены) и высокий (8 — 10 стены). Максимальная оценка 10 баллов, среднее значение 5, 5 балла.
Описывая разные личностные черты, согласно опроснику Кеттелла, представляют крайние полюса их развития (высокий и низкий), при этом даются соответствующие количественные и качественные оценки.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Испытуемому предлагается представить себе какого-либо человека, которого он хорошо знал или знает и считает наиболее предпочитаемым для себя сотрудником. Называть этого человека экспериментатору не надо. Затем испытуемого просят дать оценку деловых и личных качеств этого наиболее предпочитаемого сотрудника по 8-и или 9-ибальной биполярной шкале, и подсчитывается его средняя оценка по деловым и личным качествам отдельно, а также по всем характеристикам. Этот показатель обозначается 3-я начальными буквами, английского термина "mostpreferredco-worker" (MPC)
Аналогичным образом испытуемой мысленно производит выбор наименее предпочитаемого сотрудника ("least preferred co-worker"), средняя оценка деловых и личных качеств которого составляет показатель, условно обозначаемый как LPC.
Дальнейшая обработка полученных данных происходит следующим образом: по каждому отдельному качеству подсчитывается разность d между оценками предпочитаемого и непредпочитаемого сотрудников, затем все разности возводятся в квадрат и полученные квадраты разностей суммируются для получения общего D2, из которого впоследствии путем извлечения квадратного корня определяется дисперсия D, рассматриваемая как индекс предполагаемого подобия между противоположными образами и обозначаемая как ASO ("assumed similarity of opposites"). Данный показатель может быть рассчитан как по всему набору оцениваемых качеств (ASOо, т.е. общий), так и отдельно по деловым и личным качествам (ASOд, ASOл).
В качестве наиболее информативных показателей обычно наряду с ASO используется показатель LPC. Между значениями этих 2-х показателей как зарубежными, так и советскими исследователями отмечается наличие отрицательной корреляционной связи: чем выше значение LPC тем меньше величина ASO и наоборот
2.2. Результаты исследования развития личности младшего школьника
Обработка результатов исследования самооценки личности и уровня притязаний учащихся представлена в таблицах 2.1. и 2.2. соответственно.
На основании этих результатов можно будет говорить о том, что существует ли зависимость между успеваемостью учащихся и их ведущей деятельностью и, если такая зависимость существует, то как она проявляется, а также каков вид функции, описывающей эту зависимость.
Таблица 2.1. Результаты исследования самооценки личности учащихся
ФИО | Сумма d^2 | Коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена | Самооценка личности |
Бухарина Е. А. | 145 | 0,891 | Тенденция к завышению |
Вейце М. А. | 438 | 0,672 | Умеренная |
Димпул С. Ю. | 562 | 0,579 | Умеренная |
Загайнова Е. И. | 416 | 0,688 | Умеренная |
Зыков Е. Э. | 450 | 0,663 | Умеренная |
Лалаева С. С | 676 | 0,493 | Умеренная |
Лапин Г. В. | 572 | 0,571 | Умеренная |
Ларионова О. А. | 393 | 0,705 | Умеренная |
Михайлова Н. Б. | 320 | 0,760 | Умеренная |
Одинцова Е. С. | 342 | 0,744 | Умеренная |
Петухова Н. В. | 956 | 0,283 | Низкая |
Прохорова А. А. | 536 | 0,598 | Умеренная |
Самофеева Н. Ю. | 577 | 0,567 | Умеренная |
Смирнова А. В. | 280 | 0,790 | Умеренная |
Смоленцева А. А. | 359 | 0,731 | Умеренная |
Соловьёв В. О. | 837 | 0,372 | Низкая |
Таюков Д. М. | 264 | 0,802 | Умеренная |
Тихонова Е. Н. | 560 | 0,580 | Умеренная |
Трефилов А. А. | 334 | 0,750 | Умеренная |
Швец Н. С. | 351 | 0,737 | Умеренная |
Яковлева А. К. | 216 | 0,838 | Умеренная |
|
Информация о работе Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте