Эмоциональные переживания ребенка раннего
возраста сохраняют ряд особенностей,
характерных для младенца. Они кратковременны,
неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень
впечатлительны. Эмоциональное возбуждение
оказывает сильное влияние на все поведение
малыша. В ожидании приятного события
(дня рождения, праздника и пр.) или после
него преддошкольники становятся плаксивыми,
раздражительными, капризными, отказываются
от еды и любимых игрушек, долго не могут
заснуть. В группе детей раннего возраста
по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное
заражение»: если начинает плакать один
из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции чаще всего
вызывают: нарушение режима дня,
неправильные воспитательные приемы
кормления, укладывания и умывания,
недостаточно продолжительное и
эмоционально насыщенное общение
со взрослым, отсутствие условий
для самостоятельной игры, возникновение
«экзальтированной» привязанности к какому-либо
члену семьи, отсутствие единства требований
к ребенку и рассогласование в приемах
его воспитания.
Эмоции во многом определяют
поведение ребенка. Он действует
не задумываясь, под влиянием
сиюминутных возникших переживаний.
Чувства выполняют побуждающую
роль, являясь мотивом поведения,
которое поэтому импульсивно (А.Н.Леонтьев).
Чувства побуждают к поступкам
и в них не закрепляются.
В то же время в возрасте
1-3 лет происходят заметные изменения
в эмоциональной сфере. Так, в
отсутствие мамы малыш вспоминает
и тоскует о ней. В отличие
от младенца, которому в большей
степени свойственны подражательные
переживания, у преддошкольников
все ярче проявляются собственные
чувства к окружающему.
Эмоции детей второго года
жизни тесно связаны с предметной
деятельностью, ее успешностью или
неуспешностью (Е.Волосова). Эмоциональные
реакции теперь вызываются более
разнообразными причинами, чем у
младенца. Как и в предыдущий
возрастной период, интерес к
объекту в сочетании с неумением
действовать вызывает неудовольствие,
гнев, огорчение. Негативные реакции
свидетельствуют о том, что способ
действия еще не сформирован.
Значит, ребенку нужно помочь, подсказать,
как действовать.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся
в улыбках, возгласах, частых обращениях
ко взрослому, говорят о том, что
ребенок действие освоил и
хочет получить одобрение при
каждом самостоятельном решении
практической задачи, но полного
умения еще нет и он может
ошибаться.
Положительные эмоции во многих
случаях отражают уровень удовлетворения
потребности (познавательной, двигательной
и др.). Поэтому можно сказать,
что происходит дальнейшая социализация
эмоций.
К концу второго года жизни
малыш получает удовлетворение
от игры. Возникают переживания,
связанные не только с условными
действиями, но и с сюжетом (Е.Гаспарова).
Малыш (около 2 лет) бурно реагирует
на казалось бы незначительный
факт в игре: упала кастрюлька.
Он плачет, кричит, а нередко и
совсем прекращает играть. Ведь
для него представляет важность
именно правильное выполнение
действия.
К 3 годам у ребенка, поглощенного
сюжетом и выполнением роли, неудачи
предметного характера не вызывают
отрицательных эмоций, как раньше.
Его переживания теперь неразрывно
связаны с сюжетной стороной
игры. Эмоциональный отклик на
игровые события показывает не
только высокий уровень развития
игры, но и ее эмоциональную
значимость для ребенка.
В раннем возрасте развиваются
высшие чувства, предпосылки которых сложились
в младенчестве.
К 3 годам отчетливо проявляются
эстетические чувства. Малыш переживает
характер музыки: веселой и грустной,
плавной и бодрой. Он радуется
украшениям, красивой одежде, цветущим
растениям. Восторг, как у младенца,
вызывает все яркое и блестящее,
но ребенок учится отличать
красивое от некрасивого, гармоничное
от дисгармоничного.
На основе чувства удивления,
которое наблюдалось еще у
младенца, в раннем детстве возникает
элементарная любознательность. Начинают
появляться познавательные вопросы.
Зарождаются новые чувства в
отношении сверстников: соперничество,
элементы зависти, ревность. Малыш
стремится узурпировать внимание
взрослого и протестует, когда
оно делится между детьми или
оказывается другому ребенку.
В то же время при систематическом
побуждении взрослого ребенок
начинает распространять на сверстника
чувство симпатии. На 2 и 3-м году
жизни проявления симпатии усложняются.
В возрасте 2-3 лет дети оказывают
самостоятельно посильную помощь
пострадавшему, утешают плачущего,
привлекают к участию в удовольствии,
нередко делятся сладостями, игрушками.
Возрастает избирательное отношение
к товарищам, выражаясь в явных
предпочтениях.
Дети хорошо понимают настроение
близких, любовь и симпатия к
которым приобретает новые формы.
Малыш стремится к похвале, одобрению,
огорчается, если их не получает.
Освоение преддошкольником речи
приводит к тому, что определенные
слова приобретают условно-эмоциональное
значение, способность выражать
положительное или отрицательное
отношение к ребенку со стороны
взрослых. Слово включается в
эмоциональные процессы, изменяя
их протекание.
Зарождение эмоциональной реакции
на похвалу создает условия
для развития самолюбия и чувства
гордости (Р.Х.Шакуров). Сначала переживания
гордости неустойчивы и возникают
лишь при прямой оценке ребенка
взрослым. По мере повторения
положительных оценок, направленных
на одни и те же качества,
гордость становится устойчивой
и постоянной. Складывается потребность
всегда получать и сохранять
положительную оценку взрослого,
удовлетворяющую самолюбие малыша,
что говорит о возникновении
первых зачатков чувства собственного
достоинства. С его появлением
усложняются реакции ребенка
на внешнюю оценку. Когда новая
оценка противоречит старой, возникает
сопротивление ребенка.
Под влиянием воздействия на
малыша положительной и отрицательной
оценки возникает чувство стыда,
связанное со всем прошлым
опытом взаимодействия ребенка с окружающим.
В основе чувства стыда лежит формирование
представлений о положительно и отрицательно
оцениваемых образцах поведения. Оно возникает
у преддошкольника при отклонении его
поведения от положительно оцениваемого
образца в отрицательную сторону. При
этом сам ребенок чувствует это отклонение
и воспринимает такую ситуацию как утрату
положительного мнения взрослых, понижение
своего достоинства. [13].
2.3. Причины эмоционального
неблагополучия детей
Под эмоциональным неблагополучием
понимается отрицательное самочувствие
ребенка. Оно вызывается многими
причинами. Главной выступает неудовлетворенность
ребенка общением со взрослыми,
прежде всего с родителями
и со сверстниками. Недостаток
тепла, ласки, разлад между членами
семьи, отсутствие тесных эмоциональных
контактов с родителями приводит
к формированию у ребенка тревожно-пессимистических
личностных ожиданий. Их характеризует
неуверенность малыша, чувство незащищенности,
иногда страх в связи с прогнозируемым
отрицательным отношением взрослого.
Такое отношение взрослого провоцирует
у ребенка упрямство, нежелание
подчиняться требованиям родителей,
то есть является серьезным
«психологическим» барьером между
взрослым и детьми. Тогда как
тесные, насыщенные эмоциональные
контакты, при которых ребенок
является объектом доброжелательного,
но требовательного оценочного
отношения как личность, формирует
у него уверенно-оптимистические
личностные ожидания. Для них
характерно переживание возможного
успеха, похвалы, одобрения со стороны
близких взрослых.
Эмоциональное неблагополучие, связанное
с затруднениями в общении
с другими детьми, может приводить
к двум типам поведения.
К первой группе относятся
дети неуравновешенные, легко возбудимые.
Безудержность эмоций у них
часто становится причиной дезорганизованности
их деятельности. При возникновении
конфликтов со сверстниками эмоции
детей часто проявляются в
аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко
сопровождаемых слезами, грубостью,
драками. Наблюдаются сопутствующие
вегетативные изменения: покраснения
кожи, усиление потоотделения и
пр. Негативные эмоциональные реакции
могут быть вызваны серьезными
или незначительными причинами.
Однако, быстро вспыхивая, они быстро
угасают.
Вторую группу составляют дети
с устойчивым негативным отношением
к общению. Как правило, обида, недовольство,
неприязнь и т.д. надолго сохраняются
в их памяти, но при их проявлении
дети более сдержаны. Такие дети
характеризуются обособленностью,
избегают общения. Эмоциональное
неблагополучие часто сопряжено
с нежеланием посещать детский
сад, с неудовлетворенностью отношениями
с воспитателем или сверстниками.
Острая восприимчивость ребенка,
его чрезмерная впечатлительность
могут привести к внутриличностному
конфликту.
Другой существенной причиной,
вызывающей эмоциональное неблагополучие,
являются индивидуальные особенности
ребенка, специфика его внутреннего мира
(впечатлительность, восприимчивость,
ведущие к возникновению страхов) (Е.Гаспарова).
Причины детских страхов очень
разнообразны. Их появление прямо зависит
от жизненного опыта ребенка, степени
развития самостоятельности, воображения,
эмоциональной чувствительности, склонности
к беспокойству, тревожности, робости,
неуверенности. Чаще всего страхи порождаются
болью, инстинктом самосохранения.
В раннем детстве для малыша
непереносима даже короткая разлука
с матерью, поэтому ребенок становится
плаксивым, плохо засыпает и просыпается
в слезах, а днем старается быть поближе
к матери. Страх темноты и одиночества
не возникает, если ребенок привык спать
еще на первом году жизни в неосвещенной
комнате. Страхи проявляются чаще всего
перед сном. Поэтому время после ужина
должно проходить в атмосфере уюта и покоя.
Перед сном неуместны шумные игры, просмотр
страшных фильмов и прослушивание страшных
сказок. Лучше подходят истории о безобидных
существах, добрых и забавных гномах, животных,
но не богатые приключениями. Эмоциональный
комфорт в семье, внимание к чувствам и
переживаниям малыша, готовность прийти
на помощь предупреждают детские страхи.
Неоправданно
строгая позиция взрослого и
неадекватные средства воспитания
приводят к перенапряжению нервной
системы и создают благоприятную
почву для появления страхов.
К таким средствам воспитания
относятся угрозы, суровые или
телесные наказания (шлепки, удары
по рукам, голове, лицу), искусственное
ограничение движений, пренебрежение
интересами и желаниями малыша
и пр. Постоянное запугивание
приводит к тому, что дети становятся
бессильными, теряют способность
рассуждать, переживают острый эмоциональный
дискомфорт. Большую роль в возникновении
страхов у ребенка играет наличие
страхов у самой матери. Помня
о своих детских страхах, она
непроизвольно ограждает малыша
от когда-то пугавших ее объектов,
например животных. Так неосознанно
формируются тревожные чувства,
возникают «наследственные» страхи.
Развивающееся воображение приводит
к тому, что к трем годам
появляется целая группа страхов,
связанных со сказочными героями,
темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность
к страхам имеется у малообщительных
детей, ограниченных в контактах.
У таких детей, кроме страхов,
могут возникать агрессивность,
упрямство, капризы. Развитие страхов
взрослые стимулируют, когда заставляют
детей сдерживать свои эмоции,
не понимают их переживаний. Тогда
на вид сдержанные дети на
самом деле исполнены всевозможных
сильных отрицательных чувств. Нельзя
стыдить ребенка за переживаемый страх.
Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием
насмешек малыш начинает скрывать страх,
который не только не исчезает, но в таком
случае даже усиливается. Ребенок становится
пассивным, склонным к переживанию депрессии.
2.4. Профилактика
эмоционального неблагополучия
Сохранение положительных взаимоотношений
со своими родителями и близкими - условие,
при котором личность ребёнка будет развиваться
благополучно. Хорошее отношение со стороны
близких, особенно мамы и папы, необходимо
ребёнку. Желание заслужить родительское
одобрение, похвалу является одним из
наиболее действенных рычагов воспитания.
Оценка поведения со стороны родителей
и близких - один из важнейших источников
чувств малыша. Похвала вызывает чувство
гордости, постепенно начинает появляться
такое важное образование, как самоуважение.
После того, как у ребёнка возникло отношение
к самому себе как "хорошему", у него
появляется стремление к тому, чтобы соответствовать
требованиям взрослых, быть признанным
сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы
взрослый выражал уверенность в том, что
малыш обязательно научится тому, чего
ещё пока не умеет; что он действительно
хороший, честный, добросовестный, доброжелательный,
замечательный ребёнок.