Развитие эмоциональной сферы у детей раннего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «эмоции».
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития детей раннего дошкольного возраста.
3. Изучить формирование и развитие эмоций детей раннего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения эмоций………………………………..6
1.1. Понятие об эмоциях…………………………………………………6
1.2 Виды эмоций. Положительные и отрицательные эмоции…………8
1.3. Анализ теоретического опыта научных исследований…………..11
2. Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста………………………………………………………………………16
2.1. Особенности раннего возраста……………………………………16
2.2. Формирование и развитие эмоций в раннем детстве……………18
2.3. Причины эмоционального неблагополучия детей……………… 22
2.4. Профилактика эмоционального неблагополучия детей…………25
2.5. Коррекция эмоциональной сферы………………………….. ……26
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы…………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 58.23 Кб (Скачать)

       Аффекты  обычно сопровождаются двигательным  перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность  речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызываются аффекты сильными  раздражителями (словами, поведением  других людей, некоторыми обстоятельствами). Чаще же всего аффективные  реакции есть следствие недостаточной  воспитанности человека, его слабой  воли, неумения владеть собой, контролировать  свое поведение. Нередко такого  рода реакции наблюдаются у  детей и подростков, так как  процессы торможения у них  еще недостаточно выражены.

      Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности. Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности. Проявления страсти могут наблюдаться и в детском возрасте, хотя в этом случае правильнее говорить об увлечениях.

        Стрессовые состояния. Эмоциональные стрессовые (от английского слова «стресс» - напряжение) состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большей внутренней напряженностью. Это переживания, возникающие при опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения и т.д. Стрессы приводят к различным физиологическим изменениям и нарушениям поведения. [7]

1.3. Анализ теоретического  опыта научных исследований

         Первые психологические теории эмоций (классические) объясняли поведение человека, исходя из наблюдений. В XVIII-XIX вв. не было единой точки зрения на природу эмоций. Самой распространенной была позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал 1) И.Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактором является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Этой же позиции придерживался и В. Вундт (1832-1920). По его мнению, эмоции – это, прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций. Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о психической природе эмоций.

     2. В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Дарвин показал, что во внешнем выражении различных эмоциональных состояний, в связанных с эмоциями телесных движениях есть много общего у человека и обезьян. Кроме того, Дарвин заметил, что чем выше положение, занимаемое живым существом на эволюционной лестнице, тем богаче и разнообразнее его эмоциональный мир. Эти наблюдения легли в основу созданной им теории эмоций, получившей название эволюционной теории эмоций. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные психофизиологические приспособительские явления, способствующие выживанию, борьбе за существование и адаптацию живых существ к условиям их жизни.

3. Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». У. Джемс, сформулировал свою периферическую теорию эмоций. Джемс утверждал, что каждое восприятие путем известного рода физического воздействия оказывает на наш организм широко распространенное действие, предшествующее возникновению в нас эмоций или эмоционального образа. Согласно теории Джемса, при эмоциях мы испытываем различные ощущения, приходящие от различных частей тела. Каким путем объекты, вызывающие эмоции, порождают в нас телесные возбуждения? Отвечая на данный вопрос, Джемс приводит объяснения, прежде всего Дарвина. Например, эмоции, связанные с уничтожением кого-то (врага), выражаются в общем напряжении мышечной системы, в скрежете зубов, выпускании когтей, в расширении глаз и фыркании, что  является условием успешной борьбы. Такая черта, как оскаливание зубов, обнажение верхних зубов, скашиванием рта на сторону, рассматривается Дарвиным, как нечто унаследованное нами от наших предков. Приводя отмеченные выше примеры для объяснения происхождения эмоциональных реакций, Джемс одновременно заявляет, что предложенные причины не объясняют всех эмоциональных телесных проявлений. К ним относит: ощущение «куска в горле» при сильной печали, сердечная тоска при боязни, своеобразные явления, происходящие во внутренностях и внутренних железах и др.

     В заключение отметим, что из периферической теории эмоций можно сделать вывод о том, как управлять своими эмоциями. Подавите в себе внешнее проявление страсти, и она замрет в вас. Прежде чем отдаться вспышке гнева, попробуйте сосчитать до десяти – и повод к гневу покажется вам ничтожным. Если мы хотим подавить в себе нежелательное эмоциональное влечение, мы должны терпеливо воспроизводить на себе внешние движения, соответствующие противоположным желательным для нас душевным настроениям.

Почти в одно время с Джемсом (1884) сходные взгляды на природу эмоций высказал Ланге (1885) в своей «сосудисто-двигательной теории эмоций». Согласно теории Ланге, эмоции являются результатом осознания сосудодвигательных изменений, происходящих в организме. Анализируя, например, грусть, Ланге пишет: «Устраните усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, появится легкость в членах, и от грусти ничего не останется» [3]. Теория Ланге исходит из тех же посылок, что и теория Джемса, но на более ограниченной физиологической основе. Поэтому в определенной мере ее можно считать частным случаем теории Джемса. В историческом же аспекте это две теории, появившиеся практически одновременно, поэтому обычно их объединяют и говорят о теории эмоций Джемса-Ланге.

4. Нейропсихологические теории эмоций (центральные теории эмоций). Уже Эдуард Клапаред (1873-1940) – сторонник теории Джемса, отмечал, что его теория сталкивается с большими затруднениями. Он считал, что «Эмоции – это сознание глобальной установки организма. Известно, что в случае эмоционального восприятия более полезно знать общую установку тела, чем отдельные ощущения. Организму важнее всего действие. То, что сознание схватывает в эмоции, есть, так сказать, форма самого организма, или его установка» [5] В силу сказанного, эмоция непосредственно, безусловно «понимается» тем, кто ее испытывает. Эмоция содержит в себе свою значимость.

      Серьезный шаг в объяснении возникновения эмоций можно сделать на основе физиологических и нейрофизиологических исследований эмоций. Исследования эти начались с начала XX века, но особенно активно стали проводиться с 30-40-х годов по настоящее время. Цель этих исследований заключалась в поиске мозгового «субстрата» эмоций, в изучении роли тех или иных отделов головного мозга в возникновении эмоций и в организации эмоционально-поведенческих актов.

       Американским физиологом Кенноном и канадским физиологом Бардом, в противовес господствующей тогда теории Джемса-Ланге, была сформулирована таламическая теория эмоций. Основные положения этой теории являются следующими:

1) эмоции не являются отражениями процессов, происходящих в организме, а соответствуют тому, что происходит в голове человека, а именно – в таламусе;

2) существует прямой путь возникновения эмоций, минуя внутренние органы. Он состоит в том, что воспринятая органами чувств информация сразу попадает в таламус, там перерабатывается, соотносится с актуальными потребностями организма и далее непосредственно поступает в головной мозг, где и возникает эмоция как прямое отражение КГМ процессов, происходящих в таламусе. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур мозга собственно с эмоциями более всего связан даже не сам таламус, а гипоталамус, и центральные части лимбической системы.

Теория Кеннона-Барда получила дальнейшее развитие под влиянием экспериментальной работы в области нейрофизиологии эмоций, которая убедительно показывает ведущую роль центральных механизмов головного мозга в формировании эмоций человека.

         5.Когнитивные теории. Одной из первых таких теорий стала теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а имеющиеся у него знания и представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют тому, что было намечено. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеются существенные расхождения (несоответствие или когнитивный диссонанс).

К тому, что уже было сказано об условиях и факторах, влияющих на возникновение и изменение эмоций, свои соображения добавил С. Шехтер. Он показал, что эмоциональные процессы также зависят от памяти и мотивации человека. Предложенная им концепция эмоций получила название когнитивно-физиологической. Согласно данной теории на возникшее эмоциональное состояние человека может оказывать влияние прошлый опыт (память) и оценка человеком наличной ситуации с точки зрения его актуальных потребностей (мотивация).

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций.

 

2. Психолого – педагогические особенности развития детей раннего возраста

2.1. Особенности раннего  возраста

        В  раннем возрасте ребенок уже  не беспомощное существо, он чрезвычайно  активен в своих действиях  и в стремлении к общению  со взрослыми.

       Качественные  преобразования, которые претерпевает  ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые  психологи (Р.Заззо, например), размышляя  о том, где же середина пути  психического развития человека  от момента рождения до зрелого  возраста, относят ее к трем  годам. Действительно, в этом утверждении  есть здравый смысл.

         В отношениях со взрослыми  ребенок проявляет выраженную  подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э.Эриксон), а также так называемая готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

           Отличительной особенностью поведения  ребенка раннего возраста является  то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в  данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются  прежде всего непосредственным  окружением ребенка, тем, что попадается  ему на глаза. Поэтому его поведение  зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь  к чему-нибудь, но также легко  и отвлечь. Если, например, ребенок  заплакал от огорчения, то его  нетрудно утешить – дать взамен  игрушки, которой он лишился, другую  или вообще чем-нибудь занять  его. Но уже в начале раннего  детства в связи с формированием  устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент. Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых.

         Уже в младенчестве у детей  начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям –  матери, отцу, воспитательнице в  яслях. В раннем детстве эта  симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от  взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно  к середине второго года, если  ребенок общается с другими  детьми, чувство симпатии переносится  и на них. Оно выражается в  сочувствии, помощи пострадавшему  ребенку, иногда в желании поделиться  сладостями, игрушками. Ребенок легко  заражается чувствами других  людей. Так, в группе, когда один-два  ребенка начинают плакать, этот  плач подхватывают и другие, и  он нередко распространяется  на всех малышей. [9]

          Социальная ситуация развития  в раннем детстве представляет  собой ситуацию совместной деятельности  ребенка со взрослым на правах  сотрудничества и раскрывается  в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Содержание  совместной деятельности составляет  освоение малышом социально выработанных  способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок  выделил предметы как нечто  постоянное, имеющее устойчивые  свойства. Теперь он стремится  научиться действовать с ними.

          В возрасте 1-3 лет малыш как  бы всецело поглощен предметом  и не может от него «оторваться». Ведущей деятельностью становится  предметная. Она направлена на  то, чтобы ребенок овладел назначением  предметов, научился действовать  с ними так, как принято в  обществе, то есть в соответствии  с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.

По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия,  к осознанию «Я сам». [13].

2.2. Формирование  и развитие эмоций в раннем  детстве

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей раннего дошкольного возраста