Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 15:11, курсовая работа
Цель: изучение эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «эмоции».
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития детей раннего дошкольного возраста.
3. Изучить формирование и развитие эмоций детей раннего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения эмоций………………………………..6
1.1. Понятие об эмоциях…………………………………………………6
1.2 Виды эмоций. Положительные и отрицательные эмоции…………8
1.3. Анализ теоретического опыта научных исследований…………..11
2. Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста………………………………………………………………………16
2.1. Особенности раннего возраста……………………………………16
2.2. Формирование и развитие эмоций в раннем детстве……………18
2.3. Причины эмоционального неблагополучия детей……………… 22
2.4. Профилактика эмоционального неблагополучия детей…………25
2.5. Коррекция эмоциональной сферы………………………….. ……26
Заключение………………………………………………………………….. 32
Список литературы…………………………………………………………..33
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга
Защищена с оценкой_____________
Протокол №_____от_____________
Курсовая работа
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Студентки 31 группы ОЗО
специальность 050144
«Дошкольное образование»
Богомазовой Анастасии Николаевны
Руководитель
Алексеева Ирина Анатольевна
Санкт-Петербург
2014
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы изучения эмоций………………………………..6
1.1. Понятие об эмоциях…………………………………………………6
1.2 Виды эмоций. Положительные и отрицательные эмоции…………8
1.3. Анализ теоретического опыта научных исследований…………..11
2. Психолого-педагогические
особенности развития детей раннего возраста…………………………………………………………
2.1. Особенности раннего возраста……………………………………16
2.2. Формирование и развитие эмоций в раннем детстве……………18
2.3. Причины эмоционального неблагополучия детей……………… 22
2.4. Профилактика эмоционального неблагополучия детей…………25
2.5. Коррекция эмоциональной сферы………………………….. ……26
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира, маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита им полноценно, без неоправданного ускорения, - ведь тем самым закладывается основа для перехода на следующую ступень развития. В случае нарушения этого принципа имеют место негативные последствия. Так, ограничение ребенка в раннем возрасте в ласке, любви и физическом контакте приводит к его отставанию в познании окружающего мира, к снижению активности и нарастанию вялости, апатичности, к затрудненному развитию навыков общения. В результате недостаточности эмоционального опыта на ранних этапах развития у ребенка впоследствии возникают проблемы в адаптации, неспособность выразить словами и описать собственные эмоциональные переживания, неумение распознавать и учитывать чувства других людей (эмоциональная невосприимчивость). Не случайно многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, М. И. Лисина и др.) утверждают, что формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Таким образом, изучение развития эмоциональной сферы детей раннего возраста является актуальным.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир "взрослых" предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. Тем не менее, наличие или отсутствие общения со сверстниками также оказывает определённое влияние на его эмоциональное развитие.
Цель: изучение эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «эмоции».
2. Изучить психолого-
3. Изучить формирование
и развитие эмоций детей
4. Рассмотреть влияние эмоционального неблагополучия на развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста.
5. Изучить пути коррекции
эмоциональной сферы детей
Словарь основных понятий
Эмоциональное неблагополучие – это отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях: при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, при отвращении к определенной пище, в условиях жесткой регламентации жизни детей в детском саду, при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, воспитателя и сверстников.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности.
1. Теоретические основы изучения эмоций
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. [13]
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. [7]
Эмоции
не могут возникнуть сами
Значение эмоций и чувств в
жизни и деятельности человека
чрезвычайно велико. Они побуждают
человека к деятельности, помогают
преодолевать трудности в
Физиологические механизмы эмоций и чувств.
Положительное
эмоциональное состояние
Отрицательные
эмоциональные переживания
Каждый человек по опыту знает,
что сильные эмоции связаны
с целым рядом физиологических
изменений – изменяется ритм
дыхания, деятельность сердечно-
Внешнее выражение эмоций.
Изменяя жизнедеятельность
Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). По мимике и пантомимике мы, в частности, и судим о переживаемых человеком эмоциях. Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. [7]
1.2. Виды эмоций. Положительные и отрицательные эмоции.
Эмоции, как уже говорилось, есть
непосредственное переживание
Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь.
Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева. [7]
Стенические и астенические эмоции.
Эмоции
можно рассматривать и с точки
зрения того, вызывают ли они
активное или пассивное
Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т.д.
Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность.
Интенсивность и устойчивость эмоций.
В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.
Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека.
Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим – радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным. Соответствующее настроение вызывается различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины эти часто не осознаются, и у человека возникает мнение о том, что настроения беспричинны. Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, положительно влияет на окружающих. Будучи в плохом настроении (мрачном или угрюмом), человек смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит: и веселый смех людей, и сосед, неосторожно толкнувший его, и погода, и т.п.
Аффект (в переводе с латинского – душевное волнение, возбуждение) – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Таковы, например, вспышки гнева, горя, радости. В словоупотреблении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость – восторг; страх – ужас; горе – отчаяние; гнев – ярость).
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей раннего дошкольного возраста