Различия понятий «одаренность», «талант» и «гениальность»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Изученность темы: данную тему изучали как зарубежные авторы, такие как Л. Термен, Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Ф. Барон, так и отечественные авторы: В.С. Юрькевич, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова и др.
Цель работы: изучить особенности таких сторон психики, как одаренность, талант и гениальность. Рассмотреть их, как уровень руководства на примере известных личностей.

Файлы: 1 файл

Federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazova.docx

— 147.50 Кб (Скачать)

Введение

Талант – дар, над которым властвует человек; гений – дар, властвующий над самим человеком (Д. Лоуэлл)

Еще несколько десятков лет  назад С.Л. Рубинштейн писал: «Изучение  одаренности посвящено очень  много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворённостью тех методик, которые в них по большей части использовались.»

Вопросы одаренности, гениальности, таланта, как верно было подмечено  Рубинштейном, несмотря на регулярность изучения, так и остаются не понятыми до конца, с настолько разными  вариантами причинно-следственных отношений, что трудно говорить о какой-либо логической связью между этими теориями. Например, в психологической литературе вопрос о соотношений понятий одаренность, талант и гениальность имеет зачастую очень противоречивые ответы. Во многих источниках понятий «одаренность» и «талант» трактуются как синонимичные и не разделяются, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одаренности. [6]

Актуальность  темы: Актуальность темы статьи также обусловлена сложностью и недостаточной исследованностью творческой одаренности как психолого-педагогического и социального феномена, своеобразием её развития на отдельных возрастных этапах. Развитие творческой одаренности все больше приобретает не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

Далее, актуальность проблемы обусловлена противоречием  между возрастающей потребностью общества в творческих личностях, готовых  к самостоятельному, нестандартному решению проблем, творческому применению на практике профессиональных навыков  и существующей системой высшего  профессионального образования, не вполне реализующей потенциал школы  по развитию творческой одарённости  обучающихся.

Изученность темы: данную тему изучали как зарубежные авторы, такие как Л. Термен, Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Ф. Барон, так и отечественные авторы: В.С. Юрькевич, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова и др.

Цель работы: изучить особенности таких сторон психики, как одаренность, талант и гениальность. Рассмотреть их, как уровень руководства на примере известных личностей.

Различия понятий  «одаренность», «талант» и «гениальность»

В.М. Бехтерев писал, что наряду с воспитанием для всякого  творчества необходима та или иная степень одаренности. Термин «одаренность»  появился в психологии в начале XX в. благодаря американцу Г.Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями. Поскольку до этого чаще использовалось слово «талант», возникла необходимость выяснения тождества или различия этих двух терминов.

По поводу соотношения  между этими понятиями существуют разные точки зрения. Талант (от греч. talanton – вес, мера, затем – уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. В издании «Творчество…» (2008, с. 125) талант отождествляется с гениальностью, а не с одаренностью. Есть учёные, которые талант понимают как реализованную одаренность, а последняя проявляется лишь как природная предпосылка таланта.

А.В. Либин(2000) различает одаренность, талант и гениальность. Вот что он пишет по этому поводу: « Наиболее разработанной представляется область дифференциально-психологического анализа феномена креативности, компонентами иерархической организации которого является конструкты одаренности, таланта и гениальности»

Таблица 1. Дифферинциально-психологический анализ феномена креативности (по А. В. Либину)

По мнению С.Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., одаренность  определяется комплексом свойств личности. И этому есть ряд веских доказательств. Одна из газет поведала о биологе, который опубликовал научный  труд, включавший обширную библиографию – 300 названий, которые он продиктовал  машинистке по памяти и без единой ошибки. Однако незаурядная память не сделала этого биолога незаурядным  учёным.

А.Р. Лурия (1968) в течение многих лет исследовал феноменальную память  одного газетного репортера. Опыты показали, что этот репортер мог моментально запомнить и повторить громадные ряды слов и чисел в прямом и обратном порядке и начиная с любого звена этих рядов. Он воспроизводил их без всякого труда через месяц, год и даже через 16 лет после запоминания. Однако во всех других отношениях репортер был заурядным человеком, сменил за свою жизнь много профессий, но так ничего в ней и не добился.

А.В. Либин считал, что все люди от природы одаренные, но талантливы лишь обладающие специальными способностями и сумевшие их актуализировать. Между тем Б.М. Теплов писал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а только об одаренности в какой-нибудь конкретной деятельности.

По таблице Либина получается, что и одаренность, и талант, и гениальность – это лишь различная степень выраженности креативности, т.е. креативность – это родовое понятие, а одаренность и прочее – видовые понятия. [1; с. 140-142]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «одаренность»

Одаренность – это сочетание  ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Одаренность и талант многие авторы считают синонимами.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни  качество психики, которое определяет возможность достижения человеком  более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению  с другими людьми.

Одаренный ребенок – это  ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для  таких достижений) в том или  ином виде деятельности… Одаренность, во-первых, представляет собой очень  сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены  познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки ( проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный ( преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциональной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей.

Л.И. Ларионова (2007) включает в понятие одаренности три  компонента: интеллект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность.

Одаренность понимается учеными  как многоаспектное и многоуровневое явление, что нашло отражение во многих современных концепциях (Gagne, 1993; Heller, 1986; Monsk, 1992; Torrance, 1980)

Многокомпонентность одаренности  уменьшает вероятность появления большого числа талантов, поскольку случаи, когда все компоненты проявляются на высшем уровне, весьма редки. Высочайший потенциал одаренности,  по расчетам Симонтова, проявляются только у 0,5% популяции. С.Л. Рубинштейн и Б.М. Теплов понимали одаренность не как механическую совокупность способностей, а как новое качество, которое, получается, от взаимодействия и взаимовлияния входящих в неё компонентов. [4; с. 143-147]

 

 

Понятие «гениальность»

Гениальность рассматривается  со времен И. Канта как высшая степень  творческой одаренности (таланта). Попытки  понять сущность гения предпринимались  неоднократно, но до сих пор эта  сущность так до конца и не раскрыта. Причина состоит в том, что  как писал Ш. Рише (1895), невозможно установить абсолютной границы между гением и талантом. Эта граница субъективна. Несмотря на это, выделялись особенности гениев, и первой из них называлась оригинальность. Ш. Рише писал, что все гении «…отличаются от окружающей их среды. В них зарождаются идеи, которых не было, да и не могло быть в людях, живущих рядом с ними. Они инициаторы, они оригиналы. Оригинальность… есть истинный и единственный признак гениев. Они видят больше, лучше и, главное, иначе, чем обыкновенные люди. «Без оригинальности, без некоторой странности представления вы во всю жизнь останетесь бесцветным и бесполезным ученым и ни на шаг не уйдете от своих предшественников», - пишет Рише. Гений – это индивидуальность, произведения которой не всегда воспринимаются людьми как вершина творчества. «Очень часто прекрасное, тонкое и изящное произведение таланта нравится нам гораздо больше, чем бесформенное и неудобоваримое произведение гения, которое нас удивляет, смущает и шокирует» .

Ш. Рише отмечает, что «гений – это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение… А между тем природа не любит исключений. Она стремится искоренить их». Этому способствует и характер многих гениев: «Гениальный человек не всегда является элементом счастья и полезности; очень многие гении были губительны». [3; с. 102 ]

В. Н. Дружинин (1999) дает следующую  «формулу гения»:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) ×

× активность психики. [1; с. 147-150]

 

 

 

 

 

Понятие «талант»

Если верить словарю Ожегова, талант – это «выдающиеся врожденные качества, особые способности». Несомненно, Кутузов был талантлив в тактике  и стратегии, Лермонтов – в  литературе, Пикассо – в живописи. Но одним природным даром дело явно не обошлось. Можно обладать абсолютным слухом, но не стать Моцартом. Талант не просто одаренность, это умение грамотно распоряжаться и управлять тем, что тебе дано. В библейской притче три раба получили от хозяина по одному таланту. Первый закопал дар  в землю, второй разменял его, а третий приумножил – в равных условиях разные люди пришли к противоположным  результатам. 

Каждая из нас с рождения обладает потенциалом для достижения успеха в любой сфере деятельности. Да-да, и даже физические параметры  здесь ни при чем: у одного из выдающихся игроков НБА Тайрона Боггса рост всего 160 см. Но условия взросления, влияние родителей и окружения, ценности культурной среды приводят к тому, что один становится переводчиком, а другой – летчиком. Выбор профессии тоже очень относительно связан со способностями. Да и многие люди просто не верят, что талант у них есть. 

Проблема в том, что  мы слишком широко трактуем это понятие, а оно ультраспецифично: то есть у тебя есть способности не к танцам, кулинарии или фотографии, а к  танго или выпечке маффинов. Чтобы  обнаружить их, не надо опускать руки, если что-то не получается, и бояться  пробовать новое. Подумай о том, чем ты занимаешься, приносит ли это  удовольствие. Скрытый талант –  это то, что ты не замечаешь в самой себе.  
Юрий Вировец, президент HeadHunter: 

"Чтобы стать профессионалом, таланта недостаточно. Но он может  стать решающим фактором при  приеме на работу молодого  специалиста, только окончившего  университет. К сожалению, зачастую, чем человек одареннее, тем он менее усерден и более заносчив. Я знаю очень талантливого музыканта, он тяжело сходится с людьми, из-за этого ему не удалось прижиться ни в одном успешном коллективе. Если бы не его замкнутость, он наверняка стал бы одним из лучших в России. То есть без коммуникабельности мало шансов реализовать талант в полной мере. Кроме того, надо, чтобы человек действительно хотел учиться и стремился к самосовершенствованию». [7]

 

Управление, руководство, как способность

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.

Вместе с тем в основном из-за сложности управленческой деятельности эта проблема в настоящее время  все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре  управленческих способностей в должной  мере не решенным. Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана  с тем, что только на основе его  решения возможна разработка научно-обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, а также их подготовка. В настоящее  время,  однако, существует лишь ряд, как правило, слабо согласующихся  друг с другом подходов к разработке данной проблемы.

Трудности изучения управленческих способностей связаны еще с тем, что сама категория способностей является одной из наиболее сложных в психологии, раскрыта все еще не в полной мере. Она постоянно как бы «ускользает» от раскрытия ее сущности и растворяется в других психологических понятиях – знаний, умений, интеллекта, личностных качеств, психических процессов и др. Тем не менее, к настоящему времени сложилась некоторая их общепсихологическая характеристика.

Способности – это индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условиями  успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяю три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:

способности – это индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого;

это – только те особенности, которые имеют отношения к  успешности выполнения деятельности или  нескольких деятельностей;

способности несводимы к  знаниям, умениям и навыкам, которые  уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Информация о работе Различия понятий «одаренность», «талант» и «гениальность»