СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Брак как форма
межличностных гендерных отношений.……………7
1.1Брак и семья…………………………………….……………………………..7
1.2 Супружеские отношения
……………………………………………………9
1.3 Гендерные стереотипы
как основа функционально-ролевой
структуры семьи……………………………………………………………………………...11
1.3.1 Гендерные стереотипы……………………………………………………11
1.3.2 Ролевая структура
семьи и типы семей.…………………………………13
Глава 2. Удовлетворенность
браком как индикатор функционирования
семейных отношений……………………………………………………………16
2.1 Определение понятия
«удовлетворенность браком »
и ее роль в успешности брака………………………………………………………………..16
2.2 Факторы, влияющие на
степень удовлетворенности браком…………….19
Глава 3. Эмпирическое
изучение влияния распределения
семейных ролей между супругами на
уровене удовлетворенности браком……………………24
3.1 Организация и методология
исследования………………………………..24
3.2 Описание методик…………………………………………………………..25
3.3 Анализ результатов
методик……………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………...47
Приложение А Методика
определения особенностей распределения
ролей в семье (Ю. Е. Алешина,
Л.Я. Гозман) ………………….……………………….48
Введение
В реалиях XXI века особо остро
стоят вопросы изучения специфики
супружеского взаимодействия, отношения
супругов к различным сторонам семейной
жизни, представлений супругов о
желаемом распределении ролей в
семье, а также их представлений
о своей семье в целом. Основанием
для постановки данной проблемы является,
отмечаемый многими учеными и
исследователями, кризис современной
семьи. Многие молодые люди боятся вступать
в брак из-за противоречивых представлений
о семейной жизни и отношениях
между супругами; у семейных пар
часто отмечается искажение образа
семьи и образа супруга, в результате
чего формируются "семейные мифы",
что отрицательным образом сказывается
на характере супружеского взаимодействия
и жизнедеятельности семьи в
целом. В современной семье супружеские,
родительские и другие социально
важные роли с поразительной быстротой
меняются, наполняясь новым содержанием,
что актуализирует исследовательский
интерес к их изучению. Таким образом,
на сегодняшний день в условиях трансформации
общества назрела объективная необходимость
изучения семьи и семейных отношений
как теоретической базы для оказания
психологической помощи семье.
Цель работы: проанализировать степень
удовлетворенности браком в семьях разного
типа.
Гипотеза:
наибольшая удовлетворенность браком
складывается в эгалитарных семьях.
Объект
исследования: семья и ее внутрисемейные
отношения.
Предмет: удовлетворенность браком
супругов в семьях разного типа.
Задачи исследования:
- Изучение и анализ теоретического материала по проблеме;
- Рассмотреть брак как форму межличностных гендерных отношений;
- Определить место гендерных стереотипов в функционально-ролевой структуре семьи и рассмотреть типы семей;
- Анализ удовлетворенности браком супругов в функционировании семейных отношений.
База исследования: в данной
работе исследовались 20 семейных пар.
Методы исследования:
- Изучение и анализ специальной литературы.
- Анкетирование.
Глава 1. Брак как
форма межличностных гендерных
отношений
1.1 Брак и семья.
В житейских представлениях,
да и в специальной литературе
понятие «семья» часто отождествляется
с понятием «брак». На самом деле
эти понятия, по сути, имеющие общее
«бытовое» значение, не являются синонимами.
Брак
– это исторически сложившиеся разнообразные
механизмы социального регулирования
(табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных
отношений между мужчиной и женщиной,
направленного на поддержание непрерывности
жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин).
Цель брака заключается
в создании семьи и рождении
детей, поэтому брак устанавливает
супружеские и родительские права
и обязанности.
Из выше изложенного
нам становиться ясным, если
мужчина и женщина желают жить
вместе, вступать в половые отношения,
иметь и воспитывать детей,
владеть имуществом, то они должны
вступить в брак, который регистрируется
соответствующими государственными
органами и в дальнейшем охраняется
государством.
Итак, брак - это исторически
меняющаяся социальная форма
отношений между женщиной и
мужчиной, посредством которой общество
упорядочивает и санкционирует
их половую жизнь и устанавливает
их супружеские и родственные
права и обязанности. Но семья,
как правило, представляет более
сложную систему отношений, чем
брак, поскольку она может объединять
не только супругов, но и их
детей, а также других родственников.
Поэтому семью следует рассматривать
не просто как брачную группу,
но как социальный институт, то
есть систему связей, взаимодействий
и отношений индивидов, выполняющих
функции воспроизводства человеческого
рода и регулирующих все связи,
взаимодействия и отношения на основе
определенных ценностей и норм, подверженных
обширному социальному контролю через
систему позитивных и негативных санкций.
Вступившие в брак
мужчина и женщина уже образуют
семью. Такая семья называется
малосемейная. Только когда появятся
дети, эту семью считают «нормальной»,
ибо потенциальная возможность
мужчины и женщина иметь детей,
продолжать род реализовалась.
В современной науке
нет единого определения семьи,
хотя попытки сделать это предпринимались
великими мыслителями много веков
назад ( Платон, Аристотель. Кант, Гегель
и др.). Наиболее часто о семье
говорят как об основной ячейке
общества, которая непосредственно
участвует в биологическом и
социальном воспроизводстве общества.
В последние годы все чаще
семью называют специфической
малой социально-психологической
группой, подчеркивая тем самым,
что для нее характерна особая
система межличностных отношений,
которые в большей или меньшей
степени управляются законами, нравственными
нормами, традициями.
Итак, семья - это малая
социально-психологическая группа,
члены которой связаны брачными
или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной
моральной ответственностью и
социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества
в физическом и духовном воспроизводстве
населения.
Из этого определения
следует, что внутри семьи различаются
два основных вида отношений:
супружество (брачные отношения
между мужем и женой) и родство
(родственные отношения родителей
и детей, между детьми, родственниками).
Семья как своеобразная
общность людей, как социальный
институт влияет на все стороны
общественной жизни, с ней прямо
или косвенно связаны все социальные
процессы. В то же время семья
имеет относительную автономность
от общественно-экономических отношений,
выступая одним из самых традиционных
и устойчивых социальных институтов. Семья
представляет собой более сложную систему
отношений, чем брак, поскольку она, как
правило, объединяет не только супругов,
но и их детей, других родственников или
просто близких супругам и необходимых
им людей (А.Г.Харчев).
1.2 Супружеские
отношения
Для того чтобы вернуть
супружество и все его коллизии
в проблемное поле психологии необходимо
выявить именно психологические
его основания. Мы склонны рассматривать
брак как форму гендерных межличностных
взаимоотношений, обладающую свойствами
системы и являющуюся способом удовлетворения
человеком группы брачных потребностей.
Соответственно к категории брачных
потребностей мы относим: потребность
в продолжении рода; потребность
в любви; потребность в сексуальном
удовлетворении; потребность в самоактуализации;
потребность в материальном благополучии;
потребность в присоединении; потребность
одного супруга в подтверждении
собственной уникальности со стороны
другого. Анализируя брак как систему
взаимоотношений, мы начинаем оперировать
психологическими понятиями. Осмысливая
хитросплетения супружества, мы становимся
перед необходимостью исследовать
в нераздельном единстве все элементы
отношений: состояние каждого из
супругов, а также состояние объединяющих
их системообразующих связей, то есть
особенности брачных потребностей
и содержание общения. [10;31-34]
Супружеские отношения
возникают в результате официального
оформления отношений любви, по
крайней мере, в норме. Это подтверждает
современная статистика мотивов
вступления в брак. Под супружеством
как формой межличностных взаимоотношений
будем понимать совокупность социально
регламентированных отношений между брачными
партнерами. В странах с моногамной формой
брака в супружеские отношения включены
лишь два партнера, мужчина и женщина,
причем их отношения предполагаются пожизненными,
хотя не всегда дело обстоит именно так.
Супружеские отношения являются частью
семейных отношений, поэтому по содержанию,
функциям, способам регулирования они
значительно отличаются от отношений
любви. С точки зрения общества функция
супружества заключается в обеспечении
общественного контроля над воспроизводством
населения и сексуальным поведением. С
точки зрения индивида брак является межличностным
отношением, позволяющим удовлетворить
потребность в эмоциональной привязанности,
индивидуальной половой любви, потребности
в продолжении рода, организации быта
и досуга, моральной и эмоциональной поддержке.
Поэтому есть основания рассматривать
хозяйственно-бытовой эмоционально-сексуальный
психологический и родительский союз
мужчины и женщины. Причем значение супружества
не в том, что лишь в его рамках возможно
удовлетворение указанных потребностей,
— они могут быть удовлетворены и вне
брака. Значение супружества в том, что
оно организует, стабилизирует, социально
санкционирует удовлетворение этих потребностей.
Исторические преобразования брака, в
частности, выражаются в смене акцентов
на тех или иных функциях брака. Так, для
современного супружества наиболее важно
удовлетворение психологических потребностей
партнеров: потребностей в привязанности,
любви, поддержке, эмоционально-сексуальном
общении.
Полифункциональность
супружеских отношений требует
всестороннего включения личности,
создает предпосылки для высокой
избирательности при выборе партнера,
придает супружеским отношениям
исключительную глубину и интимность.
Уживаемость супругов
зачастую облегчается за счет
компенсирования несовместимости
в одной сфере — другой, в
которой есть совместимость. Как
уже говорилось, функций семейно-брачных
отношений несколько. Несовместимость
в хозяйственно-бытовой сфере
(область физического комфорта) может
компенсироваться совместимостью
сексуальной. В молодом возрасте
так чаще всего и происходит,
когда молодожены настолько подходят
друг другу в эротических играх,
в половом акте, что происходит
сильное «зацикливание» на важности
именно этой сферы совместной
жизни. Другие сферы дают о
себе знать позже, и тогда
возможен разлад в отношениях.
Отсутствие детей и неудовлетворенность
детородных и воспитательных
функций, духовная разобщенность,
хозяйственно-бытовая неустроенность
могут разрушить союз, основанный
только на сексуальной совместимости.
[11]
Таким образом супружеские
отношения довольно таки многогранны,
причем каждая грань имеет
исключительное значение для
благополучного функционирования
семьи, для ровного и гармоничного
взаимоотношения супругов.
1.3 Гендерные стереотипы
как основа функционально-ролевой
структуры семьи.
1.3.1 Гендерные
стереотипы
Первичная гендерная социализация
связана с процессом формирования
первичной гендерной идентичности,
т. е. в нашей культуре она связана
с представлением о себе как личности
определенного биологического пола.
Эта социализация в большей степени
связана с усвоением нормативных
образцов гендерного проявления личности.
С этими нормативными образцами
часто связаны так называемые
гендерные стереотипы. Гендерные
стереотипы – это устойчивые, повторяющиеся,
общепринятые представления (мнения)
о месте и исполняемых ролях того или иного
гендера в обществе, а также о личности
людей той или иной гендерной идентичности.
Как и любые другие
социальные стереотипы, они определяют
процесс восприятия окружающих
людей и оказывают влияние
на активное конструирование
социальной реальности с использованием
заложенной в них информации.
Гендерные стереотипы
можно объединить в три группы
(И. С. Клёцина, 1998):
1. Стереотипы маскулинности/фемининности,
предписывающие людям определенные
мнения о соматических, психических
и поведенческих качествах, характерных
для мужчин и женщин.
2. Стереотипы семейных
и профессиональных ролей, связанных
с гендером.
3. Стереотипы, связанные
с содержанием деятельности мужчин
и женщин. [14;30]
Гендерные стереотипы
выступают в качестве социальных
норм – основных правил, определяющих
допустимые гендерные репрезентации.
Зачастую то, что мы называем
гендерными ролями, есть не что
иное как стереотипы – обобщенная
информация о качествах, присущих
тому или иному гендеру. Подчиняться
этим стереотипам нас заставляют
социально-психологические механизмы
нормативного и информационного
давления. Нормативное давление
заключается в том, что мы
стараемся соответствовать гендерным
стереотипам, чтобы получить социальное
одобрение и избежать социального
неодобрения. Информационное давление
заключается в том, что расширение
наших знаний о себе и о
мире часто связано не с
собственным опытом, а с информацией,
предоставляемой окружающими. Правильным
мы часто считаем то, что считают
правильным другие, и свое поведение
мы склонны считать правильным, пока
наблюдаем его у других членов референтной
для нас группы.[7;54]