Пути формирования характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

В переводе с греческого характер означает «чеканка, отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 40.06 Кб (Скачать)

     Отсюда  возможна рассеянность творческого  человека, равнодушие к делам семьи, общественным и служебным обязанностям, не привязанность к месту и  времени. Подлинной жизнью творческий человек считает жизнь внутреннюю - «жизнь духа». Известна также парадоксальная, повышенная ранимость творческих людей, их чувствительность к успеху и неудаче, психологическая неустойчивость.

     Характер  формируется в системе межличностных  отношений. Наибольшее влияние на него оказывают члены семьи, одноклассники, друзья, руководители и коллеги. Большое  значение для формирования характера  имеет саморазвитие и самовоспитание. Это зависит от активности человека, его самостоятельности, инициативности и стремлении к самопознанию.

     Структура характера динамична и изменяется на протяжении всей жизни. Личностный рост человека, изменение его жизненных ситуаций неизбежно приводят и к изменениям характера.

     Наряду  с социальным и индивидуальным выделяют этнический характер, который является выражением функционально-ролевых  качеств личности, проявляющихся  в его социотипичном поведении, которое предполагает снижение индивидуальности, отказ от принятия решения в типовых  ситуациях и др.

     Вопрос  о существовании национального (этнического) характера является спорным, а сам  термин не определен. Его использование  в этнопсихологических исследованиях  подменяло изучение особенностей темперамента, ментальных и личностных характеристик.

     Национальный  характер – это совокупность определенных черт, которыми обладают представители какой-либо национальности. Характер этноса - это не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в различной степени и вариативных сочетаниях у значительного числа представителей этноса.

     Характер  складывается под влиянием многих факторов, но главная и решающая роль в его  становлении принадлежит самому человеку. При воспитании характера  важно как можно раньше включать детей в процесс самовоспитания. Установлено, что когда требования к ребенку становятся его собственными требованиями к себе, добиться от него желаемых форм поведения значительно легче и они скорее приобретают устойчивость, превращаясь в черты характера. Самовоспитание характера предполагает ориентацию на определенную модель, формирование желаемых черт и свойств и преодоление негативных, для чего приходится решать непростую задачу – разобраться во внутреннем строе своего характера.

     В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя  все другие свойства и особенности  поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

     От  других черт личности характер отличается, прежде всего, своей устойчивостью  и, как мы смогли убедиться, более  ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически  в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее  устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также  происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной  нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может  меняться характер человека.

     Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную  устойчивость, является общительность  или связанная с ней по смыслу черта – замкнутость, а также общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие – экстраверсия и интроверсия. Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй - интровертированным.

     Экстраверсия  и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению  к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным  человеком, проявляющим всегда и  везде особый интерес к тому, что  происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных  интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир  ставит выше своих внутренних субъективных переживаний.

     Характер  человека связан с его интересами, потребностями и более всего  проявляется в том, что для  человека значимо. Поэтому правильно  судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как  он себя ведет в значимых жизненных  ситуациях, которые позволяют ему  удовлетворять наиболее сильные  и актуальные потребности. 

     Заключение

     Характер  проявляется и формируется в  делах и поступках человека. Отсюда важное правило воспитания характера: одними словами, объяснениями, указаниями и уговорами, не реализующимися в  делах и не служащими образцом, руководством для последующих действий, сформировать характер нельзя. Но нельзя и недооценивать слово как  силу, воспитывающую характер человека. Также, нелепо ссылаться на характер человека в оправдание дурных и неправильных поступков. Характер не врожденное качество личности, он создается, формируется  и преобразуется в течение  жизни. Человек сам участвует  в выработке своего характера  и сам должен всегда нести ответственность  за него.

     В воспитании характера особенно важен  индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления  таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время  находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а  третьему достаточно укоризненного  взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого  не следует делать, чтобы не развивать  его самомнения, зазнайства. Для  того чтобы воспитывать характер школьника с учетом индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ученика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

    1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968, – 464 с.
    2. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. М., «Просвещение», 1973, – 288 с.
    3. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980, — с. 352
    4. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969, - с. 421
    5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, - с. 576
    6. Психология: Учебник для педагогических вузов. - М.: Юрайт-Издат, 2005, - с. 163.
    7. Рогов Е.И. Психология человека. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, - с. 320
    8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976, - с. 414
    9. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. Пособие для студ. высших учебных заведений. М., «Академия», 2002, – 208 с.

Информация о работе Пути формирования характера