Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 21:42, реферат
В переводе с греческого характер означает «чеканка, отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства
Характер, как и сама личность – очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в течение всей жизни человека.
Наиболее
привлекательны в человеке такие
черты характера, как доброжелательность,
чувство достоинства и
Глава 2. Пути формирования характера
2.1 Основы формирования характера
Формирование
характера начинается с момента
появления ребенка на свет и продолжается
в течение всей жизни. Особенно важны
годы раннего детства, когда закладываются
его основы, такие черты и свойства,
через которые все последующие
воспитательные воздействия будут
преломляться как через внутренние
условия. Решающее значение для формирования
характера имеет
Сенситивным
периодом жизни для становления
характера можно считать
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).
2.2 Формирование характера в семье
Первые ростки характера человека формируются в семье. Семья – это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми. В семье происходит усвоение социального опыта, развитие и расширение отношений ребенка к окружающему миру, людям, живой и неживой природе. В одних семьях – это отношения с позиций добра и красоты, в других они основаны на злобе и зависти. В зависимости от стиля семейного воспитания потребности детей в любви, уважении, признании удовлетворяются в разной степени, так же как и их стремление к самостоятельности. В характере каждого ребенка отражаются все особенности семьи, семейных отношений и стиля воспитания. Например, гиперпротекция способствует формированию изнеженного, несамостоятельного характера, при авторитарном стиле будут усваиваться жесткие формы воздействия на людей. Психологически обоснованным и рекомендуемым стилем воспитания характера является демократический стиль со средним, необходимым уровнем опеки, психологической поддержкой ребенка, укреплением его веры в свои силы и способности.
Далее происходит расширение социальных контактов ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортивной и т.д. У него складывается система деловых и неформальных отношений, в которых продолжает развиваться характер.
2.3 Формирование характера у младших школьников
Характер
не является врожденным, он формируется
под воздействием условий жизни
и целенаправленного
На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.
Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера ребенка.
Характер формируется в деятельности. Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности – в игре, учебе, труде. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности.
Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.
Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требований.
Первостепенное
значение в формировании характера
имеет организация личного
Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.
Мотив, действенный для данного человека – это будущая черта его характера в ее генезисе. Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.
Внешне
один и тот же поступок, одно и
то же отношение детей к занятиям,
школе, одноклассникам, учителю, в зависимости
от мотивов, из которых они исходят,
из целей, которые они более или
менее сознательно преследуют, приобретает
различный и в отношении
Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.
На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.
Главным условием формирования характера в деятельности является высокий уровень мотивации, понимание ее важности и необходимости выполнения. То, что интересно, всегда вызывает сильные и яркие эмоции. Трудная, но интересная задача, вызывает желание ее решить. Интересный вопрос побуждает к самостоятельному поиску ответа. Опыт положительных эмоциональных состояний при преодолении трудностей будет закрепляться в характере как его активность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость. Большую роль в воспитании характера школьников играют чтение, занятия художественным творчеством, спортом, туризмом. Включение их в разнообразные виды деятельности, расширение социальных контактов формирует новые типы отношений и новые черты характера. На формирование многих черт характера определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент как интегральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения человека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формирования тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, волевых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом. Импульсивное поведение, вызываемое высокой динамичностью движений и психических процессов, может преодолеваться за счет прижизненно сформированных механизмов выдержанности и самообладания.
2.4 Формирование социального характера
В формировании социального характера большую роль играет обучение. Именно способы воспитания и приемы обучения являются наиболее значимыми факторами. Социальные функции образования характеризуются как подготовка человека к той роли, которую он будет играть впоследствии в обществе.
Методы
образования выступают в
Социальный характер определяется способом существования того или иного общества. Формируясь, человек постепенно приспосабливается к требованиям экономических и социальных структур. Но его адаптивные возможности ограничены, поэтому человек вынужден формировать такие качества, которые приводят к развитию психологического ресурса. Наиболее важными из них являются: тенденция к росту, развитию и реализации потенций, выработанных человеком в процессе истории. Речь идет о способности к творчеству, к критическому мышлению, и к умению утонченно чувствовать.
Темперамент связан с эмоциональной сферой человека, а характер в большей мере – с волевой сферой.
Существует точка зрения, согласно которой одним из физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип. Динамический стереотип – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей. На формирование динамического стереотипа в различных повторяющихся ситуациях оказывает влияние отношение человека к обстановке. При образовании динамического стереотипа у человека определенную роль играет вторая сигнальная система и выражаемые через нее социальные воздействия и реакции на них.
Наличие
генетических основ характера подтверждают
факты научного исследования: сходство
характеров, прослеживаемое в родословных
линиях; связь характера с
Согласно данным современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», то есть набор различных способов реагирования на влияния среды. Взаимодействие этих предпосылок и условий среды определяет черты характера.
В
характере равномерно представлено
врожденное и приобретенное. В целом,
характер, имея биологические основы,
является следствием всей совокупности
жизненных влияний. Человеку подвластны
некоторые изменения в
На формирование социального характера существенное влияние оказывает ее жизненный путь, выбранные стратегии. Например, варианты жизни «как времяпрепровождение», «жизнь против жизни», «жизнь как творчество» или «жизнь-выживание», «жизнь-ритуал», «жизнь-трата времени» по-разному «конструируют» характер. Это закономерно, так как жизнь, подчиненная ритуалу, внешнему сценарию, регламенту не требует от человека строить планы, думать о перспективах. В этих случаях существование человека максимально упрощается, требуя лишь заучивания правил и их безукоризненного исполнения.
Совершенно иначе формируется характер творческого человека, выбравшего вариант «жизни как творчества». Творчество относится к «инициативным процессам». Оно основано на субъектности личности, ее вкусах, способностях, пристрастиях. Человек творческий – всегда «человек рефлектирующий». Реалии окружающего мира для него становятся случайными и необязательными.