Пути формирования характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

В переводе с греческого характер означает «чеканка, отпечаток». В психологии под характером понимают совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего детства

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 40.06 Кб (Скачать)

     Характер, как и сама личность – очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в течение всей жизни человека.

     Наиболее  привлекательны в человеке такие  черты характера, как доброжелательность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении  с людьми, оптимизм, преданность  своему делу, смелость, принципиальность, юмор.  

     Глава 2. Пути формирования характера

     2.1 Основы формирования  характера

     Формирование  характера начинается с момента  появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Особенно важны  годы раннего детства, когда закладываются  его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие  воспитательные воздействия будут  преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание. Основу воспитания составляют нравственное развитие, убеждение, личный пример, включение человека в разнообразные  формы общения и усложняющиеся виды деятельности – игровую, учебную, трудовую и другие, а также учет природных задатков, индивидуальных и возрастных особенностей. Велико значение личности воспитателя, его характера и примеров поведения, которые он показывает другим. Усилия родителей или учителей в воспитании какой-либо черты характера могут оказаться тщетными, если она не присуща им самим.

     Сенситивным периодом жизни для становления  характера можно считать возраст  от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много  и активно общаются как с окружающими  взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это  время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия  для подкрепления нужных форм поведения.

     Раньше  других в характере человека закладываются  такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные  им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются  данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.

     Те  свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

     2.2 Формирование характера  в семье

     Первые  ростки характера человека формируются в семье. Семья – это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми. В семье происходит усвоение социального опыта, развитие и расширение отношений ребенка к окружающему миру, людям, живой и неживой природе. В одних семьях – это отношения с позиций добра и красоты, в других они основаны на злобе и зависти. В зависимости от стиля семейного воспитания потребности детей в любви, уважении, признании удовлетворяются в разной степени, так же как и их стремление к самостоятельности. В характере каждого ребенка отражаются все особенности семьи, семейных отношений и стиля воспитания. Например, гиперпротекция способствует формированию изнеженного, несамостоятельного характера, при авторитарном стиле будут усваиваться жесткие формы воздействия на людей. Психологически обоснованным и рекомендуемым стилем воспитания характера является демократический стиль со средним, необходимым уровнем опеки, психологической поддержкой ребенка, укреплением его веры в свои силы и способности.

     Далее происходит расширение социальных контактов  ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортивной и т.д. У него складывается система  деловых и неформальных отношений, в которых продолжает развиваться  характер.

     2.3 Формирование характера  у младших школьников

     Характер  не является врожденным, он формируется  под воздействием условий жизни  и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным – именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

     На  формирование характера оказывают  влияние в первую очередь условия  жизни ребенка, та среда, в которой  человек растет и взрослеет, «дух»  общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния  служат общение со взрослыми и  сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

     Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера ребенка.

     Характер  формируется в деятельности. Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно  ведущих для него видах деятельности – в игре, учебе, труде. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности.

     Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

     Если  условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие  черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие  моральные идеи ни прививали ему  словесно. Воспитание, устраняющее  все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать  сильного характера.

     С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом  новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его  поведение в школе, дома, в общественных местах.

     Эти правила, обязанности развивают  у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно  важную роль в формировании характера  играет школьный коллектив. В школе  ребенок вступает в отношения  содружества и взаимопомощи с  товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед  коллективом класса, школы, чувство  товарищества, коллективизм.

     Основное  условие воспитания характера младших  школьников состоит в единстве общих  требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требований.

     Первостепенное  значение в формировании характера  имеет организация личного опыта  ребенка, способствующего образованию  устойчивых привычек поведения и  деятельности.

     Формируя  личное поведение ребенка, педагог  формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

     Мотив, действенный для данного человека – это будущая черта его характера в ее генезисе. Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.

     Внешне  один и тот же поступок, одно и  то же отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости  от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или  менее сознательно преследуют, приобретает  различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный  смысл.

     Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его  действий, его внутреннее отношение  к задачам, которые перед ним  ставятся. Если учитель знает настоящие  мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить  учебно-воспитательный процесс, чтобы  помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.

     На  воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей  деятельности.

     Главным условием формирования характера в деятельности является высокий уровень мотивации, понимание ее важности и необходимости выполнения. То, что интересно, всегда вызывает сильные и яркие эмоции. Трудная, но интересная задача, вызывает желание ее решить. Интересный вопрос побуждает к самостоятельному поиску ответа. Опыт положительных эмоциональных состояний при преодолении трудностей будет закрепляться в характере как его активность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость. Большую роль в воспитании характера школьников играют чтение, занятия художественным творчеством, спортом, туризмом. Включение их в разнообразные виды деятельности, расширение социальных контактов формирует новые типы отношений и новые черты характера. На формирование многих черт характера определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент как интегральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения человека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формирования тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, волевых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом. Импульсивное поведение, вызываемое высокой динамичностью движений и психических процессов, может преодолеваться за счет прижизненно сформированных механизмов выдержанности и самообладания.

     2.4 Формирование социального  характера

     В формировании социального характера  большую роль играет обучение. Именно способы воспитания и приемы обучения являются наиболее значимыми факторами. Социальные функции образования  характеризуются как подготовка человека к той роли, которую он будет играть впоследствии в обществе.

     Методы  образования выступают в качестве психологических механизмов, посредством  которых человек приобретает  требуемые качества. Методы образования  позволяют превратить социальные требования в личностные качества. Именно в  образовательном процессе происходит формирование социального характера.

     Социальный  характер определяется способом существования  того или иного общества. Формируясь, человек постепенно приспосабливается  к требованиям экономических  и социальных структур. Но его адаптивные возможности ограничены, поэтому  человек вынужден формировать такие  качества, которые приводят к развитию психологического ресурса. Наиболее важными  из них являются: тенденция к росту, развитию и реализации потенций, выработанных человеком в процессе истории. Речь идет о способности к творчеству, к критическому мышлению, и к умению утонченно чувствовать.

     Темперамент связан с эмоциональной сферой человека, а характер в большей мере – с волевой сферой.

     Существует  точка зрения, согласно которой одним  из физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип. Динамический стереотип – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей. На формирование динамического стереотипа в различных повторяющихся ситуациях оказывает влияние отношение человека к обстановке. При образовании динамического стереотипа у человека определенную роль играет вторая сигнальная система и выражаемые через нее социальные воздействия и реакции на них.

     Наличие генетических основ характера подтверждают факты научного исследования: сходство характеров, прослеживаемое в родословных  линиях; связь характера с конституцией, особенно в его патологических формах; открытие генов, «отвечающих» за возможность  развития определенных черт характера.

     Согласно  данным современной генетики, наследуется  лишь «норма реакции», то есть набор  различных способов реагирования на влияния среды. Взаимодействие этих предпосылок и условий среды  определяет черты характера.

     В характере равномерно представлено врожденное и приобретенное. В целом, характер, имея биологические основы, является следствием всей совокупности жизненных влияний. Человеку подвластны некоторые изменения в структуре  и проявлениях собственного характера.

     На  формирование социального характера  существенное влияние оказывает  ее жизненный путь, выбранные стратегии. Например, варианты жизни «как времяпрепровождение», «жизнь против жизни», «жизнь как творчество»  или «жизнь-выживание», «жизнь-ритуал», «жизнь-трата времени» по-разному  «конструируют» характер. Это закономерно, так как жизнь, подчиненная ритуалу, внешнему сценарию, регламенту не требует  от человека строить планы, думать о перспективах. В этих случаях существование человека максимально упрощается, требуя лишь заучивания правил и их безукоризненного исполнения.

     Совершенно  иначе формируется характер творческого  человека, выбравшего вариант «жизни как творчества». Творчество относится  к «инициативным процессам». Оно  основано на субъектности личности, ее вкусах, способностях, пристрастиях. Человек творческий – всегда «человек рефлектирующий». Реалии окружающего мира для него становятся случайными и необязательными.

Информация о работе Пути формирования характера