Психосоматические расстройства или влияние психологического состояния человека на его здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 16:01, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты психосоматических расстройств.

Задачи: изучить классификации и основные концепции возникновения психосоматических расстройств, рассмотреть психосоматические расстройства у детей и подростков, а также методы лечения.

Оглавление

Введение 3

1. Психосоматические расстройства 4

1.1 Классификация психосоматических расстройств 5

1.2 Распространенность 7

1.3 Концепции происхождения психосоматических расстройств 8

1.4 Отечественные ученые 13
1.5 Современные подходы к лечению психосоматических

расстройств в общей практике – семейной медицине 15

2. Психосоматические расстройства у детей и подростков 17

2.1 Факторы риска возникновения психосоматических

расстройств у детей и подростков 17

2.2 Клинические проявления психосоматических

расстройств у детей и подростков 19

Заключение 24

Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Психосоматические расстройства.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

-повторные  боли в различных частях тела

-гипертермия  кожи при волнении (кожная чувствительность)

-отрыжки  воздухом

-тремор

-алгические  ощущения и дисфункции различных  органов и систем

3. Соматические:

-повышенная  жажда

-нарушение  аппетита (повышение или понижение)

-рвота  после еды

-непереносимость  отдельных видов пищи

-ожирение

-субфебрилитет  неясного происхождения

-гиперпирексия

-эпизодический  кожный зуд

-неоднократно  появляющиеся кожные высыпания  и др.

    Практически у всех детей с психосоматическими (психовегетативными) нарушениями выявляются депрессивные расстройства невротического уровня различной степени интенсивности (от субдепрессии до выраженной депрессии).

    Наиболее  часто встречаются слабовыраженные (субдепрессивные, скрытые) депрессивные состояния (легкий депрессивный эпизод с соматическими симптомами, дистимия (МКБ-10)).

    Характерно:

    -периодическое  незначительное снижение настроения  в течение дня, чаще к вечеру, редко по утрам с нежеланием  что-либо делать;

    -чувство  безразличия или раздражения  в отношении окружающих;

    -нарушения  поведения (замкнутость в себе, отсутствие улыбки, малая активность  в играх, уединение) и его  перемены;

    -тревога  за свою жизнь и жизнь родителей  в контексте "а как я буду  жить без них".

    Умеренно  выраженная депрессия (умеренный депрессивный эпизод с соматическими симптомами, дистимия по МКБ-10) встречается у детей и подростков относительно редко.

Протекает с явлениями:

    • дистимии (преходящее угнетенное настроение без видимой причины с преобладанием отрицательных эмоций и снижением влечений, отсутствие чувства радости, вялость, физическая слабость, малая инициативность);
    • дисфории (угрюмое, ворчливо-раздражительное и мрачное настроение с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, недовольство, отрицательная оценка происходящего, конфликтность);
    • тревогой и невыраженной тоской, которая характеризуется больными как скука, грусть, безрадостность, тяжесть в теле;
    • двигательной и идеаторпой заторможенностью.

Выраженная  депрессия у детей и подростков с психосоматическими

расстройствами  отмечается крайне редко как психогенная  кратковременная реакция на ситуацию.

Характеризуется:

-значительным  снижением двигательной активности;

-покорно-страдальческим  видом (особенно когда речь  идет о своих переживаниях);

-амимичным  и даже маскообразным выражением  лица во время общения с  детьми.

-отсутствием  жестикуляции;

-изменением  осанки (иногда согбенной, старческой  позой);

-ухудшением  памяти, затруднением переключаемости  внимания и осмысления происходящего.

  Как правило, при усилении депрессивных расстройств уменьшается выраженность соматовегетативных нарушений, т.е. имеет  место обратно пропорциональная зависимость.

  По  качественным особенностям (синдромальной  структуре), лежащим в основе психосоматических  расстройств у детей и подростков выделяют следующие типологические варианты депрессии:

■ тревожный, встречающийся наиболее часто и протекающей с пониженным 
настроением, беспокойством, тревогой, чувством внутреннего напряжения, чаще по вечерам, непоседливостью, излишней двигательной, хаотичной активностью, ускоренной речью. Гримасы недовольства, грусти, испуга, плача нередко сменяются на лице в течение короткого времени.

При расспросах выявляются опасение за жизнь близких, тревога за свою жизнь, страх смерти. Затруднено засыпание, сон поверхностный, тревожный, с подъемами среди  ночи и затрудненным пробуждением.

  • астенический, при котором, обращает на себя внимание внешний вид больных: унылое, грустное, иногда- недовольное выражение лица, двигательная активность снижена, вялость в начале дня. Голос негромкий, речь невыразительна, иногда замедлена. Дети и подростки предъявляют жалобы на общее недомогание, физическую и психическую утомляемость, скуку, нежелание что-либо делать, особенно во второй половине дня. Они не переносят психического напряжения, шума, жалуются на затруднение в усвоении школьного материала. Малоактивны, раздражительны, конфликтны, из-за чего ограничено речевое общение со сверстниками. Засыпают рано, сон глубокий, пробуждение позднее с сонливостью в течение некоторого времени.
  • тоскливый, клинические проявления которого, как правило, ближе к типичным депрессиям взрослых.

  Больные малоактивны, несколько заторможены. Лицо амимично, поза нередко сгорбленная. Говорят тихим, затухающим голосом, с жалобно-просительными интонациями. Жалуются на скуку, чувство подавленности, грусть, печаль, отсутствие радости в жизни, нелюбовь близких. Им - "всегда плохо", однако к вечеру двигательная активность несколько возрастает и мимика становится живее. Периодически испытывают нарушения сна в виде бессонницы, иногда ранние подъемы с невозможностью уснуть.

  • смешанный (астенотревожный и тревожно-тоскливый):
  • астенотревожный вариант депрессии включает вместе с невыраженных аффектом тоски, в основном, астенические и тревожные проявления, редко истерические.
  • тревожно-тоскливый вариант депрессии наряду с тревожным аффектом включает более заметный тоскливый, а также рудиментарные истерические синестопатические и ипохондрические расстройства.
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В данной работе была рассмотрена тема психосоматических расстройств.

     Психосоматические расстройства - группа болезненных  состояний, проявляющихся экзацербацией  соматической патологии,формированием  общих, возникающих при взаимодействии соматических и психических факторов симптомокомплексов - соматизированных психических нарушений,психических  расстройств, отражающих реакцию на соматическое заболевание.

Среди них можно  выделить:

1.Конверсионные  симптомы

2.Функциональные  синдромы

3.Психосоматозы

Основными концепциями  происхождения являются:

  1. Конверсионная модель Фрейда
  2. Теория Морено
  3. Концепция структурно-дискретной организации психики Семенова
 

Также в данной работе был рассмотрен такой аспект, как психосоматические расстройства у детей и подростков, а именно Факторы риска возникновения и Клинические проявления 
 
 

Список  литературы: 

  1. Смулевич  А.Б. /  Психосоматические р-ва
  2. Бройтигам В., / Психосоматическая медицина 1999
  3. Лурия А. Р., 1935
  4. Статья А.Н. Корж (Харьковская медицинская академия последипломного образования)
  5. Родцевич Ольга Григорьевна, Гулякевич Алла Федоровна, Радюк Олег Михайлович / Тревога и депрессия в детско-подростковой соматической практике (алгоритмы диагностики и лечения), Учебно-методическое пособие

Информация о работе Психосоматические расстройства или влияние психологического состояния человека на его здоровье