Психосоматические расстройства или влияние психологического состояния человека на его здоровье

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 16:01, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты психосоматических расстройств.

Задачи: изучить классификации и основные концепции возникновения психосоматических расстройств, рассмотреть психосоматические расстройства у детей и подростков, а также методы лечения.

Оглавление

Введение 3

1. Психосоматические расстройства 4

1.1 Классификация психосоматических расстройств 5

1.2 Распространенность 7

1.3 Концепции происхождения психосоматических расстройств 8

1.4 Отечественные ученые 13
1.5 Современные подходы к лечению психосоматических

расстройств в общей практике – семейной медицине 15

2. Психосоматические расстройства у детей и подростков 17

2.1 Факторы риска возникновения психосоматических

расстройств у детей и подростков 17

2.2 Клинические проявления психосоматических

расстройств у детей и подростков 19

Заключение 24

Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Психосоматические расстройства.docx

— 47.63 Кб (Скачать)

     Концепция разработана ленинградским психотерапевтом  Семеновым. Согласно автору, многие психосоматические  заболевания возникают на основе программы, заложенной воспитанием. В  лечении этих расстройств одним  рациональным подходом трудно достичь  результата. Для получения эффекта  необходимо перепрограммировать установки, роли, внести новую информацию в  сознание пациента. Для этого автором  разработан оригинальный метод односеансной терапии - Акупунктурное программирование - распоряжение (АК). Автор не случайно из десятка значений слова программирование (от греч.) взял «содержание, порядок  деятельности» и пользуется им в  своей методике, подчеркивая «изменение содержания и порядка деятельности»  после сеанса.

     Предпосылкой  теоретического обоснования метода является высказанная автором гипотеза о структурно-дискретной организации  жизни и психики, согласно которой, основными структурными элементами нервно-психической организации  являются различного рода нервно-психические  целостности меньшего порядка. Взаимодействие и взаимосвязь их друг с другом и образует собственно психику индивида. Эти подсистемы психической организации  автор называет словом «ТОТы» (целое) и соотносит с именем древнеегипетского  бога Тота. ТОТы - это те кирпичики, из которых слагается психика как  целое. Они могут быть классифицированы по разным признакам, но самый важный - признак происхождения. По этому  признаку все ТОТы можно разнести в две большие группы: врожденные и приобретенные. Время, на протяжении которого какой-нибудь ТОТ господствует в психике, это особое состояние. Переход от одного состояния к другому всегда совершается скачком, например, человек либо спит, либо бодрствует; неподвижен, либо движется.

     АП - это метод, специально рассчитанный на изменение состояния пациента. Клинический опыт показал, что большинство  хронических заболеваний - это такая  деформация жизни, при которой большую  часть времени человек находится  в каком-нибудь одном (патогенном) состоянии. На поведенческом уровне особые состояния  души передаются той или иной ролью. Одним из факторов, поддерживающих патологическую аддикцию, по Семенову, является фиксация (застревание) в одной  из ролей. Это перекликается с  теорией Морено, где «затухающие» и «извращенные» роли препятствуют проявлениям спонтанности индивидуума, снижают поисковую активность. Таким  образом, АП в его психотерапевтической части - это не только программирование, но и ролевая психотерапия, ибо, по существу, на сеансе АП происходит реорганизация  и ослабление «патологической» роли, определяющей болезнь пациента. (Семенов, 2002).

     Рассмотрев  некоторые из многих существующих концепций  происхождения психосоматических  расстройств, мы можем сказать, что  они различны по значению и направлению, по постановке проблем и методам  исследования, однако на их основе можно  выделить общее в формировании ВКБ. 
 
 
 
 
 

Отечественные ученые

 

       Большой вклад в изучение психосоматических  соотношений при психической  и соматической патологии принадлежит  и таким отечественным ученым, как В. М. Бехтерев (1928), который  выдвинул концепцию соматофрении, и В. А. Гиляровский (1949), развивавший  представление о катестетических  механизмах, участвующих в формировании  психопатологических образований  ипохондрического круга. Особое  внимание анализу взаимоотношений  между функциональным и органическим  в структуре психических расстройств  при соматических заболеваниях  уделяется в работах К. А.  Скворцова (1961, 1964), посвященных соматогениям. Совокупность переживаний, возникающих  в связи с телесным заболеванием («сознание и чувство болезни»  — по Е. К. Краснушкину, 1950), А. Р. Лурия (1935) рассматривает  на двух уровнях — сенситивном  (комплекс ощущений, возникающих  в связи с болезнью) и интеллектуальном (представления больного, отражающие  его реакцию на болезнь) Концепция  внутренней картины болезни [Лурия  А. Р., 1935], расширяющая понимание  психосоматических соотношений,  остается и в настоящее время  актуальной.

     В современной медицине раздел психосоматики  представляют клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования, которые освещают роль стресса в этиопатогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических  и поведенческих особенностей с  чувствительностью или устойчивостью  к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь («поведения» в болезни) от типа личностного  склада, влияние некоторых методов  лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т. п.) на психическое  состояние. Состояния, относимые к психосоматическим расстройствам, включают не только психосоматические заболевания в традиционном, узком понимании этого термина, но значительно более широкий круг нарушений: соматизированные расстройства (соматоформные состояния, соматизированные дистимии и др), патологические психогенные реакции на соматическое заболевание, соматопсихические акцентуации на уровне расстройств личности. В ряду психосоматических принято рассматривать психические расстройства, часто осложняющиеся соматической патологией (нервная анорексия, булимия, алкоголизм и др.), а также психические нарушения, осложняющие некоторые методы лечения (например, депрессии и мнестические расстройства, развивающиеся после операции аортокоронарного шунтирования; аффективные, анксиозные и астенические состояния у больных, получающих гемодиализ и др.) (Коркина М. В., Марилов В. В., 1995]. В пределах психосоматических в ряде исследований [Смулевич А. Б., 1997; Freeman E. et al., 1980; Tuk В. et al., 1997] интерпретируются психопатологические состояния, возникающие в связи с генеративным циклом у женщин (синдром «предменструального напряжения» и «предменструальное дисфорическое расстройство»; депрессии беременных и послеродовые депрессии, в числе которых синдром «грусти рожениц»; инволюционная истерия и др.). К психосоматическим расстройствам причисляют также симптоматические психозы — делирий, аменцию, галлюциноз и др.  
 
 
 

Современные подходы к лечению  психосоматических  расстройств в  общей практике –  семейной медицине 

     В соответствии с современными представлениями  к психосоматическим расстройствам  относят патологические состояния, возникающие при взаимодействии соматических и психических патогенных факторов и проявляющиеся соматизацией психических нарушений, психическими расстройствами, отражающими реакцию  на соматическое заболевание, а также  развитием соматической патологии  под влиянием психогенных факторов.

     Несмотря  на разнообразие рассматриваемых состояний, их объединяет общий признак –  сочетание расстройств психической  и соматической сфер и связанные  с этим особенности медицинского обслуживания больных, предполагающего  тесное взаимодействие психиатров и  врачей общей практики, осуществляемое обычно либо в медицинских учреждениях  общего типа, либо в специализированных психосоматических отделениях.

     Помощь  при психосоматических расстройствах  предусматривает широкий круг профилактических и лечебных мероприятий, требующих  комплексного подхода.

     Важным  методом лечебного воздействия  является психотерапия с элементами психокоррекции. Проводимая параллельно  с лекарственным лечением симптоматическая психотерапия помогает снизить тревожность, отвлечь внимание больного от ипохондрических  опасений, придать личностный смысл  лечебному процессу. При участии  в генезе наблюдаемых расстройств  неразрешенных интрапсихических конфликтов психотерапия используется как патогенетический метод лечения.

     Основное  место в арсенале лечебных воздействий  при психосоматических расстройствах  принадлежит медикаментозной терапии. Фармакотерапия психосоматических  расстройств, учитывая их многообразие и наличие в ряде случаев коморбидной  патологии внутренних органов, строго индивидуальна и не может проводиться  по шаблону.

     Фармакотерапия  психосоматических расстройств  предполагает использование широкого спектра психотропных средств: анксиолитиков, антидепрессантов, ноотропов и нейролептиков.

     Однако  применение психотропных средств при  психосоматических расстройствах  сопряжено с определенными сложностями, обусловленными некоторыми свойствами психотропных препаратов: потенциальными побочными эффектами, особенностями  их взаимодействия с другими, прежде всего, соматотропными медикаментами, влиянием на соматическое состояние  пациента. При этом методика психофармакотерапии  должна быть максимально простой, поскольку  оказание медицинской помощи больным  с психосоматическими расстройствами осуществляется в учреждениях общесоматической сети и преимущественно врачами  общей практики – семейной медицины. 
 
 
 
 
 
 

Психосоматические расстройства у детей  и подростков.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков

1.Генетические

1.Наследственная  отягощенность психическими заболеваниями;

  • психотического характера;
  • непсихотического характера.

2.Наследственная  отягощенность психосоматическими  расстройствами

3.Личностные  особенности родителей.

4.Личностные  особенности больных. 

2.Церебрально-органические

1.Патология  беременности и родов.

2.Нарушение  вскармливания.

3.Нарушения  психомоторного развития

4.Травмы, операции, интоксикации.

5.Остаточные  явления раннего органического  поражения ЦНС.

6. Вредные  привычки (патологически привычные  действия - ППД - сосание пальца, грызение  ногтей, раскачивание туловищем,  выдергивание волос и др.). 

3.Микросоциальные

  1. Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.
  2. Нарушение системы мать-дитя.
  3. Дефекты воспитания.
  4. Посещение детских учреждений.
  5. Наличие сестер и братьев.
  6. Неполная семья.
  7. Курение и алкоголизм у родителей.
  8. Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.
  9. Изменение стереотипа общения.

10.Психоэмоциональные  перегрузки.

      Наиболее  частыми причинами  возникновения отрицательных  эмоций у детей дошкольного возраста являются:

  • срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);
  • неправильное построение режима для ребенка;
  • неправильные воспитательные приемы;
  • отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
  • создание односторонней аффективной привязанности;
  • отсутствие единого подхода к ребенку.

    К школьным стрессовым ситуациям можно  отнести:

  • отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом;
  • неспособность ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности; сверстников;
  • смена школьного коллектива;
  • негативное отношение учителя;
  • пребывание в закрытых детских учреждениях (интернатах, детских домах, больницах, санаториях и т.д.);
  • неспособность справиться с учебной нагрузкой.
 
 
 

Клинические проявления психосоматических  расстройств у детей и подростков.

    Отдельные признаки эмоционального напряжения или  состояния хронической тревожности  у детей обнаруживаются задолго  до появления явных психосоматических  расстройств. Причем, в более младшем  возрасте оно проявляется различной  степенью выраженности и стойкости  дистимических явлений, суетливостью, неусидчивостью и двигательным беспокойством. Старшими детьми эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как  беспокойство, душевный дискомфорт.

    Проявления  эмоционального напряжения у детей условно можно разделить на 3 группы:

    1.Преневротические:

-нарушения  сна (трудности засыпания, сноговорение, кошмарные сновидения)

-тики (двигательные  и вокальные)

-патологически  привычные действия (ППД) - онихофагия, сосание пальцев, як-тация, доподростковая  мастурбация, трихотилломания и  др.)

-навязчивости

-непослушание

-враждебное  отношение к окружающим

  • безучастность
  • трудности в разговорной речи
  • страх
  • беспричинный плач и др.

2.Вегетодистонические:

-потливость

-головные  боли

-сердцебиение

-головокружение

-одышка

-обмороки

Информация о работе Психосоматические расстройства или влияние психологического состояния человека на его здоровье