Психосоциальные факторы отклоняющегося развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить влияние психосоциальных факторов на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛ.1 Отклоняющееся развитие: понятие, типы, этиология. 4
ГЛ.2 Психосоциальные патогенные факторы: виды и классификация. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

мой реферат.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Такой сдвиг значительно легче и  быстрее происходит в более раннем возрасте, что объясняется меньшей зрелостью и относительно малой устойчивостью социально-психических образований.

     При различных типах общего психического дизонтогенеза наблюдается другой вид изменения соотношения между социальным и биологическим.

     При ретардации (олигофрения и ЗПР) запаздывает переход от простых, преимущественно природно-психических свойств к более сложным – социально-психическим.

     Степень развития социально-психических свойств  и функций УО ребенка находится  в прямой зависимости от степени  недоразвития нейрофизиологических механизмов мозга, но в тоже время степень социализации такого ребенка оказывает значительное влияние на выявление и использование потенциальных возможностей мозга человеческого развития компенсаторных механизмов.

     При ассинхрониях развития (психопатии в период их становления, РДА) – в этой группе диспропорционального развития общими закономерностями взаимоотношения социального и биологического является:

     1. большая зависимость направления изменений социально-психических компонентов от нарушений природно-психических свойств (а через них – от патологических, т.е. биологических механизмов данного вида нарушения).

     2. выраженная реакция личности на нарушения природно-психических свойств возникающую в процессе отношений такого ребенка с социальным окружением.

     В онтогенезе социально-психологические  и биологические факторы дизонтогенеза  играют различную роль на разных возрастных этапах.

     Изучение  формирования нейродинамики, биоэлектрической активности мозга и вегетативных функций в онтогенезе (с 4 лет до 21 года) показало, что наибольшее влияние на эти функции отмечается в возрасте 7-9 и 13-18 лет, наименьшее 10-12 и в 19-20 лет, таким образом возрастные периоды повышенного и пониженного генетического контроля чередуются.

     Социально-психологическим  фактором принадлежит прежде всего  роль внешних условий, либо способствующих проявлению нарушения, либо обостряющих  нарушения. В тоже время социально-культурная депривация может стать причиной не только легких, но и обратимых форм ЗПР, но и нарушений функций нейрофизиологических систем мозга, что ведет к тяжелым необратимым состояниям недоразвития психики и личности (дети-маугли).

     Отклоняющееся развитие обусловленное социально-психологическими факторами отличается меньшей тяжестью, глубиной и стойкостью дисгармонического развития личности по сравнению с нарушениями развития, вызванными биологическими причинами. Это объясняется отсутствием выраженных органических изменений мозговых структур, а также возникновением их на сравнительно позднем этапе онтогенеза.

     Другая  закономерность в том, что чем  меньше ребенок, тем большие значения как причины отклоняющегося развития играют биологические факторы, а с возрастом увеличивается роль социально-психологических. 
 

ГЛ.2 Психосоциальные патогенные факторы: виды и классификация.

     Фактор  – причина какого-либо процесса, явления. Существует множество видов воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. И прежде чем характеризовать причины приводящие к отклонениям в развитии, необходимо рассмотреть условия нормального развития ребенка.

     Такие 4 основные условия, необходимые для  нормального развития ребенка, сформулировали Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия.[7]

     Первое  важнейшее условие – «нормальная  работа головного мозга и его  коры».

     Второе  условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное  с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

     Третье  условие – «сохранность органов  чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

     Четвертое условие – систематичность и  последовательность обучения ребенка  в семье, в детском саду и в  общеобразовательной школе.

     Данные  анализа психофизического и социального  здоровья детей показывает прогрессирующий  рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70% от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной помощи.

     Круг  патогенных причин весьма широк и  разнообразен. Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые).

     К биологическим факторам можно отнести:

     - генетические факторы;

     - соматический фактор;

     - индекс повреждения мозговых структур.

     По  времени воздействия патогенные факторы делятся на:

     - пренатальные (до начала родовой деятельности);

     - натальные (в период родовой деятельности);

     - постнатальные (после родов, и имевшие место в период до 3-х лет).

     Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соотношение этих факторов в формировании различных функций неоднозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регуляция дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (генетической программой развития). Формиро-вание же функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельно-стью, в значительной степени обусловлено особенностями социального окру-жения, обучения и воспитания.

     Л.С. Выготским было выдвинуто положение  о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

     Особенности психического развития в норме и  патологии в значительной степени  связаны с закономерностями созревания мозга, которое также обусловлено  взаимодействием генетических и средовых факторов.

     Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии. Социально-психологические  факторы не менее разнообразны и  опасны.

     К социальным факторам можно отнести:

     - ранние (до 3-х лет) средовые воздействия;

     - текущие средовые воздействия.

     К социальным факторам риска относятся:

     • неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.);

     • длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);

     • сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);

     • психологическое состояние матери во время родов;

     • отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.

     Психосоциальные патогенные факторы:

1. психическая депривация – это психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течении длительного времени. Выделяют материнскую (эмоциональную), сенсорную и социальную депривацию

2. детские  расстройства привязанностей –  возникновение отклонений в развитии  ребенка рассматривается в русле  теории привязанности. Неполноценное  или непостоянное удовлетворение  матерью основных потребностей  ребенка ведет к искажению  формирования привязанностей и появлению специфических симптомов: а) устойчивое нежелание вступать в контакт или поддерживать отношения с окружающими взрослыми, апотичный или сниженный фон настроения, плохое взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим. Б) диффузная общительность – отсутствие чувства дистанции со взрослыми и фамильярность в общении с почти незнакомыми людьми, «прилипчивое поведение», неразборчивые связи со сверстниками. Этот вариант носит название «расторможенное расстройство привязанности», характерно для воспитанников детских домов

     3. сепарация – ситуация долговременной  разлуки ребенка с матерью.  Различают три наиболее типичные фазы сепараций для детей от 7 месяцев до 4 лет при помещении в круглосуточные ясли, больницу или дом ребенка, однако эти фазы могут отмечаться и в более раннем или старшем возрасте: 1 фаза «протеста»: ребенок плачем зовет мать 2 фаза «отчаяния»: наступающая через несколько дней: ребенок становится подавленным, погруженным в себя, отмечаются нарушения сна и аппетита, могут появиться стереотипные действия 3 фаза «отчуждения»: теряется интерес к объекту привязанности, происходит утрата потребностей в нем. Эти фазы могут быть непоследовательными а как бы приплетаться.

       Классификация неблагоприятных  психосоциальных факторов. Исаев Д.И.[11]

1. глобальные  – страх войны, экологических  катастроф, переживание природных  бедствий (землетрясения, наводнения..) и промышленных катастроф (взрывы, пожары).

2. национальная  и этническая вражда, экономические  катастрофы

3. миграция, отрыв от родной среды, утрата социального статуса

4. боязнь  нападений, издевательств, преследований  со стороны соседей

5. поступление  в школу, давление требований  учебного процесса, трудности усвоения  знаний, атмосфера отвержения или  враждебности со стороны сверстников или старших, конфликтная обстановка.

6. пребывание  в круглосуточных яслях, домах  ребенка, больнице

7. изолированность  семьи от ближнего окружения

8. неправильное  воспитание одним родителем, отсутствие  или неадекватность родительской  заботы, чрезмерное давление родителей

9. неадекватное  или искаженное внутрисемейное  общение

10. воспитание  психически больным или неполноценным  родителем

11. межличностные  антагонистические отношения между  членами семьи, недостаток душевной  теплоты, жестокость, сексуальные злоупотребления.

12. личностные: переживания, связанные с собственными  значительными характерологическими  отклонениями.

     Если  факторы биологического характера  в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический  спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.

     Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям  в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия  могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Специальная психология как направление психологической науки и практики - интенсивно развивающаяся область, стоящая на стыке c гуманитарных наук (философия, история, теология и др.), естественных наук (биология, физиология, медицина) и педагогики. Вместе с термином «специальная психология» в научный обиход вошло понятие коррекционная (специальная) педагогика».

Информация о работе Психосоциальные факторы отклоняющегося развития