Психосоциальные факторы отклоняющегося развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучить влияние психосоциальных факторов на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛ.1 Отклоняющееся развитие: понятие, типы, этиология. 4
ГЛ.2 Психосоциальные патогенные факторы: виды и классификация. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

мой реферат.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ВОЛЖСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО  УНИВЕРСИТЕТА

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Специальная психология»

тема  «Психосоциальные факторы отклоняющегося развития» 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила:

Курс  –  Форма обучения – заочная 

Проверила:

Ученая  степень – к.м.н.

Ученое  звание – доцент 

г. Волжский – 2011 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ   3
ГЛ.1 Отклоняющееся развитие: понятие, типы, этиология. 4
ГЛ.2 Психосоциальные патогенные факторы: виды и классификация. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   17
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

     В центре внимания специальной психологии - дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

     Специальная психология содержит те знания, которые  могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.

      Психология специальная, как и педагогика специальная, входит в состав дефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

     Объектом  специальной психологии является психика  человека, механизмы психического развития человека, находящегося под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерности протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

     Цель  данной работы – изучить влияние  психосоциальных факторов на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека.

ГЛ.1 Отклоняющееся развитие: понятие, типы, этиология.

     Термин  «дизонтогении», впервые появившийся  в работах Швальбе 1927 году, обозначал  отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В современном понимании он обозначает «…различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы еще не достигли зрелости» [7]. Им обозначают различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы еще не достигли зрелости.

     Как известно, практически почти любое  более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения, длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера. В отечественной специальной психологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».

     В отечественной дефектологии применительно  к дизонтогении принят термин «аномалия  развития», который понимается как  патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития (от греч. anomalos – неправильный). Аномальные дети – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии или дефекты (от лат. defektus – недостаток), могут быть врожденными или приобретенными. В настоящее время чаще используются термины «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми потребностями», «дети с отклонениями в развитии» [12].

     Понятие «отклонение» развития является к настоящему моменту одним из малоразработанных. Обычно понятие «отклонение» используется для обозначения расхождения  с некоторой нормой в поведении, установках, ценностях и др. и  рассматривается как проявление аномальной психики. Г. Бреслав (1990) рассматривает отклонение в развитии исходя из анализа нормального развития. В этом случае под отклонением в развитии следует понимать несоответствие уровня развития и поведения ребенка системе предъявленных ему социальных требований и ожиданий, не выходящих за пределы «низкой нормы» и не обусловленных органическим поражением центральной нервной системы, то есть отклонение в развитии неорганической этиологии.

     По  мнению Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, «базовым»  психологическим понятием, терминологически и содержательно адекватным применительно к самым различным категориям «проблемных» детей, является термин «отклоняющееся развитие». Подобный подход к определению характера развития ребенка встречается еще у Л.С. Выготского [1] в виде термина «уклонение развития». Содержательная сторона понятия «отклоняющееся развитие» имеет исключительно психологическое наполнение.

     Понятие «отклоняющееся развитие» можно рассматривать только как «отклоняющееся от (или относительно) чего-либо» [7]. Кроме того, использование этого определения в такой плоскости требует внесения определенной динамики, постоянных изменений (во времени) в развитии и оценки этих изменений в сравнении с нормативным ходом развития ребенка.

     Под условно нормативным развитием понимаются области нормативного развития, границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, определяемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы ВПФ, выходящее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющееся развитие.

     Следовательно, понятие «отклоняющееся развитие»: любое отклонение отдельной функции или системы, психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «–» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующий подобные феномены, должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием. [7].

     Особый  интерес вызывает предлагаемая Н.Я. и М.М. Семаго типология отклоняющегося развития [11]. В ней представлена система собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога от содержания деятельности других специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров).

     В типологии отклоняющего развития Семаго [11] выделяются три ос-новные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие, определяемых, в первую очередь, спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.

     Спецификой  вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составляющих. При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности, пространственно-временные представления, которые являются основой развития когнитивной сферы ребенка.

     Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания  недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). В то же время следует отметить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, т.е. не является абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося развития.

     Основанием  выделения группы поврежденного  развития служит наличие повреждающего  влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) – воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития.

     Этиологией – называется учение о причинах и условиях возникновения болезней. Причина определяется как воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, определяющего специфику болезни и ее возникновения.

     Условия – внешние и внутренние факторы способствующие или препятствующие возникновению болезни, но сами по себе ее не вызывающие. В разных случаях один и тот же фактор может играть роль то причины, то условия заболевания.

     По  происхождению биологические причины могут быть разделены на экзогенные и эндогенные расстройства – это такие, при которых основной этиологический фактор является внешним по отношению к организму.

     Экзогенная патология может быть преимущественно функциональной (психогенные расстройства) или органической (при повреждении мозга, анализаторов и др.).

     Эндогенные  расстройства – те, в происхождении  которых основную роль играют внутренние наследственные факторы.

     Ранние  нарушения развития ЦНС могут быть вызваны биологическими факторами.

     Биологические факторы: 1. генетически наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации и т.д.

     2. внутриутробные нарушения – токсикозы  беременности, конфликты в системе крови, внутриутробные инфекции,интоксикация.

     3. патология родов

     4. ранние заболевания – с преимущественным поражением ЦНС – дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения и т.д.

     Социальные  факторы:

     1. различные виды эмоциональной  и социальной депривации (серьезное  и длительное лишение возможностей  развития тех или иных сфер психики (например ограничение контакта с окружающими).

     2. разного рода социальные и  психологические стрессы.

     Взаимоотношения биологического и социального в  человеке как биосоциальном существе при определяющей роли последнего -  общая закономерность в филогенезе и онтогенезе. Она сохраняет силу как в условиях здоровья, так и в условиях болезни, в том числе «болезней развития» дизонтогенезе. Однако в последнем случае взаимоотношения биологического и социального в человеке меняется.

     Одно  из общих направлений этого изменения – временный и более стойкий сдвиг отношений между социально-психическим и природно-психическом в человеке.

     Так при шизофрении или органических заболеваниях ГМ могут возникнуть явления  регресса психики с возникновением различных феноменов и форм поведения свойственных значительно ранним этапам онтогенеза – двигательной стереостении, моторные автоматизмы, возобновление лепетной речи и т. д.

Информация о работе Психосоциальные факторы отклоняющегося развития