Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 05:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка и апробация системы работы по изобразительной деятельности с целью коррекции нарушений у детей с ЗПР. Задачи:
исследовать особенности влияния изобразительной деятельности на развитие и коррекцию познавательных процессов у детей с ЗПР;
разработать систему работы по обучению навыкам изобразительной деятельности у детей с ЗПР;
апробировать систему работы воспитателя по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 48.75 Кб (Скачать)

В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.

Данная положительная  оценка определенных проявлений своеобразного  нетипичного развития - необходимое  основание для разработки системы  специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности  детей. Источником приспособления детей  с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.

 

 

 

1.3.  Факторы, влияющие на развитие  ребенка с ЗПР

Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями  будут влиять четыре фактора.

1.Вид (тип) нарушения.

2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.

3.Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;

4.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.

 

Глава 2. Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Коррекционная работа посредством  изодеятельности должна учитывать  качественное своеобразие детей, связанное  с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач  обучения детей с ЗПР – насыщение  их рисунков предметным, смысловым  содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.

Этапы:

1.Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.

2.Формирование основных умений  изобразительной деятельности в  процессе овладения ребенком  способами отражения внешних  качеств предметов.

3.Развитие навыков продуктивной  изобразительной деятельности на  наглядно-образном уровне (на уровне  представления).

4.Творческая изобразительная деятельность  на уровне воображения, которая  основывается на высокой эмоциональной  включенности ребенка в процесс  рисования.  

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать  средующие принципы:

-формирование у детей представлений  о том, что любое изображение  — это отражение реальных предметов  окружающей действительности и  социальных явлений;

-учет закономерностей развития  изобразительной деятельности в  норме и учет особенностей  становления изобразительной деятельности  у детей с различными отклонениями  в развитии;

-тесная взаимосвязь изобразительной  деятельности с различными видами  детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения; 

-актуальность социальной направленности  изобразительной деятельности при  отборе методов, приемов и содержания  обучения;

-эмоциональная включенность ребенка  в процесс создания изображений  на всех этапах обучения;

-развитие всех сторон речи  как составная часть процесса  формирования изобразительной деятельности;

-процесс созданий изображений  немыслим без воспитания у  детей эстетической культуры  и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по рисованию  способствуют тому, что:

1)у детей формируются навыки  наблюдения;

2) совершенствуются приемы обследования  изображаемого объекта; 

3) дети овладевают специфическим  восприятием – умением видеть  предмет целостно, в единстве  его свойств; 

4) формируются полные и точные  представления о предметах и  явлениях окружающего мира, поскольку  изображение предметов требует  отчетливого выделения в сознании  существенных признаков, касающихся  формы, конструкции, величины, положения  в пространстве и других параметров;

5) дети не только воспроизводят  увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;

6) также развиваются зрительная  и двигательная память, поскольку  в процессе изобразительной деятельности  важно не только уметь воспринимать  предметы и работать карандашом  и кистью и, но и согласованно  воспроизводить рукой то, что  увидел глазами;

7) дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления  о нем и способе его изображения; 

8)на уроках изобразительного  искусства у детей в наглядно-практической  деятельности совершенствуются  все мыслительные операции.

 

 

 

 

2.1. Особенности изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности  для умственного, эмоционально-эстетического  и волевого развития ребенка, для  совершенствования психических  функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

Сама изобразительная  деятельность дошкольников с ЗПР  подводит их к пониманию того, что  изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.

В детском саду занятия  рисованием, лепкой, аппликацией интересны  для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок  или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также  использовать в игре. И поэтому, занятия  изобразительной деятельностью  занимают особое место в коррекционной  работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Особенности изобразительной  деятельности детей с ЗПР обусловлены  структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных  цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения  со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям  с изобразительными материалами. А  это значит, что не будет реализовано  их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что  от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах. 

Таким образом, учитывая психологические  особенности детей с ЗПР, перед  педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:

-воспитание у детей  эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при  восприятии произведений искусства;

-развитие способности  понимать их содержание, его единства  со средствами выразительности  в рисовании, лепке, аппликации;

-формирование оценочного  отношения к результатам изобразительной  деятельности, собственного и сверстников;

-формирование навыков  и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие  творческих проявлений;

-развитие у детей моторного  алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных  ориентировок, представлений о средствах  «изобразительного языка»;

-развитие и коррекция  познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи  и воображения.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого  в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной  деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

 

 

 

2.2. Использование изобразительной деятельности как средства  коррекции  нарушений у детей с задержкой психического развития

Современная специальная  психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции  все больше ориентируется на использование  искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями  в развитии.

На важную роль искусства  в коррекционной работе указывали  представители зарубежной педагогики Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные ученые Л.С.Выготский, А.И.Граборов,Е.А.Екжанова, Т.С.Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.

Исследования в области  художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку  с нарушениями в развитии ощутить  мир во всем его многообразии и  через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Коррекционные возможности  изодеятельности по отношению к  ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности -  это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Участие ребенка с нарушениями  в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет  его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

Коррекционно-развивающие  возможности изодеятельности связаны  с предоставлением ребенку с  нарушениями практически неограниченных возможностей  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

В последние годы использование  изобразительной деятельности все  больше включается в коррекционно-развивающий  педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Решаются следующие основные задачи коррекционной педагогики и психологии:

Информация о работе Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития