Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 05:34, курсовая работа
Цель исследования: разработка и апробация системы работы по изобразительной деятельности с целью коррекции нарушений у детей с ЗПР. Задачи:
исследовать особенности влияния изобразительной деятельности на развитие и коррекцию познавательных процессов у детей с ЗПР;
разработать систему работы по обучению навыкам изобразительной деятельности у детей с ЗПР;
апробировать систему работы воспитателя по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.
Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
1.3. Факторы, влияющие на развитие ребенка с ЗПР
Таким образом, на развитие
ребенка с ограниченными
1.Вид (тип) нарушения.
2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
3.Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
4.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.
Глава 2. Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.
Этапы:
1.Формирование мотивационно-
2.Формирование основных
3.Развитие навыков
4.Творческая изобразительная
При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать средующие принципы:
-формирование у детей
-учет закономерностей
-тесная взаимосвязь
-актуальность социальной
-эмоциональная включенность
-развитие всех сторон речи
как составная часть процесса
формирования изобразительной
-процесс созданий изображений
немыслим без воспитания у
детей эстетической культуры
и художественной
Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:
1)у детей формируются навыки наблюдения;
2) совершенствуются приемы
3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
4) формируются полные и точные
представления о предметах и
явлениях окружающего мира, поскольку
изображение предметов требует
отчетливого выделения в
5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
6) также развиваются зрительная
и двигательная память, поскольку
в процессе изобразительной
7) дети учатся изображать
8)на уроках изобразительного
искусства у детей в наглядно-
2.1. Особенности изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития
Изобразительная деятельность
предоставляет большие
Сама изобразительная
деятельность дошкольников с ЗПР
подводит их к пониманию того, что
изобразительное искусство
В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.
Так, при задержке психического
развития наблюдается несовершенство
цветоразличения (узнавание промежуточных
цветов) и таких компонентов
Также хотелось бы отметить,
что без внимания и поощрения
со стороны взрослых дети очень быстро
утрачивают интерес к действиям
с изобразительными материалами. А
это значит, что не будет реализовано
их возрастное стремление к самостоятельности,
активности, направленное на познание
окружающего мира и потому что
от степени элементарной подготовленности
детей в изобразительной
Таким образом, учитывая психологические
особенности детей с ЗПР, перед
педагогами стоят задачи в обучении
навыкам изобразительной
-воспитание у детей
эмоционально-эстетических
-развитие способности
понимать их содержание, его единства
со средствами выразительности
в рисовании, лепке,
-формирование оценочного
отношения к результатам
-формирование навыков
и умений занятиями рисованием,
лепкой и аппликацией,
-развитие у детей моторного
алгоритма изобразительных
-развитие и коррекция
познавательных процессов:
Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.
2.2. Использование изобразительной деятельности как средства коррекции нарушений у детей с задержкой психического развития
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.
На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли, а также отечественные ученые Л.С.Выготский, А.И.Граборов,Е.А.Екжанова, Т.С.Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.
Исследования в области
художественной педагогики показывают,
что искусство позволяет
Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.
Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.
Коррекционно-развивающие
возможности изодеятельности
В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Решаются следующие основные задачи коррекционной педагогики и психологии:
Информация о работе Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития