Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:43, реферат
Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников диагностико-коррекционных классов нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей.
Таким образом, комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая работа и своевременно организованная психолого-педагогическая помощь помогут ребенку в преодолении трудностей обучения и социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.
Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи
учащимся 3
Характеристика детей школьного возраста, испытывающих
проблемы в обучении и развитии
Условия и причины неблагоприятного развития 6
Психологическая характеристика детей 9
Особенности речи детей 12
Организация специальной помощи детям, испытывающим
проблемы в обучении и развитии 15
Психолого-педагогическая помощь учащимся, ранняя
профилактика и коррекция. 18
Заключение. Выводы 23
Литература 25
Психолого-педагогическая
помощь и коррекция
Большое
значение в организации помощи
детям имеют лечебные и
17
недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство учащихся нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей и их развитию.
Таким образом, при оказании помощи учащимся, необходима совместная деятельность специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, которые оказывают не только непосредственную помощь детям, но и консультативную – родителям.
18
З. Психолого-педагогическая помощь учащимся.
Ранняя профилактика и коррекция.
Психолого-педагогическая
профилактика – система
Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.
В основе нашей работы с детьми лежат принципы профилактики и коррекции задержки психического развития учащихся:
Ранняя профилактика непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка выделяем и используем в работе четыре группы методов профилактики:
- познавательные игры,
- создание ситуации
- создание ситуации
- создание ситуации опоры на жизненный опыт,
- создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой
19
деятельности.
- создание ситуации личностной и групповой перспективы,
- коллективные игры,
- выработка коллективно-единых требований,
- коллективные соревнования,
- коллективное самообслуживание.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
- уважение,
- педагогическая
- убеждение,
- осуждение,
- понимание,
- доверие,
- побуждение,
- сочувствие,
- педагогическое предупреждение, предостережение,
- анализ поступка,
- решение конфликтной ситуации.
4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности
ребенка:
- пример, разъяснение,
- ожидание радости,
- снятие напряжения,
20
- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного,
- требование,
- внушение.
Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности неразвитости поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль в нашей работе играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реальноосознаваемых и реальнодействующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога на отношении ребенка со сверстниками, помогают преодолевать трудности в общении и обучении, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.
Значительная
роль в коррекции игровых и
реальных отношений детей, развитии
комплекса игровых
В арсенале
педагога обязательно должны
быть такие коррекционные
Какова
же роль психологической
К методам
психокоррекции индивидуально-
21
двигательной, познавательной, эмоциональной сферах поведения и общения (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.
Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.
Нарушения
учебной деятельности можно
Нарушения
развития самосознания ребенка
с задержкой психического
Таким образом, восстанавливать и развивать ребенка как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:
Эмоциональное
отвержение проблемных детей, отсутствие
взаимопонимания с учителем
22
педагогическая помощь ребенку, имеющему проблемы в обучении и развитии, состоит в проявлении истинной заинтересованности к его школьным делам, что будет способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, скажется на вере в его собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха способствует формированию познавательного мотива и развитию личности ребенка. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача педагога и психолога – внушить ему, что успех обязательно придет.
Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у ребенка чувство собственной ценности. Доминирование положительного представления о себе – «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает у ребенка желание измениться.
В заключении можно сказать, что средства психолого-педагогической помощи, профилактики и коррекции разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания могут и дают положительные результаты.
23
Заключение. Выводы
Психолого-педагогическая
помощь учащимся коррекционных
классов занимает важное место
в процессе коррекции недостатк
В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные .особенности познавательных процессов и осуществлять дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей мы рекомендуем замедление темпа учебного процесса, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, характер заданий и т.д.
Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения. Но только своевременная педагогическая и психологическая помощь таким детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения, воспитания и развития.
Поэтому, чем
раньше начинается
Таким образом, психолого-педагогическая, логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, учитывает их психологические особенности и проводится нами по следующим направлениям:
24
Но только комплексная работа, совместная, психологов, педагогов, логопедов, других специалистов может дать положительный результат.
25
Литература