Психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим проблемы в обучении и развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников диагностико-коррекционных классов нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей.
Таким образом, комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая работа и своевременно организованная психолого-педагогическая помощь помогут ребенку в преодолении трудностей обучения и социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.

Оглавление

Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи
учащимся 3
Характеристика детей школьного возраста, испытывающих
проблемы в обучении и развитии
Условия и причины неблагоприятного развития 6
Психологическая характеристика детей 9
Особенности речи детей 12
Организация специальной помощи детям, испытывающим
проблемы в обучении и развитии 15
Психолого-педагогическая помощь учащимся, ранняя
профилактика и коррекция. 18
Заключение. Выводы 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая помощь.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

      Психолого-педагогическая  помощь и коррекция обеспечивают  учащимся овладение знаниями  и умениями, а также развитие мышления, памяти, других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей, которые не охвачены специальной коррекционной работой. Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии учебной деятельности детей, их личности – интересах, мотивации учения, взаимоотношений, общения и др.

      Большое  значение в организации помощи  детям имеют лечебные и профилактические  мероприятия, поскольку у них  функциональная 

 

17

недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство учащихся нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей и их развитию.

      Таким образом, при оказании помощи учащимся, необходима совместная деятельность специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, которые оказывают не только непосредственную помощь детям, но и консультативную – родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

З. Психолого-педагогическая помощь учащимся.

Ранняя профилактика и коррекция.

      Психолого-педагогическая  профилактика – система предупредительных  мер, связанных с устранением  внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки  в развитии детей.

     Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

      В основе  нашей работы с детьми лежат  принципы профилактики и коррекции задержки психического развития учащихся:

  1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
  2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
  3. Профессиональная компетентность и разделение функций.
  4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию его развития.
  5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
  6. Дифференцированный подход.

      Ранняя профилактика непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка выделяем и используем в работе четыре группы методов профилактики:

  1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

- познавательные игры,

- создание ситуации эмоционального  переживания,

- создание ситуации занимательности,

- создание ситуации опоры  на жизненный опыт,

- создание ситуации успеха  в учебно-познавательной и игровой

19

  деятельности.

  1. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

- создание ситуации личностной и групповой перспективы,

- коллективные игры,

- выработка коллективно-единых  требований,

- коллективные соревнования,

- коллективное самообслуживание.

      3. Общение  и взаимодействие в различных  ситуациях:

          - уважение,

          - педагогическая требовательность,

          - убеждение,

          - осуждение,

          - понимание,

          - доверие,

          - побуждение,

          - сочувствие,

          - педагогическое предупреждение, предостережение,

          - анализ поступка,

          - решение конфликтной ситуации.

      4. Психолого-педагогическое  воздействие и стимулирование  активности     

          ребенка:

          - пример, разъяснение,

          - ожидание радости,

          - снятие напряжения,

20

          - обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного,

          - требование,

          - внушение.

      Основными  средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности неразвитости поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль в нашей работе играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реальноосознаваемых и реальнодействующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога на отношении ребенка со сверстниками, помогают преодолевать трудности в общении и обучении, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

      Значительная  роль в коррекции игровых и  реальных отношений детей, развитии  комплекса игровых способностей, побуждения игровой и учебно-познавательной  мотивации учения играют позитивное  стимулирование, подчеркивание достижений ребенка.

      В арсенале  педагога обязательно должны  быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное  формирование умственных действий. В силу особенностей учебной  деятельности школьников, имеющих  проблемы в развитии, нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

      Какова  же роль психологической коррекции (психокоррекции) задержки развития  детей? Используемая нами группа методов коррекции классифицируется по объекту (ребенок, испытывающий трудности, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать.

      К методам  психокоррекции индивидуально-типологических  особенностей личности ребенка  относятся методы развития произвольности в

21

двигательной, познавательной, эмоциональной сферах поведения и общения (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.

      Психокоррекция  свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

      Нарушения  учебной деятельности можно корректировать  с помощью методов снижения  значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных  с внутренней позицией школьника, методов снижения чувствительности  к оцениванию, формированию адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы мы используем на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов ребенка с задержкой в развитии.

      Нарушения  развития самосознания ребенка  с задержкой психического развития  требует применение таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие6 позитивного восприятия других. Мы дополняем эту группу методом самовнушения – «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

      Таким образом, восстанавливать и развивать ребенка как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:

  1. Формировать мотивацию учения как побудительную силу.
  2. Развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу познавательной активности.
  3. Повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности.
  4. Формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.

      Эмоциональное  отвержение проблемных детей, отсутствие  взаимопонимания с учителем связано  с выбором методов, неадекватных  учению (игровой мотив), или мотивов, которые не могут обеспечить успешность учебной деятельности на длительное время. Психолого-

 

22

педагогическая помощь ребенку, имеющему проблемы в обучении и развитии, состоит в проявлении истинной заинтересованности к его школьным делам, что будет способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, скажется на вере в его собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха способствует формированию познавательного мотива и развитию личности ребенка. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача педагога и психолога – внушить ему, что успех обязательно придет.

      Уважение, внимание, забота и одобрение  окружающих повышают у ребенка чувство собственной ценности. Доминирование положительного представления о себе – «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает у ребенка желание измениться.

      В заключении можно сказать, что средства психолого-педагогической помощи, профилактики и коррекции разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания могут и дают положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Заключение. Выводы

      Психолого-педагогическая  помощь учащимся коррекционных  классов занимает важное место  в процессе коррекции недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания.

     В процессе  обучения необходимо учитывать  индивидуальные .особенности познавательных процессов и осуществлять дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей мы рекомендуем замедление темпа учебного процесса, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, характер заданий и т.д.

      Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения. Но только своевременная педагогическая и психологическая помощь таким детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения, воспитания и развития.

      Поэтому, чем  раньше начинается коррекционная  работа с ребенком, чем целесообразнее сочетаются виды, формы, средства профилактики и коррекции, тем эффективнее оказывается результат.

 

      Таким образом, психолого-педагогическая, логопедическая  работа с детьми, имеющими проблемы  в развитии, учитывает их психологические особенности и проводится нами по следующим направлениям:

 

  1. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  2. Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
  3. Формирование пространственных представлений.
  4. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

24

  1. Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.
  2. Коррекция нарушений звукопроизношения.
  3. Развитие психических процессов внимания, памяти, мышления.

 

      Но только  комплексная работа, совместная, психологов, педагогов, логопедов, других специалистов может дать положительный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 1990.
  2. Андрюшенко Т.Ю., Корабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения /Вопросы психологии. – 1993 - № 1.
  3. Бурменская Г.В., Корабекова Н.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.
  4. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М., 1991.
  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1991.
  6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999.
  7. Мухина В.С. Детская психология. – СПБ., 1992.
  8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1999.
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
  10. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.
  11. Овчарова Л.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.
  13. Учимся общаться с ребенком /Петровский В.А., Виноградова Л.М., Кларина Л.М. и др. – М., 1993.
  14. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»./Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – М., 1996.  

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим проблемы в обучении и развитии