Психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим проблемы в обучении и развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников диагностико-коррекционных классов нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей.
Таким образом, комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая работа и своевременно организованная психолого-педагогическая помощь помогут ребенку в преодолении трудностей обучения и социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.

Оглавление

Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи
учащимся 3
Характеристика детей школьного возраста, испытывающих
проблемы в обучении и развитии
Условия и причины неблагоприятного развития 6
Психологическая характеристика детей 9
Особенности речи детей 12
Организация специальной помощи детям, испытывающим
проблемы в обучении и развитии 15
Психолого-педагогическая помощь учащимся, ранняя
профилактика и коррекция. 18
Заключение. Выводы 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая помощь.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая помощь

учащимся, испытывающим проблемы

в обучении и развитии

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Содержание

 

      Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи

                  учащимся                                                                                        3

  1. Характеристика детей школьного возраста, испытывающих

проблемы в обучении и развитии

    1. Условия и причины неблагоприятного развития                     6
    2. Психологическая характеристика детей                                    9
    3. Особенности речи детей                                                              12
  1. Организация специальной помощи детям, испытывающим

проблемы в обучении и развитии                                                         15

  1. Психолого-педагогическая помощь учащимся, ранняя

профилактика и коррекция.                                                                  18                                                                                                   

      Заключение. Выводы                                                                                 23

      Литература                                                    25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение. Необходимость психолого-педагогической

помощи учащимся

      Актуальность  проблемы психического здоровья  детей в последнее время значительно  возросла. Рост нервно-психических  и соматических заболеваний, а  также различные функциональные  расстройства коррелируют с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.

      Поэтому  особую социальную и педагогическую  значимость приобретает внедрение  в систему образования специальных  организационных форм активной  дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.

      По данным  различных исследователей, количество  таких детей в дошкольном возрасте  достигает 25%, среди учащихся школ  –  20-30%  от детской популяции школьного возраста. Причины стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации учащихся в настоящее время достаточно глубоко и многосторонне изучены, хорошо известны широкому кругу специалистов разных профилей: врачам-психоневрологам, детским психиатрам, физиологам, психологам, учителям-дефектологам.

      Детей, у  которых при нормальном слухе  и зрении, при отсутствии умственной  отсталости, выраженных дефектах  речи и опорно-двигательного аппарата  обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, называют «детьми с трудностями в обучении» (в соответствии с психолого-педагогической классификацией). Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудности в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

      В зависимости  от подхода к изучению этих  детей в разных странах предлагались  разные термины: так в США эта  группа детей первоначально изучалась  медиками и определялась как  «дети с минимальными повреждениями мозга»  (или с минимальными мозговыми дисфункциями), в ГДР использовалась психолого-педагогическое понятие «дети с нарушениями поведения».

 

4

      Отечественные  психологи  (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, У.В.Ульенкова) при изучении  этой  группы детей пользовались определением «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении» и др.

      Как показали  комплексные исследования сотрудников  Института дефектологии (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, В.И.Лубовский, Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, И.Ф.Марковская, М.Н.Фишман)  большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического развития,  которые по сформированности  ряда психических функций находятся на более ранней возрастной стадии.

      Одним из  ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30-35 минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности.

      Испытывая  систематические трудности в учебе, дети теряют сначала интерес к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте.

      Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Дети с выраженной задержкой психического развития нуждаются в условиях обучения, которые могут быть обеспечены в специально созданных для них классах коррекционно-развивающего обучения. Зачисление в них производится только по заключению медико-педагогической комиссии.

      При обучении  в этих классах обеспечивается  психолого-педагогическая помощь  и коррекция отклонений в развитии детей, их познавательной деятельности и речи, восполнение пробелов дошкольного развития.

      Поэтому, чем  раньше начинается коррекционная  работа с ребенком, тем эффективнее  оказывается результат.

      Большое  значение в коррекционной работе  с детьми имеют не только психолого-педагогические мероприятия, но и лечебно-профилактические,

5

 поскольку у них  функциональная недостаточность  головного мозга проявляется  не только в замедлении темпа  психофизического развития, но и  психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников диагностико-коррекционных классов нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей.

      Таким образом, комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая  работа и своевременно организованная  психолого-педагогическая помощь  помогут ребенку в преодолении  трудностей обучения и социальной  адаптации в сложных жизненных  обстоятельствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

  1. Характеристика детей школьного возраста, испытывающих

проблемы в обучении и развитии

    1. Условия и причины неблагоприятного развития

      Психолого-педагогическое наблюдение за детьми, испытывающими проблемы в развитии, и их клиническое изучение выявили ряд особенностей психического развития.

      Значительное  разнообразие вариантов развития  зависит от ряда условий и  причин. Среди них в первую  очередь выделяются:

  1. Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», в семье, в школе, обществе в целом и т.п.).

        На  развитие ребенка оказывают негативное  влияние следующие факторы:

- дефицит общения с  окружающими взрослыми, вследствие  чего не обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности;

- травмирующее действие  социальной микросреды, вызывающее  состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безинициативность, плаксивость, замкнутость и т.п.), ил, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм, грубость);

- отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических  условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.

  1. Развитие ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементов труда, труда и т.д.).

       Негативное  влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, обеспечивающей

7

 «присвоение» и смену  ведущего вида деятельности в  каждом календарном периоде развития  ребенка.

  1. Состояние здоровья (соматического и нервно-психического).

Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) препятствует нормальному функционированию тех или иных систем мозга и задерживает его своевременное развитие. Слабовыраженные нарушения ЦНС могут проявляться в виде парциальных недостатков развития эмоционально-личностной и познавательной сфер.

      Негативное  влияние на развитие ребенка  могут оказывать тяжелые соматических  заболеваний в первые годы  жизни, либо хронические формы  заболевания с частыми обострениями. При тяжелых формах соматогения способна привести к более существенным нарушениям обменных процессов мозга, к более стойкой задержки развития, обусловленной, главным образом, стойкой астенией, резко снижающей психический и физический тонус ребенка.

      Замедление  темпа нормального хода развития, недостаточное формирование способностей  к усвоению знаний может быть  обусловлено как действием отдельного  неблагоприятного фактора (причины), так и их сочетанием.

      Наличие  слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможность развития и обучения ребенка. В тоже время у здорового от рождения ребенка общая микросоциальная и педагогическая  депривация, негативное и зачастую психотравмирующее влияние семьи, отсутствие индивидуализации в воспитании и обучении может обусловить своеобразное недоразвитие тех или иных функций.

      Обобщая  сказанное, подчеркнем, что реализация  потенциальных возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к развитию ребенка, с другой – от  организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов

8

развития необходимо в целях профилактики и коррекции трудностей в обучении и воспитании детей.

      Таким образом, возможность компенсации отставания  в психическом развитии осуществима в адекватных состоянию детей психолого-педагогических условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

    1. Психологическая характеристика детей

        При  поступлении ребенка в школу  у него не обнаруживается готовности  к началу систематического школьного обучения. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей).

      Большинство  психических функций имеет сложное  комплексное строение и основано на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с задержкой психического развития замедленно, значительно изменено и происходит иначе, чем в норме, соответственно психические функции складываются не так , как у нормально развивающихся детей.

      Программа  обучения в начальной школе  предполагает, что дошкольник владеет  значительным числом житейских  понятий, сформированностью определенных  умений и навыков. У детей  с задержкой психического развития запас знаний крайне беден, чем у нормальных детей того же возраста. У них нет необходимых для усвоения программы знаний, умений, навыков. Поэтому дети не в состоянии без специальной помощи овладеть необходимыми навыками письма, счета и чтения. Трудно детям соблюдать и принятые в школе нормы поведения. Испытываемые учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием нервной системы, наблюдается нервное истощение,  быстрая утомляемость, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Дети реагируют на все изменения атмосферы.

      Задержка  психического развития проявляется  у детей в замедленном созревании  эмоционально-волевой сферы, несоответствии  интеллектуальных возможностей  возрасту ребенка. У детей наблюдается  неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим проблемы в обучении и развитии