Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:43, реферат
Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников диагностико-коррекционных классов нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей.
Таким образом, комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая работа и своевременно организованная психолого-педагогическая помощь помогут ребенку в преодолении трудностей обучения и социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.
Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи
учащимся 3
Характеристика детей школьного возраста, испытывающих
проблемы в обучении и развитии
Условия и причины неблагоприятного развития 6
Психологическая характеристика детей 9
Особенности речи детей 12
Организация специальной помощи детям, испытывающим
проблемы в обучении и развитии 15
Психолого-педагогическая помощь учащимся, ранняя
профилактика и коррекция. 18
Заключение. Выводы 23
Литература 25
Психолого-педагогическая помощь
учащимся, испытывающим проблемы
в обучении и развитии
2
Содержание
Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи
учащимся
проблемы в обучении и развитии
проблемы в обучении и развитии
профилактика и коррекция.
Заключение.
Выводы
Литература
3
Введение. Необходимость психолого-педагогической
помощи учащимся
Актуальность
проблемы психического
Поэтому
особую социальную и
По данным
различных исследователей, количество
таких детей в дошкольном
Детей, у
которых при нормальном слухе
и зрении, при отсутствии умственной
отсталости, выраженных дефектах
речи и опорно-двигательного
В зависимости
от подхода к изучению этих
детей в разных странах
4
Отечественные психологи (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, У.В.Ульенкова) при изучении этой группы детей пользовались определением «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении» и др.
Как показали
комплексные исследования
Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30-35 минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности.
Испытывая систематические трудности в учебе, дети теряют сначала интерес к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте.
Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Дети с выраженной задержкой психического развития нуждаются в условиях обучения, которые могут быть обеспечены в специально созданных для них классах коррекционно-развивающего обучения. Зачисление в них производится только по заключению медико-педагогической комиссии.
При обучении
в этих классах обеспечивается
психолого-педагогическая
Поэтому, чем
раньше начинается
Большое
значение в коррекционной
5
поскольку у них
функциональная
Таким образом,
комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая
работа и своевременно
6
проблемы в обучении и развитии
Психолого-педагогическое наблюдение за детьми, испытывающими проблемы в развитии, и их клиническое изучение выявили ряд особенностей психического развития.
Значительное
разнообразие вариантов
На
развитие ребенка оказывают
- дефицит общения с
окружающими взрослыми, вследствие
чего не обеспечивается стимуля
- травмирующее действие
социальной микросреды, вызывающее
состояние повышенной
- отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, обеспечивающей
7
«присвоение» и смену
ведущего вида деятельности в
каждом календарном периоде
Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) препятствует нормальному функционированию тех или иных систем мозга и задерживает его своевременное развитие. Слабовыраженные нарушения ЦНС могут проявляться в виде парциальных недостатков развития эмоционально-личностной и познавательной сфер.
Негативное
влияние на развитие ребенка
могут оказывать тяжелые
Замедление
темпа нормального хода
Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможность развития и обучения ребенка. В тоже время у здорового от рождения ребенка общая микросоциальная и педагогическая депривация, негативное и зачастую психотравмирующее влияние семьи, отсутствие индивидуализации в воспитании и обучении может обусловить своеобразное недоразвитие тех или иных функций.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к развитию ребенка, с другой – от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов
8
развития необходимо в целях профилактики и коррекции трудностей в обучении и воспитании детей.
Таким образом,
возможность компенсации
9
При
поступлении ребенка в школу
у него не обнаруживается
Большинство
психических функций имеет
Программа
обучения в начальной школе
предполагает, что дошкольник владеет
значительным числом житейских
понятий, сформированностью
Задержка
психического развития