Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:43, реферат
Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников диагностико-коррекционных классов нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей.
Таким образом, комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая работа и своевременно организованная психолого-педагогическая помощь помогут ребенку в преодолении трудностей обучения и социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.
Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи
учащимся 3
Характеристика детей школьного возраста, испытывающих
проблемы в обучении и развитии
Условия и причины неблагоприятного развития 6
Психологическая характеристика детей 9
Особенности речи детей 12
Организация специальной помощи детям, испытывающим
проблемы в обучении и развитии 15
Психолого-педагогическая помощь учащимся, ранняя
профилактика и коррекция. 18
Заключение. Выводы 23
Литература 25
У детей,
имеющих проблемы в развитии,
отмечается низкий уровень
- в необходимости более длительного периода времени для приёма и переработки сенсорной информации;
10
- в затруднении узнавания предмета, находящегося в непривычном положении, контурных и схематических изображениях;
- не всегда
узнают и часто смешивают
- в недостаточной
сформированности
Особенности внимания проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает у детей значительное замедление темпа выполнения заданий, увеличение ошибок. Особенно ярко эти негативные последствия проявляются, если отвлекающим фактором является речь.
Недостаточность
внимания, снижение работоспособности
у детей с задержкой
Каковы же особенности в развитии памяти у детей?
У детей,
испытывающих трудности в
- снижение продуктивности
запоминания и его
- большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;
- недостаточный объем и точность запоминания;
- преобладание наглядной памяти над словесной;
- низкий уровень самоконтроля
в процессе заучивания и
- недостаточная познавательная активность и целенаправленность при воспроизведении и запоминании;
11
- преобладание механического
запоминания над словесно-
- повышенная тормозимость следов под воздествием помех и внутренней интерференции (взаимодействия различных мнемических следов друг на друга).
Таким образом,
дети с трудом овладевают
Отставание в развитии мышления (всех форм мышления, начиная с самых ранних, наглядно-действенного и наглядно-образного) наблюдается у школьников с задержкой психического развития. По наблюдениям, в меньшей степени нарушено наглядно-действенное мышление.
В коррекционной
работе большое место
При анализе
предмета или явления дети
называют только поверхностные,
несущественные качества с
При
переходе из одной системы
знаний и навыков к другой,
дети склонны применять старые,
уже отработанные способы, не
видоизменяя их, что в итоге
приводит к трудностям
Поэтому одними из задач организации помощи детям являются:
12
формирование мотивации учения как побудительной силы и развитие любознательности, так как познавательная активность у наших детей снижена.
Снижение познавательной активности при обучении проявляется у детей с задержкой психического развития в том, что дети не стремятся эффективно использовать время, отводимое на выполнение задания, высказывают мало суждений, и тем, что у детей часто отсутствует возраст «почемучки». Одни дети практически не задают вопросов о явлениях окружающей действительности, обычно это медлительные, пассивные дети с замедленной речью. Другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов, но при этом редко выслушивают ответы до конца.
В мыслительной
деятельности снижение
Поэтому, оказывая
помощь детям, мы должны развивать
любознательность и
Анализ устной речи детей с отставанием в развитии показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Однако речь в целом у них, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата.
Итак, у детей, имеющих проблемы в развитии, отмечаем:
- отставание в развитии речи;
- низкая речевая активность;
13
- ограниченность словаря;
- неполноценность понятий;
- низкая способность к обобщениям;
- недостаточность в словесной регуляции действий;
- запаздывание формирования внутренней речи;
- в речевом оформлении проявляется инфантилизм, бедность выразительных средств;
- недостаточное понимание
многих слов и образных
Каково же состояние словаря?
У детей
наблюдается преобладание
Особенности связной речи проявляются у детей в неумении самостоятельно пересказывать текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Не могут дать описание предмета, часто используют одни и теже слова, постоянно возвращаются к уже высказанной мысли. Эти особенности состояния связной речи – результат тех затруднений, которые дети испытывают при планировании и развертывании речевого высказывания. У детей наблюдается в устной речи пропуск ил замена, или избыточность членов предложения. А также: ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении предлогов, трудности в словообразовании, структурная несформированность высказывания.
Таким образом,
связная речь находится на
более низком уровне, чем у
детей с нормальным развитием.
Рассказы характеризуются
14
непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Дети часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях детей проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения.
Поэтому
особенности речи детей
Нарушение звукопроизношения у детей с проблемами в развитии встречается гораздо чаще, чем у детей без нарушения психического развития. Недостатки произношения, а иногда и восприятия у некоторых детей связаны с какой-либо одной парой звуков, при хорошем произнесении и различении всех остальных. Конечно же, бывают и более тяжелые нарушения. Поэтому для коррекции дефектов произношения предусмотрены специальные логопедические занятия.
Начинающие обучение дети часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарный звуковой анализ. Это свидетельствует о недоразвитии у учащихся фонематического слуха, об отсутствии у них речевого опыта и практических речевых, необходимых для усвоения курса родного языка, обобщений. Поэтому обучению чтению и письму предшествует коррекционная работа – подготовка к обучению грамоте.
Подведя итоги, можно сказать, что для детей, имеющих проблемы в развитии, создаются специальные классы, имеющие целью воспитание учащихся, обучение их основам наук в объеме школы, коррекцию недостатков развития, подготовку к общественной полезной деятельности.
15
2.Организация специальной помощи детям, испытывающим
проблемы в обучении и развитии
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
Организация
психолого-педагогической
Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское). Выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение). Изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, в классе), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни: дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое изучение).
Каждый
из участников консилиума
16
Второе
направление – коррекционно-
Ведущая
роль в коррекционно-
Педагог и психолог проводят динамического наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксируют в протоколах и журналах наблюдений, что помогает им планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, операций анализа, сравнения, обобщения и т.п.).