Психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим проблемы в обучении и развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников диагностико-коррекционных классов нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей.
Таким образом, комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая работа и своевременно организованная психолого-педагогическая помощь помогут ребенку в преодолении трудностей обучения и социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.

Оглавление

Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи
учащимся 3
Характеристика детей школьного возраста, испытывающих
проблемы в обучении и развитии
Условия и причины неблагоприятного развития 6
Психологическая характеристика детей 9
Особенности речи детей 12
Организация специальной помощи детям, испытывающим
проблемы в обучении и развитии 15
Психолого-педагогическая помощь учащимся, ранняя
профилактика и коррекция. 18
Заключение. Выводы 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая помощь.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

      У детей, имеющих проблемы в развитии, отмечается низкий уровень развития  восприятия, это проявляется:

     - в необходимости  более длительного периода времени для приёма и переработки сенсорной информации;

 

10

     - в затруднении  узнавания предмета, находящегося  в непривычном положении, контурных  и схематических изображениях;

     - не всегда  узнают и часто смешивают сходные  по начертанию буквы и их отдельные элементы;

     - в недостаточной  сформированности пространственных  представлений, часто возникают  трудности при пространственном  анализе и синтезе ситуации.

      Особенности внимания проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает у детей значительное замедление темпа выполнения заданий, увеличение ошибок. Особенно ярко эти негативные последствия проявляются, если отвлекающим фактором является речь.

      Недостаточность  внимания, снижение работоспособности  у детей с задержкой психического  развития имеет индивидуальные  формы. У одних детей максимальная  сосредоточенность и работоспособность  в начале выполнения задания  неуклонно падает по мере выполнения задания, у детей наблюдается наибольшее напряжение внимания уже после определенного периода действий.  У третьей группы – периодическое колебание внимания и неустойчивая работоспособность на протяжении всего времени выполнения заданий.

      Каковы же особенности в развитии памяти у детей?

      У детей, испытывающих трудности в обучении, имеющих недостатки в развитии, отклонения в развитии памяти  проявляются в следующем:

- снижение продуктивности  запоминания и его неустойчивость;

- большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;

- недостаточный объем и точность запоминания;

- преобладание наглядной  памяти над словесной;

- низкий уровень самоконтроля  в процессе заучивания и воспроизведения;

- недостаточная познавательная  активность и целенаправленность при воспроизведении и запоминании;

11

- преобладание механического  запоминания над словесно-логическим;

- повышенная тормозимость  следов под воздествием помех  и внутренней интерференции (взаимодействия  различных мнемических следов друг на друга).

      Таким образом, дети с трудом овладевают сложными  видами памяти, до четвертого  класса используют механическое  запоминание, заучивание, опосредованное  запоминание отстает.

      Отставание  в развитии мышления (всех форм мышления, начиная с самых ранних, наглядно-действенного и наглядно-образного) наблюдается  у школьников с задержкой психического развития. По наблюдениям, в меньшей степени нарушено наглядно-действенное мышление.

      В коррекционной  работе большое место уделяется  формированию процессов анализа и синтеза, так как у детей недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.

      При анализе  предмета или явления дети  называют только поверхностные, несущественные качества с недостаточной полноценностью и точностью. В результате выделяют почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. При проведении этапа классификации, основные трудности связаны у детей с тем, что они не могут мысленно совместить два или более признака или явления. Помощь в преодолении таких трудностей заключается в организации практической деятельности детей с объектами классификации. Задания должны быть так организованы, чтобы ребенок имел возможность опереться  при выполнении на образец или свой житейский опыт.

       При  переходе из одной системы  знаний и навыков к другой, дети склонны применять старые, уже отработанные способы, не  видоизменяя их, что в итоге  приводит к трудностям переключения  с одного способа действия  на другие. Таким образом, ярко проявляется инертность мышления учащихся, особенно ярко при решении проблемных задач, требующих поиска самостоятельного решения. В большинстве  случаев вместо осознания задачи и поисков адекватного способа решения осуществляется репродуцирование привычных способов действия, поэтому у ребенка не развивается способность к саморегуляции , не формируется мотивация избегания неудач.

      Поэтому  одними из задач организации  помощи детям являются:

12

формирование мотивации учения как побудительной силы и развитие любознательности, так как познавательная активность у наших детей снижена.

      Снижение познавательной активности при обучении проявляется у детей с задержкой психического развития в том, что дети не стремятся эффективно использовать время, отводимое на  выполнение задания, высказывают мало суждений, и тем, что у детей часто отсутствует возраст «почемучки». Одни дети практически  не задают вопросов о явлениях окружающей действительности, обычно это медлительные, пассивные дети с замедленной речью. Другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов, но при этом редко выслушивают ответы до конца.

      В мыслительной  деятельности снижение познавательной  активности выражается в слабой  зависимости деятельности детей  от поставленной цели, в подмене истинной цели задания более простой и знакомой, в затруднениях поиска способа решения задач.

      Поэтому, оказывая  помощь детям, мы должны развивать  любознательность и познавательные  интересы ребенка как основу  учебной познавательной активности; повышать уровень произвольности  психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности; формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.

 

    1. Особенности речи детей

      Анализ устной речи детей с отставанием в развитии показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Однако речь в целом у них, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата.

      Итак, у  детей, имеющих проблемы в развитии, отмечаем:

- отставание в развитии  речи;

- низкая речевая активность;

13

- ограниченность словаря;

- неполноценность понятий;

- низкая способность к обобщениям;

- недостаточность в словесной  регуляции действий;

- запаздывание формирования  внутренней речи;

- в речевом оформлении  проявляется инфантилизм, бедность  выразительных средств;

- недостаточное понимание  многих слов и образных выражений.

      Каково же состояние словаря?

      У детей  наблюдается преобладание пассивного  словаря над активным. Словарный  запас беден и недифференцирован, ограниченность ярко проявляется в незнании использования слов, обозначающих признаки и свойства предметов, передающих оценочные суждения. Неточное употребление слов, одни видовые понятия определяются через слова других понятий. Употребляют слова, свойственные детям младшего возраста. Недостаточность словарного запаса связана с ограниченностью знаний, представлений об окружающем мире, причинно-следственных отношений, определяются снижением познавательной активности.

      Особенности связной речи проявляются у детей в неумении самостоятельно пересказывать текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Не могут дать описание предмета, часто используют одни и теже слова, постоянно возвращаются к уже высказанной мысли. Эти особенности состояния связной речи – результат тех затруднений, которые дети испытывают при планировании и развертывании речевого высказывания. У детей наблюдается в устной речи пропуск ил замена, или избыточность членов предложения. А также: ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении предлогов, трудности в словообразовании, структурная несформированность высказывания.

      Таким образом, связная речь находится на  более низком уровне, чем у  детей с нормальным развитием. Рассказы характеризуются бедностью  языкового оформления и нарушением логической связности, отмечается

14

непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Дети часто не сохраняют основной сюжетной линии при  пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях детей проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения.

      Поэтому  особенности речи детей характеризуются  нарушением речи, как системы; своеобразие  речи отражает недоразвитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

     Нарушение звукопроизношения у детей с проблемами в развитии встречается гораздо чаще, чем у детей без нарушения психического развития. Недостатки произношения, а иногда и восприятия у некоторых детей связаны с какой-либо одной парой звуков, при хорошем произнесении и различении всех остальных. Конечно же, бывают и более тяжелые нарушения. Поэтому для коррекции дефектов произношения предусмотрены специальные логопедические занятия.

      Начинающие обучение дети часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарный звуковой анализ. Это свидетельствует о недоразвитии у учащихся фонематического слуха, об отсутствии у них речевого опыта и практических речевых, необходимых для усвоения курса родного языка, обобщений. Поэтому обучению чтению и письму предшествует коррекционная работа – подготовка к обучению грамоте.

      Подведя  итоги, можно сказать, что для  детей, имеющих проблемы в развитии, создаются специальные классы, имеющие целью воспитание учащихся, обучение их основам наук в объеме школы, коррекцию недостатков развития, подготовку к общественной полезной деятельности.

 

 

 

 

 

 

15

2.Организация специальной помощи детям, испытывающим

проблемы в обучении и развитии

      Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии  с его возрастом, адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

      Организация  психолого-педагогической помощи  учащимся, испытывающим трудности, имеет особую значимость. Предупреждение (профилактику) трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать как можно раньше. Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию помощи детям в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем.

      Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское). Выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение). Изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, в классе), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни: дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое изучение).

      Каждый  из участников консилиума образовательного  учреждения подготавливает информацию  по своему профилю. Итогом изучения  ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей психолого-педагогической помощи и коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны взрослых, выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.

 

16

      Второе  направление – коррекционно-развивающее  - предполагает комплекс мер, воздействующих  на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе педагога-дефектолога, учителей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.

      Ведущая  роль в коррекционно-развивающем  процессе принадлежит педагогу-дефектологу (логопеду) и учителю: стилю их  общения с детьми, специальному  формированию у учащихся навыков общения и представлений о правильном поведении. Демократический стиль общения, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, формирование представлений о навыках общения и правилах поведения являются первоначальными элементами соцально-педагогической профилактики, направленной на предупреждение нежелательных отклонений в поведении, связанных с неблагополучной социальной ситуацией развития ребенка. Важное значение придается и индивидуальной психолого-педагогической помощи.

      Педагог  и психолог проводят динамического наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксируют в протоколах и журналах наблюдений, что помогает им планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, операций анализа, сравнения, обобщения и т.п.).

Информация о работе Психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим проблемы в обучении и развитии