Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:37, контрольная работа
Для характеристики предпринимательства как экономической кате¬гории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.
Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.
Это, естественно, тормозит развитие собственного бизнеса. И часто проходит достаточно много времени, прежде чем осознание сущности проблемы помогает устранить препятствие.
Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сферах — духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взглядов, социального расслоения. При стабильных условиях в стране отношение к заработку складывается в связи со специфическими психологическими особенностями людей. Вольно или невольно они различаются по отношению к трудовой деятельности на группы.
Первая группа — люди преимущественно наемного труда, работающие по найму с денежным доходом, зависящим лишь от зарплаты. Это учителя, врачи, военные, рабочие.
Вторая группа — представители свободных профессий, получающие за свой труд гонорар или договорные суммы. Это адвокаты, художники.
Третья — частные предприниматели любого масштаба, занимающиеся организацией производства. Их заработок зависит только от них самих.
Естественно, что член любой группы хотел бы получать больше денег, но соответственно путем повышения зарплат, гонораров, доходов от производства.
Человек, работающий по найму, получает какие-либо установленные суммы оплаты труда практически независимо, особенно в государственной сфере, от своей квалификации. Лозунг «умейте продавать свой труд» в чистом виде действует только в сфере увеличения индивидом количества мест работы. Величина оплаты его труда зависит от политики направления средств на оплату труда (в нашей стране 20 % ВВП, в развитых странах — 80 %). Правда, в отечественных условиях сложились двойные стандарты оплаты. Нередко за одну и ту же работу, выполненную в государственной и частной фирме, работник получает зарплату, отличающуюся в 2—10 раз.
Удовлетворенность оплатой (а при неудовлетворенности — отсутствие попыток изменить ситуацию) относится к особой психологической склонности людей — получать за свой труд в определенные дни назначенную зарплату (так они чувствуют себя спокойно, уверенно, беззаботно, могут полностью отдаться работе). Нередко от квалифицированных инженеров или врачей можно услышать горькое «что мы умеем — только ходить на работу, только изобретать, только лечить и т. д.», хотя именно они — асы в своем деле, а все, что нас окружает, сделано их разумом и руками. Для этих людей приоритетным было и есть дело. Деньги у них, как правило, неактивны, не являются капиталом, а становятся элементом потребительской сферы экономической жизни. Отношение к деньгам у них абстрактное, что существенно затрудняет адаптацию людей этого типа к рыночной экономике. Для них деньги — это «получка».
Для других, более склонных продавать свой труд и умеющих это делать, место постоянной работы и в советские времена было номинальным.
Основной же заработок они имели не там. Это люди многих рабочих профессий обслуживающего плана (столяры, сантехники, ремонтники, на которых всегда был большой спрос), частнопрактикующие врачи и преподаватели, разного рода консультанты и эксперты и ряд других специалистов. Для большинства этих людей приоритет — сумма заработка.
Как правило, дело, качество исполнения их интересует лишь настолько, насколько оно влияет на величину оплаты.
Доля тех, кто фанатичен к добыванию денег, оказывается довольно малой, как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. Правда, наши респонденты, в отличие от западных, проявляют большее недовольство своим финансовым положением, нежели фантазируют на тему о деньгах.
Особая подгруппа — лица свободных профессий. По психологии деятельности они заинтересованы в качестве своего труда, но по спросу на него не брезгуют и «халтурой».
Третья группа лиц обычно заинтересована и делом, и заработком. Ее представители чаще всего сразу отказываются от государственной службы, организуют свое дело, успех которого напрямую зависит от качества работы.
Они нуждаются в свободной частнособственнической экономике и активных деньгах. Сила денег у них напрямую связана с понятиями свободы, поскольку благодаря им можно заработать, разбогатеть, «выпустить богатство из сундука» и вложить его в дело, а пустив в оборот, получить прибыль.
Различия в отношении к деньгам представителей разных социальных групп выглядит следующим образом:
Представители социальных групп |
Банкиры |
Вузовская интеллигенция |
Предприниматели малого бизнеса |
Денежное поведение |
Ограничение в тратах |
Без особых ограничений |
Деньги превыше всего, цель активности, главная ценность |
Осведомленность о наличии денег в кошельке |
Чаще знают, сколько |
Чаще не знают |
Знают о деньгах в кошельке и наличности |
Сбалансирован - ность вклада и отдачи |
Сбалансирован- ное |
Несбалансирован- ное |
Сбалансированное при |
Исследования показывают, что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа предпринимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения. Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для «черного дня», появляются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам.
Список использованной литературы:
1. Маренго А.К. «Менеджеру об экономической психологии». М.: РИАМА. 2003г.
2. Петрушин В.И. «Психология менеджмента». М.: Изд-во Практической психологии. 1991г.
3. Занковский А.Н. «Организационная психология». М.: Флинта: МПСИ, 2000г.
4. Багиев Г.Л. «Организация предпринимательской деятельности». Учебное пособие / Багиев Г.Л., Асаул А.Н.; под общей ред. проф. Багиева Г.Л. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та экономики и финансов, 2004г.
5. Дафт Р. «Организации. Учебник для психологов и экономистов». СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004г.
6. Рощин С.К. «Предпринимательская деятельность: психология и идеология». // Психологич. журн. 1995г.
7. Гинс Г.К. «Предприниматель». М, 1992г.
8. Тутушкина М.К. "Практическая психология ". Учебник для вузов
С. Петербург. Издательство: Дидактика Плюс, 2001г.
9. Лисенкова Л.Ф. "Психология и этика деловых отношений". Учебное пособие для экономистов. М.: Институт практической психологии,
1998г.
10. Рогожин М. Ю. «Документы делового общения». М., 2001г.