Психология предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Для характеристики предпринимательства как экономической кате¬гории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.
Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.

Файлы: 1 файл

Психология предпринимательства.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Психология предпринимательства.

 

     Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.

      Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

     Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.

     Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. . Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

      Второе условие предпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

      Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

      Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. "Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие", — считал И. Шумпетер. "Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять".

     Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий характер его труда.

     Что касается интеллекта предпринимателя то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально.    Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.      

      Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

      С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля над деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

      Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61% российской бизнес элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной), со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.

      Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства 90-х гг.

      Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными.    Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.    

 Другой ключевой фактор —  осознание предпринимателями своей  социальной ответственности. В  такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

      Еще одна важная задача — перевести большинство старых российских предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.   Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

      В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

 

Психология денег.

 

      Если отвлечься  от чисто экономических проблем, связанных с денежным обращением, то выяснится, что корни большинства трудностей, связанных с деньгами, лежат в психологической сфере, отношении к ним человека.

      Практика говорит, что основная часть проблем в отношении к деньгам связана не с богатством, а с бедностью. Рассмотрим базовые установки по отношению к деньгам у различных социальных групп, и вытекающие из них повседневное экономическое поведение.

      Мы и раньше знали, что такое деньги. Все их получали в виде зарплаты и тратили в магазинах на продукты и другие товары народного потребления.

      Тем не менее, истинная роль денег как всеобщего эквивалента была при социализме сильно искажена. Основными искажающими факторами являлось отсутствие частной собственности, государственное регулирование цен и зарплат, а также централизованное государственное распределение основных жизненных благ (от жилья и автомобилей до продуктовых заказов).

      Все эти факторы приводили к тому, что деньги оказывались весьма условной и отнюдь не главной мерой стоимости вещей. Способность человека приобрести ту или иную вещь определялась не только наличием у него соответствующей суммы денег, но и, в первую очередь, его близостью к источнику распределения (партийно-хозяйственной номенклатуре, торговой сети, через которую реализовывались дефицитные товары, географической близостью к центру власти, жителям Москвы всегда доставалось больше товаров, чем жителям периферии).

      Постепенное привыкание к рыночным отношениям для подавляющего большинства населения не было гладким. Заметим: единственное, что перестало нас удивлять довольно быстро, — это изобилие товаров в магазинах и на рынках, что лишний раз подтверждает житейскую психологическую мудрость о скорости привыкания к хорошему. Кстати говоря, все остальные «прелести» переходной экономики: инфляция, бесконечные денежные реформы, мало кому понятные ваучеры и, наконец, незабвенные финансовые пирамиды, манившие неопытных игроков обещаниями сказочного обогащения — были пережиты нами довольно болезненно и оставили в душах неизгладимый след — смесь стыда, обиды и разочарования.

      В конечном счете мы можем считать себя выдержавшими экзамен на экономическое совершеннолетие: нынче каждый школьник и пенсионер бойко объяснят вам, что такое НДС, МВФ и ГКО, а человека, который бы не знал текущего курса рубля к доллару, не так-то просто встретить на российских просторах.

      Таким образом, открывая для себя деньги как экономический феномен, мы одновременно вновь открываем для себя их мистическую власть и силу, коварство и привлекательность, бесконечные возможности и смертельные опасности, которые несет с собой обладание ими.

      Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на следующие направления:

   -базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;

   -сакральный смысл денег;

   -культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;

   -повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;

   -психические расстройства, связанные с деньгами;

   -специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья;

   -проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;

   -правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;

   -деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов;

   -изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.

 

      Если отвлечься от чисто экономических проблем, связанных с денежным обращением, вопросами соотношения денежно-товарной массы и им подобных, то нелишне будет напомнить ту простую психологическую истину, что корни большинства трудностей, связанных с деньгами, лежат не в деньгах как таковых, а в отношении к ним человека. Практика говорит, что основная часть проблем в отношении к деньгам связана не с богатством, а с бедностью. Деньги вообще — проблема для бедного, а не для богатого человека.

      Неразборчивость в средствах, алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь, что человек еще не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может смириться с этим фактом. В каком-то смысле, такие люди, вместо того чтобы решать задачу обеспечения себя всем необходимым, ввязываются в бесконечную и бесперспективную борьбу сравнений себя с другими «раз у него этого еще больше, значит, я еще недостаточно хорош».

      Главное, что должно произойти с предпринимателем на его пути к роли успешного бизнесмена, — это преодоление «синдрома бедности», обретение уверенности в себе, в том числе и в отношении смелого и спокойного распоряжения деньгами. Главная особенность, отличающая основную массу начинающих предпринимателей от опытных бизнесменов, менеджеров и инвесторов, — это отношение к кредитам. Бизнесмены обычно легко относятся к вопросу о кредитах, регулярно ими пользуются, и для них вопрос о кредите — не более чем вопрос технической и экономической целесообразности, в каком размере и в какой момент времени это будет наиболее эффективно. Многие предприниматели категорически отказываются обращаться к кредитам в принципе, обосновывая это тем, что «берешь чужие деньги на время, а отдаешь свои и навсегда...». Такой мотив также связан с апелляцией к своей гордости или простому нежеланию или страху попасть в долговую кабалу. В каком-то смысле история с кредитами является лишь одним из отражений широко распространенной бытовой психологии, в соответствии с которой занимать деньги неудобно или неприлично.

Информация о работе Психология предпринимательства