Психология предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Поиски оптимальной организационной культуры нового типа на Западе были вызваны объективными экономическими процессами: принципиальный переход от не насыщенности рынка к ситуации, когда рынок насыщен и работать приходится с индивидуализированным, капризным по характеру спросом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие «Культура предпринимательства».
2. Основные элементы делового этикета.
3. Гендерные различия в предпринимательской деятельности.
4. Национально-психологические особенности ведения бизнеса в различных странах..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

психология предпринимательства.docx

— 53.52 Кб (Скачать)

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Содержание      

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие «Культура предпринимательства».  
  2. Основные элементы делового этикета.
  3. Гендерные различия в предпринимательской деятельности.
  4. Национально-психологические особенности ведения бизнеса в   различных странах..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               

                                                  Введение

В последние  годы отечественные социологи, изучающие  проблемы российской экономики и  предпринимательства, активно взяли  на вооружение западные разработки, касающиеся принципов внутреннего структурирования и внешнего ориентирования предприятий  самого разного рода. При этом слово  фирма было дискредитировано западными  исследователями как явление, уходящее в прошлое, относящееся к индустриальному  обществу, обществу потребления. В новую  эпоху в обществе постиндустриальном, информационном вместо фирмы - инертно-бюрократической  машины появляется понятие "гибкая технико-социальная система", "группа людей, сознательно объединившихся для достижения общих целей путем  преобразования экономических ресурсов в желаемые конечные состояния", "большая семья". В западной литературе она определяется в терминах "корпорация" и "корпоративная  культура", в переложениях этих разработок на русский язык и в приложениях  их к российской действительности стали  принятыми понятия "организация" и "организационная культура".

Поиски  оптимальной организационной культуры нового типа на Западе были вызваны  объективными экономическими процессами: принципиальный переход от не насыщенности рынка к ситуации, когда рынок  насыщен и работать приходится с  индивидуализированным, капризным  по характеру спросом.

В эпоху "постиндустриальной революции" производство оперирует не индифферентной массой, а опирается на человеческий ресурс - совокупность организованных отношений на базе определенной культуры. Новое общество - не общество потребления, а общество причастности, вовлеченности  и развития. Отсюда и такое понятие  как "сопричастный менеджмент".

Внутренние  и внешние коммуникации фирмы  нового типа характеризуются открытостью, не формальностью, индивидуализацией. Внутри организации, конечно, сохраняются  и иерархия, и бюрократия, но горизонтальные связи становятся не менее важными. В связях с внешним миром организация  должна (ибо иначе не выживет) учитывать  глобальные факторы в развитии технологии, в экологических и социально-политических процессах, движения гуманитарного  характера. Сформировавшиеся рынки  потребителей и системы защиты прав потребителей диктуют иные правила  игры на рынке. Причем не только в отношении  потребителей, но и в отношениях с конкурентами. В частности здесь  опять же проявляется большая  открытость организации в плане  информационном, готовность к сотрудничеству. Наряду с традиционной готовностью  фирмы реагировать на "сильные  сигналы" - финансовые - она открыта  для "слабых сигналов" социально-гуманитарного  толка, не имеющих формализованных  структур.

     1. Понятие «Культура предпринимательства».

Культура  предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской  деятельности. Она базируется на общих  понятиях культуры и неразрывно с  ней связана.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого  понятия в Словаре русского языка  СИ. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень  чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Культура  предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления  предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными  правилами, нормами поведения при  осуществлении цивилизованного  бизнеса.

Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая  свобода в осуществлении предпринимательской  деятельности не означает, что ее участники  свободны от неисполнения установленных  принципов и методов регулирования  предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы  отдельными представителями предпринимательской  деятельности во имя защиты интересов  и экономической свободы других участников предпринимательства и  других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

Культура  предпринимательства означает, что  самостоятельность и экономическая  свобода субъектов предпринимательской  деятельности противоречат их неоправданной  инициативе. Поэтому государство  устанавливает меры и формы ответственности  за нарушение предпринимателями  правовых норм, регулирующих предпринимательскую  деятельность.

Первым  всеобщим элементом культуры предпринимательской  деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений  и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется  в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным  работникам.

Следующим важным элементом культуры предпринимательства  является честное ведение его  субъектами своего бизнеса. Честное  отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно  ведущий признак культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями  общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические  кодексы фирмы, общепринятые правила  осуществления бизнеса, уровень  культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих  в обществе, уровень знаний, необходимых  для осуществления законного  бизнеса и др.

Культура  предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с  потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих  правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое  извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства  означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.

Формирование  культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых  первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный  менталитет, реально действующие  правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель  и его корпоративная культура.

Культура  предпринимательства в целом  зависит от формирования культуры предпринимательских  организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично  возникновение культуры предпринимательской  организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим  образом: 

Культура  фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

·        предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;

·              организацией предпринимательской деятельности;

·              мотивацией собственника фирмы и служащих;

·              уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;

·              наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;

·              созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;

·              наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;

·              высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;

·              достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;

·              ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;

·              хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;

·              высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;

·              созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

·              обеспечением здорового морального климата в фирме и др.

Формирование  такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех.

Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям  и получить положительный ответ  на поставленные вопросы:

·        готова ли фирма к риску и нововведениям;

·              направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;

·              акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);

·              не поощряются ли конформизм, индивидуализм;

·              стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;

·              принятие решений в фирме децентрализованно;

·              предпочтение отдается групповым формам принятия решений;

·              деятельность подчинена заранее составленным планам;

·              работа сопровождается инновационными процессами;

·              имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками;

·              сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;

·              они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;

·              отношения в фирме неформальны;

·              фирма является открытой для высшей системы. 
 
 
 
 
 
 
 

                           2. Основные элементы делового этикета 

      Приветствие – это первая демонстрация вежливости.

       Богатый наш русский язык позволяет  разнообразить выражения приветствий  при сохранении доброжелательности: «Добрый день», «Добрый вечер», «Здравствуйте» и др. Есть еще  и жаргонные словечки: «Здорово»,  «Приветик», «Салют» и др. Они  могут быть уместны в дружеской  обстановке. И все равно ими  злоупотреблять нельзя. Неуместны  они в служебной сфере, среди  малознакомых людей. Употребление  жаргонных слов свидетельствует  о недостатках воспитания.

        «Доброе утро» принято говорить  до 12.00 часов, «Добрый день» - до 18.00 часов, «Добрый

Информация о работе Психология предпринимательства