Психология лжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 06:08, реферат

Краткое описание

Цель работы: дать содержательную характеристику категории лжи и некоторым особенностям понимания данного феномена, а так же исследовать ложь, неправду и обман, как феномен человеческих отношений.
Предмет исследования: ложь, обман и неправда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Ложь…………………………………………………………………….4
1.1. Основные понятия, определения…………………………………………....4
1.2. Виды лжи…………………………………………………………………….5
Глава 2. Ложь – непременное правило социальной игры…………………9
2.1. Причины лжи и обмана……………………………………………………....9
2.2. Способы обнаружения обмана и признаки лжи…………………………..12
Глава 3. Стратегии избегания обмана и человеческое отношение к обману……………………………………………………………………………15
3.1. Три основных качества личности, препятствующие обману…………….15
3.2. Отношение ко лжи………………………………………………………......17
Заключение………………………………………………………………...........20 Список используемой литературы…………………………………………21

Файлы: 1 файл

психология лжи.doc Реферат.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Второе качество, необходимое в нашей жизни, по мнению Грасиана, - скрытность. Без него человек становится беззащитным, потому что алчные и бесчестные люди всегда смогут извлечь пользу из открытого человека.

Третье качество – умение разбираться в людях, которое является на половину  искусством и на половину наукой. Если не хочешь быть обманутым её следует осваивать всю жизнь [18].

Нельзя исключить  из внимания и гендерные различия связанные с аспектом обмана.

Например, женщины превосходят мужчин в расшифровке невербальных сигналов, когда им говорят правду, но ложь в невербальных сообщениях они распознают гораздо хуже мужчин. Роберт Розенталь и Белла де Пауло обнаружили, что женщины с большей вероятностью принимают ложную информацию за чистую монету, тогда как мужчины улавливают невербальные сигналы и делают правильное заключение, что то, что им говорят не соответствует истине. И высказали такую гипотезу, что женщины теряют свое преимущество в понимании невербальных сигналов потому, что они вежливее мужчин. Хотя женщины и в состоянии декодировать невербальные сигналы лжи, они выключают эту способность, когда сталкиваются с обманом, чтобы проявить вежливость к партнеру [1].

Таким образом, женщины должны сделать выбор, что  для них важнее,  поступать  учтиво  и корректно или знать, когда тебе говорят правду, а когда обманывают.

3.2. Отношение ко лжи

Отношение к обману достаточно сильно отличалось в разные времена и у разных народов. Но даже в одном и том же обществе всегда существуют противоположные точки. Различно отношение мужчин и женщин, верующих и атеистов, детей и взрослых.

В структуре моральных устоев общества ложь рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды, постоянно обнаруживаются во взаимодействии, общении между людьми.

Ложь в межличностном взаимодействии, как правило, осуждаема и порицаема  и в этом случае характеризует  человека как совершающего действия, противоречащие нормам морали. Человек в любом возрасте знает и помнит, что врать плохо, из-за чего возникает эмоциональный дискомфорт, напряжение, человек попадает в ситуацию стресса. У человека, независимо от того, кому, где и как он лжет, возникает нравственное отношение к этому.

Дети относятся ко лжи иначе. Примерно до 7–8-летнего возраста они считают ложью любое ложное утверждение независимо от того, знал ли говоривший о том, что его слова не соответствуют истине. Намерение в расчет не принимается, важна только истинность информации. Однако уже большинство 8-летних детей (подобно взрослым) не считают лжецом того, кто сказал неправду непреднамеренно. Большинство школьников предпочитают говорить правду, но, когда все же решают приврать, это, как правило, связано с желанием защитить кого-то из друзей или получить для друга какую-то выгоду. Социально приемлемую ложь дети чаще используют в общении со сверстниками, а эгоистическую (ради собственной выгоды, с целью защитить себя или скрыть свой проступок) – в общении с матерями [19].

Реакция человека на чужую ложь может протекать как в скрытом виде, так и в форме открытого осуждения, поэтому по поведению нельзя судить, распознана ложь или нет. Девушки чаще предпочитают говорить об этом в лицо, тогда как юноши часто никак не реагируют на чужую ложь в своем окружении. Причины, по которым человек не реагирует на чужую ложь, которую он заметил, могут быть разными. Человек может стремиться к сохранению сложившихся отношений; соблюсти правила этикета; причина может быть связанна с некоторым выигрышем, который получает человек, заметивший ложь, поскольку он может вести двойную игру с обманщиком, манипулировать им. Но ещё стоит заметить, что интенсивность общения современного человека в условиях больших городов так велика, что ему не хватило бы сил и времени реагировать на всевозможные случая обмана и уловок .

Подростки отрицательно относятся  ко лжи, что может объясняться  максимализмом, свойственным этому возрасту [7].

Снижение частоты использования  обмана более старшими детьми сопровождается ростом представлений о возможной не успешности обманного поведения. Эти данные свидетельствуют о том, что развивающаяся с возрастом модель психического лежит в основе понимания, что другие люди могут ошибаться, иметь представления, отличающиеся от действительности, и соответственно могут быть обмануты. Появления других способов совладения с трудностями приводит к тому, что значимость и актуальность обмана снижается, замещаясь другими формами поведения [2].

Влияние на восприятие лжи оказывает  религиозность человека: глубоко верующие подростки более сдержаны в оценках лжи, склонны в большей степени оправдывать чужую ложь, предполагают высокую правдивость людей и сами придерживаются правдивой линии поведения. Отношение ко лжи может быть детерминировано и социальной средой, в которой проживает человек, так подростки из неполных семей стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь [7].

Так же существует особая категория  личностей, которые никогда и  ни при каких условиях не обманывают других. Они ни при каких обстоятельствах не идут на компромисс с правдой — даже для того, чтобы выпутаться из неприятного положения или защитить кого-то из близких. Маргарита Жамкочьян  объясняет поведение «правдолюбов». Говорить неприятную правду — не значит быть откровенным. Иногда это всего лишь своеобразный (часто бессознательный) способ «свести свои счеты» либо человек попросту уверен, что он в чем-то (или во всем) лучше других. «Их стремление к правдолюбию выдает желание ощущать себя (быть) особым, совершенным человеком, — продолжает Маргарита Жамкочьян. — Они считают чуть ли не своим долгом указывать окружающим на их (как им кажется) недостатки [10].

Рассмотрим ложь со стороны вероисповедания.

Отношение мировых религий к обману однозначно, что четко обозначается в священных книгах.

Коран неповторимо и самыми наилучшими словами отзывается о правдивости и ее обладателях, а ложь отвратительнее пьянства, которое лишает человека разума и здравомыслия, что и влечет за собой погрязание в различных пороках и грехах [20].

В Библии, в Евангелии от Иоанна написано, что  ложь тесно переплетена с царством тьмы, где владычествуют дьявол и подвластные ему демоны. Сатана – лжец и ложь неотъемлемое свойство его сущности. 

В Брахмаджала-сутре четвертой заповедью Будды является: «Не лги в речах своих, будь честным и искренним».

Есть те, кто не приемлют лжи вовсе и руководствуются в жизни девизом «правда любой ценой», но есть и те, чья совесть и стыд не позволяет обманывать других. Голос, взгляд, румянец выдают их при малейшей попытке обмануть. «Страх сказать неправду обусловлен внутренними конфликтами и внутренними запретами, — объясняет Маргарита Жамкочьян. — Если родители были чрезмерно строгими, требовали, чтобы ребенок был во всем безупречен, то, став взрослым, он будет страдать каждый раз, когда будет вынужден нарушать правила. А ведь ложь — это одно из таких нарушений. Он не сможет также утешить себя тем, что так сложились обстоятельства, потому что будет осознавать ложь как собственный выбор». Такие люди могут иногда согласиться на обман ради блага другого, но никогда не позволят себе воспользоваться им в своих интересах [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что отношение ко лжи – неоднозначно, динамично и поддается влиянию многих факторов. Оно меняется на протяжении жизни, зависит от собственных убеждений, характера, от пола и даже профессии.

Заключение

Основной проблемой  лжи в повседневной жизни человека, выявленной в данной работе, является огромная сложность в обнаружении, распознании обмана.  На протяжении теоретического исследования были рассмотрены понятия лжи, обмана, неправды; виды и причины лжи; отношение и способы защиты от обмана.

Несмотря на большое количество доступной литературы по данной теме, как отечественных, так и зарубежных авторов, не было найдено золотого правила, которое могло бы уберечь человека от обмана. Анализ  этой литературы показал, что проблема лжи, её феномен, является актуальным для современной науки, имеющей большое практическое значение.

В целом, можно подвести итог, что ложь, обман и неправда являются как социальными, так психологическими составляющими функционирования человека в обществе.

В заключении хочется отметить, что планирую продолжать работу по заданной проблеме, в дальнейшем рассмотрев ее более частные случаи, а именно психологию детской лжи.

 

 

Список  используемой литературы.

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. «Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме». – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 560 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)
  2. Бердяев Н. «Парадокс лжи» // СПб.: Изд. Человек, 1999, №2, с 102-108
  3. Бикмурзина Э. «Ложь во благо вида»// Вокруг света – 2009, № 6, с 32-34
  4. Вагин И. «Психология выживания в современной России». – М.: АСТ, 2004. – 352с.
  5. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт (мал.)». – М.:  АСТ, 1955. - Т.2.
  6. Дубровский Д.И.  «Обман. Философско-психологический анализ» / Дополненное издание/ Д.И. Дубровский. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010 – 336 с.
  7. Душина Е.А. Особенности отношения ко лжи современных школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. 26 с.
  8. Жамкочьян М. Фактор честности// Психология (Psyphologies) – 2010 - № 56, с 44-47
  9. Золоторева Л. Я все время лгу// Психология (Psyphologies) – 2007 - №4, с 74
  10. Кобозева А. «Я не могу сказать неправду» // Психология (Psyphologies) – 2007 - № 18, с 76-77
  11. Коробов А. «Почему нам нужно лгать» // Психология (Psyphologies) – 2008 - № 29, с 77-79
  12. Кузнецов В.В.  «Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман». – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.: ил.
  13. Лопышева А.К. Феномен лжи и особенности его понимания студентами гуманитарного факультета// Проблемы социальной психологии личности. – СГУ. Саратов - 2008
  14. Марселли Д.«Практическая психология для подростков. 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить», У-Фактория, 2008.
  15. Соустина С. «Ты можешь сказать  мне всю правду»// Психология (Psyphologies) -  2007-09 № 19, с 36
  16. Уолтерс С.Б. Правда про ложь/ Стэн Б. Уолтерс; [пер. с англ. Т. Новиковой]. – М.: Эксмо, 2010. – 272 с. – (МЕДИА (книги известных медиаперсон)).
  17. Фрай, О.  Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / Оддерт Фрай.— СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 284, [4] с. — (Научный бестселлер).
  18. Щербатых Ю.  «Искусство обмана. Популярная энциклопедия». – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 720 с.: илл. (Серия «Психология общения»).
  19. Экман. П  «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь». – СПб.: Питер, 2010. – 159 с.: илл.

Интернет-ресурсы:

  1. Ширази М., «Правда и ложь» http://www.makaremshirazi.org/russian/lessons/?qid=606&gro=474&sw=

 


Информация о работе Психология лжи