Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 06:08, реферат
Цель работы: дать содержательную характеристику категории лжи и некоторым особенностям понимания данного феномена, а так же исследовать ложь, неправду и обман, как феномен человеческих отношений.
Предмет исследования: ложь, обман и неправда.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Ложь…………………………………………………………………….4
1.1. Основные понятия, определения…………………………………………....4
1.2. Виды лжи…………………………………………………………………….5
Глава 2. Ложь – непременное правило социальной игры…………………9
2.1. Причины лжи и обмана……………………………………………………....9
2.2. Способы обнаружения обмана и признаки лжи…………………………..12
Глава 3. Стратегии избегания обмана и человеческое отношение к обману……………………………………………………………………………15
3.1. Три основных качества личности, препятствующие обману…………….15
3.2. Отношение ко лжи………………………………………………………......17
Заключение………………………………………………………………...........20 Список используемой литературы…………………………………………21
Блеф и клевета – относят к одному виду из-за того, что у них есть нечто общее — ложь. Блеф — ложь о себе, а клевета — ложь о других. Блеф — ложная информация, сообщаемая человеком другим людям о наличии у него чего-либо желаемого, нужного для него или для других, но реально не существующего, с целью показать своё превосходство в чём-либо. Близко к блефу расположено хвастовство, отличающееся от него приписыванием себе самим хвастуном качеств и благ, которыми он не обладает [12].
Ложь используется в качестве оружия против тех, кто представляет опасность в качестве соперника и конкурента. Для этого прибегают к клевете, сплетне, оговору, компромату. Клевета — эффективный и потому широко применяемый способ борьбы, заключающийся в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающих его репутацию. Но клевета — не единственный способ очернить человека, есть ещё сплетни и слухи. Они основаны на заведомо ложных, нарочно придуманных фактах, порочащих человека, но отличаются от клеветы отсутствием авторства.
Пропаганда и реклама - ложь широко используется в пропаганде, которая является целевым воздействием на умы, эмоции и убеждения людей с целью выработки взглядов и норм поведения, соответствующих интересам определённых социальных групп [12].
Недостоверной считается реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о товаре, в том числе использование терминов в превосходной степени, например, путём употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально. Заведомо ложной рекламой является та, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Существует так же обособленный от других видов, обман, который совершается из благих побуждений человека.
Добродетельный обман – субъект искусно лжет, сообщает неточную или неверную информацию, скрывает известные ему факты, говорит полуправду, умалчивая о главном, но при этом руководствуется добрыми намерениями. Он искренне убежден, что только таким путем способен принести в данной ситуации пользу обществу, группе или отдельному человеку, что в противном случае он нанесет им ущерб. Добродетельный обман представляет собой вид намеренного обмана, а постольку выражает определенный интерес субьекта. В отличии от не добродетельного обмана, используемого для реализации эгоистического интереса, этот вид обмана выражает такие интересы субъекта, которые совместимы с общечеловеческими ценностями, принципами нравственности и справедливости [6].
Таким образом, используя литературу как отечественных, так и зарубежных авторов, можно сделать вывод, что, несмотря на все многообразие, основными видами лжи является умолчание и искажение.
Глава 2. Ложь – непременное правило социальной игры.
2.1. Причины лжи и обмана
Французский социальный психолог Клодин Билан, опираясь на исследования американских ученых, пришла к выводу, что неправду говорит каждый из нас по меньшей мере два раза в день. Женщины — в основном потому, что не хотят обидеть другого, а вот мужчины чаще используют ложь для манипуляции. Наше отношение ко лжи не так однозначно, как мы привыкли думать. В детстве нас учат, что лгать нехорошо, и одновременно вынуждают притворяться, что мы в восторге от странного подарка бабушки. Запрет на ложь и обучение лжи как непременному правилу социальной игры оказываются неразрывно связаны [10].
Чтобы удовлетворить все эти естественные и неестественные потребности, нужны определённые ресурсы — материальные, денежные, энергетические, информационные, профессиональные, интеллектуальные, различные социальные связи (родственные, дружеские, корпоративные и др.), которые, в свою очередь, можно рассматривать как потребности второго порядка. Обман также является ресурсом, который как способ удовлетворения потребностей часто значительно выгоднее, экономичнее, рациональнее, чем все остальные. Более того, люди вынуждены использовать обман ещё и потому, что он очень часто является единственным способом удовлетворить свои потребности и оградить себя от опасностей жизни [12].
Детский психолог Даниэль Марсели, написавшая книгу о проблемах детей в переходном возрасте, считает, что скрывать правду для подростка, это естественно. Этот период означает конец предельно ясных, открытых отношений между ребенком и родителями, к чему последние должны приспосабливаться.
Подростки 13–14 лет стремятся ускользнуть от родителей, потому что чувствуют: пришло время становиться самостоятельными. Отсюда и внезапное появление мелких обманов, недомолвок. Выведенные из себя ложью подростка, еще недавно такого открытого и беззащитного, родители упрекают его в нежелании им доверять («Я очень разочарован») и постоянно напоминают о массе опасностей («Я хочу знать, где ты и с кем»). На самом деле за их словами скрывается страх потерять над своим ребенком контроль. Переходный возраст означает начало «непрозрачных» отношений с детьми, и с этим приходится согласиться, чтобы не затормозить естественный процесс взросления [14].
Люди находят сотни причин для того, чтобы солгать, об этом подробно рассказывает Кузнецов В.В . Обманывают, чтобы сохранить личную и семейную тайны от посягательств людей. Обманывают, чтобы скрыть наличие болезни, любовной связи, вредных пристрастий, привычек и пороков, физических недостатков. Обманывают, чтобы защитить своё «Я» от назойливых папарацци, соседей и других любопытствующих субъектов. Люди лгут, чтобы скрыть истинные мотивы, желания, намерения, цели, поступки, вызывающие осуждение других [12].
Психолог Алексей Ситников составил список из десяти основных причин, которые побуждают нас ко лжи [11]. Мы обманываем, чтобы:
1. Не причинить зла другому.
2. Защитить тех,
кого любим.
3. Оградить свой
внутренний мир.
4. Избежать наказания.
5. Получить выгоду.
6. Казаться лучше.
7. Получить удовольствие.
8. Защитить свои
интересы.
9. Добиться правды.
10. Из робости.
Олдерт Фрай, английский психолог, преподаватель курса прикладной социальной психологии на отделении психологии Университета Портсмута устанавливает для чего же обманывают друг друга люди: для того, чтобы произвести на других положительное впечатление или защитить себя от чувства неловкости и неодобрения окружающих; для того, чтобы получить преимущество; чтобы избежать наказания; чтобы представить других в более выгодном свете, или сообщают ложь, стремясь помочь другим и наконец лгут ради сохранения социальных отношений [17].
В ходе исследования, проведенного психологами Массачусетского университета под руководством Роберта Фельдмана, обнаружилось, что беспричинная ложь — это норма, а не отклонение от нее. 60% добровольцев, принявших участие в эксперименте, в ходе десятиминутной беседы солгали как минимум один раз, причем почти все из них — больше чем единожды. В выводах, опубликованных на страницах журнала по фундаментальной и прикладной социопсихлогии, учёные подчеркнули, что люди постоянно лгут без особой на то необходимости. Результаты исследования просто поразительны — ложь стала неотъемлемой и естественной частью повседневной жизни [3].
Из этого можно сделать вывод,
что причины лжи очень разнообр
2.2. Способы обнаружения обмана и признаки лжи
Люди лгали бы меньше, если бы думали, что существуют верные признаки обмана. «Признаков обмана как таковых не существует» - нет ни одного жеста, выражения лица или непроизвольного сокращения мышц, которые единственно и сами по себе означали бы, что человек лжет. Существуют только признаки, по которым можно заключить, что слова плохо продуманы или испытываемые эмоции не соответствуют словам. Эти признаки обеспечивают утечку информации. Человек, пытающийся выявить ложь, должен знать, каким образом эмоции влияют на речь, голос, тело и лицо, как могут проявляться чувства, которые лжец пытается скрыть, и что именно выдает фальшивость наблюдаемых эмоций. А также необходимо знать, что может выдать неподготовленность линии поведения» [19, с 36].
Обычные люди и профессиональные изобличители
лжи — очень часто
Лицо является весьма ценным источником информации для верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и делать то и другое одновременно. Обычно лицо несет сразу два сообщения – то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, давая нам неверную информацию, другие же – выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются сквозь все попытки скрыть их. В какой-то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут проявиться потаенные мысли. А бывает и так, что и искренние и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. По мнению Экмана, большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных [19].
Стен Уолтерс выводит несколько правил, которые помогут распознать ложь и узнать истинные эмоции, отношение человека [16]:
- обращайте внимания, нет ли
противоречия между
- если голова опирается на руку, это обычно говорит о том, что обсуждаемая тема вызывает у человека скуку
- рассогласование выражений
- закрывание рта руками можно
истолковать как попытку
- полагаться на глаза в
- то, как меняется выражение
глаз и направление взгляда
собеседника, может многое
- учащение моргания говорит, что человек мыслит очень быстро
- лишь немногие жесты кистей и рук связаны с обманом
- когда мы увлечены и
- чем выше уровень стресса
собеседника, тем более
Проявления эмоций представлены ниже:
Не следует выпускать из вида движения тела, особенности который П.Экман подразделяет на три группы:
Иллюстрации – это те движения человека, которые сопровождают речь, без особой смысловой нагрузки, помогающие изъясняться четче, понятнее, доступнее. Увлеченный правдивым рассказом человек, активно использует иллюстрации в своей речи, а отличии от лжеца. Движения-иллюстрации у человека, который обманывает либо полностью отсутствуют, либо выглядят наигранно и неестественно [19].
Эмблемы – это те движения и позы, что приняты в данном культурном обществе, имеющие однозначное значение. Эти движения по своей сути сходны с оговорками, которые проскакивают в беседе. Эмблемы проявляются не осознаваемо и без контроля человека, именно поэтому и несут в себе правду [19].
Манипуляции - они находятся на краю сознания. Даже если человек пытается перестать крутить кольцо, закручивать волосы на палец и чесать нос, в течение короткого времени манипуляции, мы все равно возвращаемся к привычным манипуляциям. Но эти распространенные движения могут говорить совсем о других вещах, что человеку неудобно, неприятно находится в какой-то определенной обстановке. Большинство считает, что беспокойство – верный признак лжеца, а лжецы в свою очередь, прекрасно понимают, что как раз манипуляции нужно подавлять в себе [19].
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Понять, что человек обманывает, не всегда возможно и невозможно вообще без «утечки информации». Чтобы распознать лжеца, нужно учитывать целый комплекс движений, манипуляций, тона голоса. Лишь все это в целостности помогает распознать обман.
Глава 3. Стратегии избегания обмана и человеческое отношение к обману.
3.1. Три основных качества личности, препятствующие обману
Психологи Гетеборогского университета (Швеция) просили подростков 11-13 лет рассказать две истории, правдивую и вымышленную, к примеру «Как меня укусила собака». Лишь в 51,5 случаев взрослые смогли распознать ложь: подростки были спокойны и убедительны в описании деталей. Дети довольно быстро осваивают искусство вводить в заблуждение. И от родителей и ближайшего окружения зависит, насколько часто у них будет возникать такое желание [15].
В отношении обмана взрослых статистика более показательна.
Исследовательская работа Беллы де Пауло показала следующие данные. Участники эксперимента (студенты американского колледжа и членов студенческой общины) вели дневник, записывая все свои социальные взаимодействия и все случаи лжи, которые они сообщали в ходе этих взаимодействий. В среднем участники лгали по два раза в день, то есть в каждом четвертом взаимодействии с другими людьми и только в 18% случаев их ложь была обнаружена другими [17].
Из этого можно сделать следующий вывод - ложь является заурядным повседневным событием и преследует каждого человека.
Давно известно, что легче избежать любой напасти, чем бороться с ее последствиями. Это касается всех сторон человеческой жизни, и так же применимо к обману.
В своей книге Щербатых Ю. цитирует слова испанского писателя Бальтасара Грасиана, который определяет три основных качества личности, препятствующие обману. Во-первых, это проницательность и разумность человека, позволяющие увидеть глубинные, истинные причины поведения.