Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:39, контрольная работа
Учителем (педагогом) называют человека, чей жизненный опыт оставил след в развитии отдельной личности. В педагогическом значении - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.
Учитель воспитывает нового человека - всесторонне и гармонически развитую, образованную, адаптированную к современной жизни личность. Преподает, организует учение детей, воспитывает их.
«Учитель! Слово-то какое!.. -
Содержание
Введение. Место учителя в современном обществе
Глава I. Понятие педагогической деятельности
Глава II. Структура педагогической деятельности учителя
Глава III. Функции учителя в учебно-воспитательном процессе
Глава IV. Психологические требования к личности учителя
Глава V. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя
Глава VI. Педагогическое общение и его функции
Глава VII. Проблемы педагогического общения
Заключение
Литература
«ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ»
Контрольная работа по предмету
«Возрастная
и педагогическая психология»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание
Введение. Место учителя в современном обществе
Глава I. Понятие педагогической деятельности
Глава II. Структура педагогической деятельности учителя
Глава III. Функции учителя в учебно-воспитательном процессе
Глава IV. Психологические требования к личности учителя
Глава V. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя
Глава VI. Педагогическое общение и его функции
Глава VII. Проблемы педагогического общения
Заключение
Литература
Введение.
Место учителя в современном
обществе
Учителем (педагогом) называют человека, чей жизненный опыт оставил след в развитии отдельной личности. В педагогическом значении - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.
Учитель воспитывает нового человека - всесторонне и гармонически развитую, образованную, адаптированную к современной жизни личность. Преподает, организует учение детей, воспитывает их.
«Учитель! Слово-то какое!.. - лирично писал А. Фадеев в «Молодой гвардии - В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце...».
Педагогическая деятельность - это особый вид деятельности учителя, направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.
Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура учителя. Она включает в себя ряд конкретных функций:
а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;
в)
обеспечение сознательного
г) формирование эстетического отношения к действительности;
д) укрепление здоровья детей, развитие их физических способностей.
Все
эти функции неразрывно взаимосвязаны.
Передача ребенку знаний, умений и
навыков, организация его многообразной
и разнообразной деятельности закономерно
влечет за собой развитие его сущностных
сил, потребностей, способностей, дарований.[1]
Глава
1. Понятие педагогической
деятельности.
Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.
Содержание
и психология педагогической деятельности
определяется социальными факторами
- местом и функциями учителя в
обществе, требованиями общества к
учителю; затем социально-
Глава
2. Структура педагогической
деятельности учителя
Выделяют три компонента педагогической деятельности:[3]
Конструктивный
компонент. В работе учителя большое
место принадлежит конструированию урока,
внеклассного мероприятия, подбору учебного
материала в соответствии со школьными
программами, учебниками, различными методическими
разработками и его переработка для изложения
учащимся. Вся эта работа в итоге выливается
в подробный конспект урока. Поиск путей
активизации и интенсификации процесса
обучения также неотъемлемая часть конструктивной
деятельности.
Организаторский
компонент. Важное место в структуре
педагогической деятельности занимает
организаторская деятельность, составляющей
единое целое с конструктивной. Все, что
планирует учитель провести в течение
урока, должно сочетаться с его умением
организовать весь учебно-воспитательный
процесс. Только в этом случае ученики
будут вооружаться знаниями. Организаторский
компонент включает три направления: организация
своего изложения; организация своего
поведения на уроке; организация деятельности
детей; постоянная активизация их познавательной
сферы. Если учитель проявляет мастерство
лишь в одном аспекте организаторской
деятельности, например, хорошо организовал
изложение (умело подобрал учебный материал,
словесную, предметную наглядность), но
не привлек детей к активной мыслительной
деятельности, то урок может носить только
развлекательный характер, а полноценного
усвоения знаний не будет. Это же относится
и к остальным направлениям организаторского
компонента структуры.
Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.
Оказывается,
что взаимоотношения детей в
классе в большинстве случаев
соответствует тому или другому
эмоциональному стилю, которым характеризуется
поведение учителя. Так, у учителя
эмоционально-
Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.
А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет следующие психологические функции педагогической деятельности:
Глава
3. Функции учителя в
учебно-воспитательном
процессе
В
"Толковом словаре" В. Даля слово
"учитель" определяется как наставник,
преподаватель, т.е. подчеркиваются две
его основных функции - руководство
приобретением и реализацией
социального опыта ученикам и
передача накопленных человечеством знаний.
Эти функции были для учителя основными
на всем протяжении истории человечества.
Учитель в современной школе выполняет ряд функций:
Глава
4. Психологические требования
к личности учителя
К
личности педагога предъявляется ряд
самых серьезных требований. Среди
них есть главные и второстепенные.
И среди главных, и среди дополнительных
психологических свойств, необходимых
для квалифицированного педагога, есть
устойчивые, постоянно присущие учителю
и воспитателю всех эпох, времен
и народов, и изменчивые, обусловленные
особенностями этапа социально-
Главным
и постоянным требованием, предъявляемым
к педагогу, является любовь к детям,
к педагогической деятельности, наличие
специальных знаний в той области,
которой он обучает детей; широкая
эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый
интеллект, высокий уровень общей
культуры и нравственности, профессиональное
владение разнообразными методами обучения
и воспитания детей. Все эти свойства
не являются врожденными. Они приобретаются
систематическим и упорным
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.