Психология личности учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Учителем (педагогом) называют человека, чей жизненный опыт оставил след в развитии отдельной личности. В педагогическом значении - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.
Учитель воспитывает нового человека - всесторонне и гармонически развитую, образованную, адаптированную к современной жизни личность. Преподает, организует учение детей, воспитывает их.
«Учитель! Слово-то какое!.. -

Оглавление

Содержание
Введение. Место учителя в современном обществе
Глава I. Понятие педагогической деятельности
Глава II. Структура педагогической деятельности учителя
Глава III. Функции учителя в учебно-воспитательном процессе
Глава IV. Психологические требования к личности учителя
Глава V. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя
Глава VI. Педагогическое общение и его функции
Глава VII. Проблемы педагогического общения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии Психология личности учителя.docx

— 41.52 Кб (Скачать)
 
 
 

  «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ» 

  Контрольная работа по предмету

  «Возрастная и педагогическая психология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ОГЛАВЛЕНИЕ

  

Содержание 

Введение. Место учителя в современном обществе

Глава I. Понятие педагогической деятельности

Глава II. Структура педагогической деятельности учителя

Глава III. Функции учителя в учебно-воспитательном процессе         

Глава IV. Психологические требования к личности учителя

Глава V. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя

Глава VI. Педагогическое общение и его функции

Глава VII. Проблемы педагогического общения

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение. Место учителя в современном обществе 

  Учителем (педагогом) называют человека, чей жизненный опыт оставил след в развитии отдельной личности. В педагогическом значении - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.

  Учитель воспитывает нового человека - всесторонне и гармонически развитую, образованную, адаптированную к современной жизни личность. Преподает, организует учение детей, воспитывает их.

  «Учитель! Слово-то какое!.. - лирично писал А. Фадеев в «Молодой гвардии -  В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце...».

  Педагогическая  деятельность - это особый вид деятельности учителя, направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

  Важным  компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура учителя. Она включает в себя ряд конкретных функций:

  а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

  б) развитие их интеллектуальных сил и  способностей, эмоционально-волевой  и действенно-практической сфер;

  в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов  и навыков поведения в обществе;

  г) формирование эстетического отношения к действительности;

  д) укрепление здоровья детей, развитие их физических способностей.

  Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и  навыков, организация его многообразной  и разнообразной деятельности закономерно  влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.[1] 

  Глава 1. Понятие педагогической деятельности. 

  Педагогическая  деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

  Содержание  и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями учителя в  обществе, требованиями общества к  учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению  к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками  в сфере его педагогической деятельности.[3] 

  Глава 2. Структура педагогической деятельности учителя 

  Выделяют  три компонента педагогической деятельности:[3]

  • конструктивный;
  • организаторский;
  • коммуникативный.
 

  Конструктивный  компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности. 

  Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры. 
 

  Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.

  Оказывается, что взаимоотношения детей в  классе в большинстве случаев  соответствует тому или другому  эмоциональному стилю, которым характеризуется  поведение учителя. Так, у учителя  эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

  Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального  подхода, как одной из сторон коммуникативной  деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная  с его темпераментом, требует  терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве  случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.

  А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет следующие психологические функции  педагогической деятельности:

  • информационная функция (владение материалом и искусством его подачи);
  • развивающая (управление развитием личности школьника в целом);
  • ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы);
  • мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности);
  • исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
 

  Глава 3. Функции учителя в учебно-воспитательном процессе 

  В "Толковом словаре" В. Даля слово "учитель" определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две  его основных функции - руководство  приобретением и реализацией  социального опыта ученикам и  передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества. 

  Учитель в современной школе выполняет  ряд функций:

  • Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
  • Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
  • Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
  • Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.
 

  Глава 4. Психологические требования к личности учителя 

  К личности педагога предъявляется ряд  самых серьезных требований. Среди  них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых  для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю  и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные  особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и  работает педагог.

  Главным и постоянным требованием, предъявляемым  к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие  специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая  эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей  культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются  систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.[5]

  Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый  нрав, хороший внешний вид и  другие. Эти качества важны, но без  каждого из них в отдельности  учитель вполне может обойтись. Можно  представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские  способности которого настолько  хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем.  И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.

  Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Информация о работе Психология личности учителя