Психология личности. Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 15:18, реферат

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………………………...…2
2. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественнои й зарубежной психологии………………………………………………………………3
3. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального……………………………………………………………………………...4
4. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности………………………………………………………………………………….5
5. Межличностные отношения…………………………………………………………..10
6. Литература……………………………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 58.46 Кб (Скачать)

       Поэтому, в качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровский предлагает принцип  деятельного опосредствования межличностных отношений, опирающийся на общепсихологическую теорию деятельности Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив.

       Применительно к социальной психологии введения принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных отношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместной деятельности, а совместной деятельности – вне межличностных отношений.

       Совместная  предметная деятельность, во-первых, порождает, вторит межличностные отношения  её участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и  могут быть преобразованы межличностные  отношения; и, наконец, в-третьих, процесс  реализации межличностных отношений  в ходе совместной деятельности предполагает собой движущую силу развития социальной группы.

       Все эти черты совместной деятельности с предельной отчетливостью проявляются  при анализе межличностных отношений  в коллективе. Прежде всего, благодаря  использованию категории совместной деятельности, А.В. Петровский вводит в социальную психологию малых групп идею развития социальной группы. Эта идея концептуально фиксируется через понятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает как группа высокого уровня развития. Далее, в коллективе более ярко, чем в

       12

других, проступает исследуемая А.В. Петровским многоуровневая структура межличностных отношений. Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуют различные слои (страты) групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные. Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе может быть представлена следующим образом:

            Г
            В
            Б
            А
 
      А - основа групповой  структуры
           
      Б - первая ядерная  страта
           
      В - вторая страта
           
      Г - поверхностный слой межличностных отношений

       Рисунок 1.1  Многоуровневая структура межличностных отношений

             в коллективе по Петровскому А.В.

       Основу  групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. По сути своей это  хотя и ядерное – по отношению  к психологическим стратам, - но не только лишь психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого.

       Первая  ядерная страта – психологическая  по своей сущности - фиксирует отношения  каждого члена группы к групповой  деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию  деятельности, ее социальный смысл  для каждого участника.

       Во  второй страте локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных  содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном являются проекцией  идеологических конструкций, функционирующих  в обществе. Именно сюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений, например, коллективистическое самоопределение и другие, о которых речь пойдет дальше. Деятельностное опосредствование – принцип существования и принцип понимания феноменов второй психологической страты.

       13

       Поверхностный слой межличностных отношений предлагает наличие связей (главным образом  эмоциональных), по отношению к которым  ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы. Это  не значит, что такие связи в  полном смысле слова непосредственные (рисунок 1.1).

       Итак, рассмотрев межличностные отношения, в целом ниже мы выделим феномены межличностных отношений.

       Дело  в том, что многочисленные концепции  групповой динамики в традиционной социальной психологии (К. Картрайта, Зандера, К. Левина и других), берут в качестве одного из исходных феноменов межличностных отношений, выражающего тип взаимодействия между личностью и группой, феномен конформности. Группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы, превращается в соглашателя, и тогда ее характеризуют как конформиста; либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению, и тогда ее характеризуют как конформиста. Теперь взглянем на эти определения через призму теории деятельностного опосредствования межличностных отношений. За этим фактом выступает новый социально-психологический феномен межличностных отношений, который А.В. Петровским был назван феномен коллективистского самоопределения. Он заключается в том, что отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива. Именно коллективистское самоопределение, в котором проявляется сознательная солидарность с ценностями и задачами коллектива, снимает мнимую дихотомию «конформизм или нонкомформизм». На смену альтернативе «эгоизм или альтруизм» приходит феномен коллективистской идентификации, проявляющийся в опосредствованном ценностями и целями совместной деятельности, отношении к участнику этой деятельности как к самому себе при отношении к себе как к другим членам коллектива.

       Следующим социально-психологическим феноменом  взаимоотношений является сплоченность. Начало систематического изучения групповой  сплоченности относится к концу 40-х гг. Первые специальные исследования были выполнены под руководством Л. Фестингера. Ему принадлежит наиболее распространенное и употребимое определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней» [12; С. 39]. Почти два десятилетия спустя Д. Картрайт практически повторил первоначальное определение: «групповая сплоченность

       14

       характеризуется тем, в какой степени члены  группы желают остаться в ней» [12; С. 40]. Представления о сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве развивались А.В. Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности [1; 7; 12; 15; 22; 23; 24]. Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом» [24; С. 182]. Причем, как подчеркивает автор стратометрической концепции, «ценностно-ориентационное единство группы как показать ее сплочения отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе, например, в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д. … Ценностно-ориентационное единство в коллективе – это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности» [24; С. 182].Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат. Содержательная характеристика психологического климата связана, как правило, с самочувствием человека в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом); когда же самочувствие людей переносится на их отношение к труду и другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие взаимоотношения, тогда складывается социально-психологический климат. В таком аспекте рассматривают психологический климат Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.А. Моченов, М.Н. Ночевник и другие. Следовательно, содержательная характеристика социально-психологического климата выражает отношения между членами коллектива. Понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «эмоциональный климат», «духовная атмосфера» и т.п. широко используется в научной литературе как синонимы. Но при определении социально-психологического климата всегда отмечается общее психологическое группы, отражающее интегрированным образом особенности ее жизнедеятельности.

       Таким образом, психологический климат –  это складывающаяся в производственной группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для  членов группы [32; С. 177].

       Теперь  перейдем к классификации межличностных. Для нее имеется множество оснований (таблица 1.1). 

       15

       Таблица 1.1 Классификация межличностных отношений

1 По характеру взаимодействия
а) Деловые отношения б) Неофициальные  межличностные отношения в производственных группах
Могут быть непосредственными – общение  с членами группы, руководителями; так и опосредованными – с  помощью других лиц (посредников) или  технических средств Направляются  системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т.п. На основе этих отношений малая группа 20-30 человек  стихийно разделяется на несколько  неформальных контактных микрогрупп по 3-7 человек
2 По форме взаимодействия
а) психомоторные б) интеллектуальные в) перцептивные г) коммуникативные
Осуществление практических совместных действий При решении  мыслительных задач (принятие решений  и т.п.) При решении  задач на опознание и декодирование  сигналов Посредством речевых  функций и других средств общения

       Межличностные отношения различают также по валентности или знаку: положительные, индифферентные, отрицательные.

       На  основании предложенной классификации  можно сказать, что вместе с официальной  или формальной структурой общения, отражающей рациональную нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая  структура неофициального или неформального  порядка, формирующаяся как система  межличностных отношений. Как правило, неформальных структур в группе возникает  несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и другие. Признаком хорошей организации производственных групп является преобладание официальной структуры над неофициальной. В свою очередь, важно знать, на каких ценностных ориентирах строятся неформальные отношения в группе.

       Таким образом, межличностные отношения  как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи  между людьми, проявлениями которых  служат сплоченность как ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, характер межличностных выборов, психологическая  атмосфера, представляется достаточно сложным феноменом.

       Учитывая  их несомненную значимость в эффективности  жизнедеятельности коллектива необходимым  представляется рассмотрение их регулирования.  
 
 

       16

       Межличностные отношения в коллективе обладают определенной спецификой, которая требует  их регуляции. И регулятором здесь  выступают нормы. В данном случае различают нормы групповые и  социальные.

       Нормы групповые (от лат. norma – руководящее начало, точнее предписание, образец) – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения [21; С. 238].

       Нормы групповые являются специфическим  видом и своеобразной призмой  преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп  и всего общества в целом.

       Бобнева М.И. рассматривает групповые нормы как специфический вид, как прообразы и модели более общих социальных норм. Она считает, что благодаря соотнесенности их с социальными нормами, принятыми в обществе в целом, групповые нормы эффективно используются обществом для нормативной перестройки личности, ее социально направленного формирования и развития.

       За  рубежом групповые нормы изучаются  с начала 30-х годов. Необходимо рассмотреть  различные подходы к исследованию групповых норм.

       Т. Ньюкомом было начато изучение номинального и психологического членства человека в группе и соответственно групп членства и групп референтных или эталонных, а также механизмов влияния этих групп на принятие норм, установок и мнений членами этих групп.

       Далее Р. Мертоном было продолжено изучение референтных групп и он вводит такое понятие как аномия. Аномия – это полное отсутствие какого-либо регулирующего воздействия норм на поведение [ . С. ]. Хотя в настоящее время большинство социальных психологов считают доказанным, что участие в организованной группе является наиболее существенным фактором изменения индивидуальных установок, мнений, отношений, ценностей, демонстрируемого поведения за счет принятия нормативных стандартов одной группы.

Информация о работе Психология личности. Межличностные отношения