Психология личности. Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 15:18, реферат

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………………………...…2
2. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественнои й зарубежной психологии………………………………………………………………3
3. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального……………………………………………………………………………...4
4. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности………………………………………………………………………………….5
5. Межличностные отношения…………………………………………………………..10
6. Литература……………………………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 58.46 Кб (Скачать)
  • В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
  • Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
  • В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.
  • Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.
  • Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

    Для всякой деятельности необходимы психические  процессы:

  • Внимание.
  • Память.
  • Мышление.
  • Воображение.

    С другой стороны все эти психические  процессы формируются и развиваются  в деятельности, такова взаимосвязь  психических процессов и деятельности.

    Различают три основных вида деятельности:

  • Учебную.
  • Трудовую.
  • Игровую.

    Они отличаются друг от друга по:

  • Результатам.
  • Мотивам.
  • Организациям.
 

    Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

    6

    Творческая  деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

    Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный  труд, настойчивость и упорство в  преодолении препятствий.

    Ошибочно  мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).  

    “Вдохновение  – это такая гостья, которая  не любит посещать ленивых”.      Чайковский.

    Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

    Учение  дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

    Игра не дает общественно значимого продукта.

    Различны  и мотивы этих видов деятельности:

  • Мотивом труда является осознание общественной необходимости.
  • Игра мотивированна интересом.
 

    Различны  и организация этих видов деятельности.

    Труд  и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.

    Игра  связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для  этого время как хочет и  сколько хочет.

    Человеку  почти в любом возрасте свойственны  все три вида деятельности, но в  разные периоды жизни они имеют  разное значение.

    С точки зрения структуры различают  цели и мотивы деятельности:

    Цель – то ради чего действует человек.

    Мотив – то почему, он так действует.

    Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят  из движений:

    Деятельность ® Действия ® Движения 

    7

    Например: пошить пальто – деятельность, которая  складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят  из отдельных движений, которые диктуются  сигналами из окружающего мира.

    Действия  бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и  контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных  чувств и называют импульсивными.

      Различают практические и умственные  действия. Они тесно связаны между  содой.

    Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.  

    Бывают  разные виды интересов: 

  • Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример  -  Плюшкин.
  • Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
  • Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
  • Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
  • Пассивный -  интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
  • Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

    В зависимости от широты и глубины  интереса, находится уровень развития личности.

    К основным факторам формирования личности относятся:

    Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.  

    Выделяют:

  • Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, “улица” и т.п.);

8

  • социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
  • естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

    наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

    Обучение, воспитание, образование;  

    Степень адекватности включения  человека в трудовую деятельность.

    Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    9

    Межличностные отношения

Взаимодействие  человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе  объективных отношений, которые  складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности.

       Отражением  этих объективных взаимоотношений  между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

       Следует подчеркнуть, что они изучались  в семье, в коллективе и получили в отечественной литературе весьма широкое освещение [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Коллектив  – один из видов малой группы, поэтому для начала нам необходимо раскрыть понятие группы. Известно немало определений малой социальной группы.

       Малая группа – относительно небольшое  число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами [21; С. 85].

       Приведем  определение Р. Бейлза, гласящее, что малая группа есть «любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторые впечатления или восприятие каждого другого члена…» [9; С. 351].

       Г.М. Андреева под малой группой понимает группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов [11; С. 34] . Она подчеркивает, что если сделать выжимку из этого определения, то можно сказать, что малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

       Данные  определения указывают, что понятия  «малая группа» – это реально  существующие группы людей, которые  имеют  непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредовано совместной деятельностью и определяется нормами, принятыми в группе. Также  здесь подчеркивается роль общественных отношений, где группа выступает  как звено определенной общественной структуры, при этом через личные контакты реализуются определенные общественные связи.

       Несмотря  на то, что исследователи Р. Бейлз, Г.М. Андрева, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский делают акцент на различных аспектах малой группы, все они определяют её как:

  • собрание индивидов, которое вступает во взаимодействие друг с другом;
  • число их ограничено;
  • они идентифицируют себя как члены одной группы;

    10

  • вырабатывают общие нормы и специфическую культуру;
  • у них есть цель, которую они оценивают как цель группы.

       Таким образом, малую группу можно охарактеризовать как группу, состоящую не мене чем  из двух человек,  вступающих непосредственные межличностные контакты, имеющие  общественную цель, осознание своей  принадлежности к этой группе и общие  нормы взаимодействия в группе.

       Говоря  о соотношении понятий «малая группа» и «коллектив», можно  отметить следующее, а именно, что  коллектив есть состояние малой  группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов – наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития её социальных и психологических характеристик.

       В Отечественной психологии довольно много внимания уделялось изучению коллектива [12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20].

       Коллектив (от лат. collectifions – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентированным (ориентационным) единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности [21; С. 166].

       А.Г. Ковалев отмечает, что коллектив  – это высшая форма социальной организации, основанная на идейной  общности и отношениях товарищеского  сотрудничества и взаимопомощи его  членов [20; С. 15].

       В.Н. Машков считает, что коллектив –  это официально организованная группа, объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным трудом [31; С. 69].

       Западная  психиатрия не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала  понятием социальная группа. В последние  годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и  теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива и в зарубежной и в отечественной психологии.

       Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении  определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения. 

       11

       Межличностные отношения – это субъективно  переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно проявляющегося в  характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга  в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения  – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой  формирования социально-психологического климата в коллективе [21; С. 206].

       В многочисленных работах, посвященных  исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д. [7; 12; 13; 18; 19; 20], показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.

Информация о работе Психология личности. Межличностные отношения