Психология и этика профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Наблюдение имеет следующее основные области применения:
1) анализ поведения при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т.п.;
2) Наблюдение за работой одного оператора в различных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности;
3) Наблюдение за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности.

Оглавление

1. Методы исследования в психологии, их применение в профессиональной деятельности
2. Характеристика этапа информирования. Типы вопросов.
3.Деятельность: понятие, виды, структура, цели и мотивы трудовой деятельности.
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Методы исследования в психологии.docx

— 82.43 Кб (Скачать)

     Тестирование - метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр. - в зависимости от используемой методики. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый, стандартна и процедура предъявлений заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для поводящего тестирование - право задавать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и т.п. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

     Основными сферами тестирования являются: 1) образование; 2) проф. подготовка и отбор; 3) психологические  консультирование; 4) клиническая практика. Однако в любой из этих сфер процесс  тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста; 2) проведение тестирования; 3) интерпретация результатов  тестирования. На всех этапа необходимо участие квалифицированного психолога  или, в крайнем случае, специально подготовленного человека.

     Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации. Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы. Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано. Методы социометрии и полярных балов - это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Методы опроса имеют в инженерной психологии имеют вспомогательное значение, обычно они дополняют наблюдение и эксперимент. Иногда опрос включается в эти методы исследования как их составная часть. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

     Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы  должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы  должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных  последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим  атмосферу доверия и понимание  единства целей исследователя и  опрашиваемого. Возможность не указывать  свою фамилию на опросном листе в  ряде случаев позволяет получить более полную информацию. 
 
 
 
 
 
 
 

30. Характеристика этапа информирования. Типы вопросов.

 

     Этап  «информирование» предполагает распространение достоверной, своевременной, в достаточном объеме информации по обсуждаемому вопросу. Важно чтобы информационные тексты были написаны понятным и доступным языком, при необходимости были представлены схемы, рисунки и фотографии. Кроме того, необходимо предоставить достаточное количество времени, чтобы заинтересованные стороны могли ознакомиться с предоставленной информацией, обсудить, проанализировать ее, а также сделать выводы.

     Информирование  может быть организовано либо лицом, принимающим решение, либо фирмами, специализирующимися на данном виде услуг. Алгоритм информирования включает в себя: выбор основных целевых  групп, выбор соответствующего метода информирования, распространение наиболее полной информации о принимаемом  решении. 

     Методы  информирования:

     ·  Информирование через СМИ

     ·  Использование Интернет

     ·  Рассылка информационных писем

     ·  Размещение объявлений на улице

     ·  Размещение документации

     ·  Использование выставок, информационных стендов, планшетов

     ·  Донесение информации через лидеров местных сообществ

     ·  Рассылка информационных бюллетеней

     ·  Использование видео- и наглядной презентации

     Типы  вопросов

     Каждая  из форм опроса подразумевает наличие  двух типов задаваемых вопросов: «закрытые» и «открытые» вопросы, которые имеют определенную сферу применения. Каждый из типов вопросов подразумевает свойственную ему схему построения и способ постановки. Эти особенности рассмотрим в настоящей главе.

     «Закрытый» тип вопроса - это жесткий вариант вопроса с ограниченным количеством (величина семантического дифференциала) вариантов ответа по ряду дискретных или непрерывных показателей. «Закрытые» вопросы не разрешают респонденту указывать собственное мнение за пределами указанных вариантов ответа, например:

     «Как часто Вы посещаете дискотеки»

    • никогда не бываю
    • бываю редко, раз в несколько месяцев
    • периодически, примерно один раз в месяц
    • периодически, примерно один раз в месяц
 

     Достоинства:

    • большая скорость ответа на вопрос;
    • наличие подсказки в самих ответах, помогающей лучше понять задаваемый вопрос, что снимает часть неопределенности при неудачном задании вопроса;
    • возможность задания неэтичных вопросов (респондент не описывает неэтичную по отношению к нему ситуацию в свободном стиле, а лишь выбирает один из представленных вариантов);
    • удобство ввода в электронные базы данных, в том числе в оперативные сканирующие устройства.

     Недостатки:

    • возможное отсутствие среди вариантов ответа, который был бы предпочтительнее для респондента;
    • наличие подсказки в самих ответах может изменить высказываемое мнение респондента («навязывание» варианта ответа);
    • возможная неопределенность ответа или вопроса для респондента.

     «Открытый» тип вопросов подразумевает свободный, не ограниченный ничем кроме условий вопроса и личного времени респондента ответ на поставленный вопрос.

     Условия применения:

    • при отсутствии гипотез в отношении сегмента по заданной в вопросе проблеме, то есть в тех случаях, когда использование закрытых форм невозможно;
    • при оценке параметров составляющих услуги или объекта исследования;
    • при поиске ассоциативных оценок.

     Достоинства:

    • не формируется предвзятое мнение респондента заданными вариантами ответов (не будет неправильных ответов, респондент свободен в своем изъявлении предпочтений и не ограничен «нашими представлениями о нем»);
    • возможно формирование гипотез проблемы по результатам проведенного опроса, вариант постановки «открытой» проблемы перед респондентом.

     Недостатки:

     неопределенность  постановки вопроса может увести респондента от высказывания мнения по заданной теме к высказыванию мыслей «вообще»;

    • сложность ввода и накопления результатов опроса;
    • низкая скорость ответа;
    • низкая вероятность получения ответа на вопрос (очевидно, что респондент не всегда настроен на ответ в «свободной» форме);
    • большое количество выбраковываемого материала.

40. Деятельность: понятие,  виды, структура,  цели и мотивы  трудовой деятельности.

     Деятельность  представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно  воздействует на объект и за счет этого  удовлетворяет свои потребности.

     Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

     Всякая  деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность.

     Деятельность  является реальной движущей силой общественного  прогресса и условием самого существования  общества.

     Основные  формы деятельности:

    • игра;
    • учебная деятельность;
    • трудовая деятельность;
    • досуг.

     Игра - это особый вид человеческой активности, который сознательно вынесен за рамки «обычной жизни», как «несерьезный»; форма развлечения, созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.

     Игры  не связаны с получением материальных благ, в их процессе не создаются  материальные ценности.

     Признаки  игры: свободная (добровольная), обособленная (во времени и пространстве), неопределенная, непродуктивная, основанная на правилах, вымышленная.

     Характеристики  игры: репрезентативность (закрытая формальная система, которая субъективно представляет альтернативную реальность), интерактивность, конфликт и безопасность (результат игры всегда менее суров чем ситуация, которую игра моделирует).

     Функции игры: социализирующая, коммуникативная, гедонистическая, компенсаторная, познавательная, креативная.

     Игра- это система, базирующаяся на правилах с неопределенным и измеряемым результатом, где разные исходы игры будут представлять разное значение для участников, где игроки прилагают свои усилия для влияния на исход игры, игроки эмоционально связанны с результатом игры и последствия игры для участников определяются путем переговоров.

     Принципы  понимания игры были определены И. Кантом и Ф. Шиллером: игра — свободная реализация человеческих сил, творческое поведение, приносящее удовольствие, освобождающее от бремени объективной действительности, гармонизирующее бытие человека. Повышает общественный тонус, воспитывает способность к общению и эстетическому творчеству, что распространяется на общественную и политическую жизнь в целом и гармонизирует ее.

     Игра  диалектически соединяет свободу  и необходимость, заданность и гипотетичность, предполагает многовариантность и  экспериментирование.

     Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Информация о работе Психология и этика профессиональной деятельности