Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:59, реферат
На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача - воспитать всесторонне развитую личность. ошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».[3]
Возрастная группа
будет являться в детском учреждении
основной организационной единицей
(общая игровая комната, спальня
и пр.). В группе проводится часть
занятий и отдельные режимные
моменты. В то же время группа является
открытой системой (в той мере, в
которой это не противоречит санитарно-гигиеническим
требованиям), когда большую часть
времени, включая занятия, дети могут
проводить в разновозрастных
сообществах, формирующихся внутри
детского сада. Систематические контакты
ребенка с разновозрастными партнерами
полезны для формирования полноценного
опыта общения, открывая дополнительные
возможности его развития путем
взаимообучения при взаимодействии
старших детей с младшими. Таким
образом, в дошкольном учреждении складывается
полноценное детское
Обогащению социального
опыта детей способствует не только
общение с разными детьми, но и
с разными взрослыми. Активное участие
родителей в жизни детского сада
необходимо не только во время отсутствия
детей
(родительское собрание, мытье окон и пр.).
Оно формирует полноценную социальную
среду, способствует установлению единства
семьи и детского сада.
Родители в детском саду не посторонние!
Время, в которое родители могут приводить
и забирать детей, четко не регламентируется.
Личное время. В
регламенте жизни детей должно быть
предусмотрено место для
Иметь свободное время и уметь его наполнять
не менее важно для ребенка, чем участвовать
в коллективных действиях.
Организация предметной
среды в детском саду должна быть
подчинена цели психологического благополучия
ребенка. Создание интерьера помещений,
производство детской мебели, игр
и игрушек, физкультурного оборудования
и спортинвентаря должно базироваться
на научных принципах - своеобразной
"эргономики детства". Высокая культура
интерьера применительно к ребенку не
роскошь, а условие построения "развивающей
среды". Обогащение форм жизни ребенка
в детском саду требует более гибкого
и вариативного использования пространства.
Альтернативу жесткой функциональной
закрепленности зон и уголков внутри помещений
и участков составляет их приспособленность
к удовлетворению потребностей и интересов
самого ребенка, когда он получает возможность
постоянно чувствовать себя полноправным
владельцем игрушек, свободно перемещаться
по детскому саду, получать удовольствие
от жизни окружающих его детей и взрослых.
Семья, детский сад, школа.
Семья и детский
сад в хронологическом ряду связаны
формой преемственности, что обеспечивает
непрерывность воспитания и обучения
детей. Однако дошкольник не эстафета,
которую передает семья в руки
педагогов детского учреждения. Здесь
важен не принцип параллельности,
а принцип взаимопроникновения
двух социальных институтов. Общий
курс на приоритет общественного
воспитания - закономерное и гуманное
стремление оградить детей от страданий
в остронеблагополучных семьях, передав
их как можно раньше в общественные
воспитательные учреждения. Тенденция
же, направленная на укрепление семьи,
минимизирует общественное воспитание
в пользу семейного. Обе эти тенденции,
отдельно взятые, обнаруживают свою половинчатость.
Ни семья, ни детский сад не могут
заменить друг друга.
Детский сад должен унаследовать лучшие
традиции детских дворовых .сообществ
недавнего прошлого: творческую самоорганизацию,
естественную передачу игровых традиций,
то есть сохранить субкультуру детства.
Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
Преемственность в
работе детского сада и школы в
настоящее время сводится подготовке
самого ребенка. В результате за пределами
внимания остается выявление общего
и различного в системе взаимоотношений
воспитателя и учителя с
Воспитатель детского сада.
Личность может
воспитать только личность. Обезличенность
фигуры воспитателя, закованного в
рамки программы и методических
инструкций, отношение к нему как
к простому исполнителю своей
роли и жесткий контроль за четким
исполнением предписанных ему служебных
обязанностей обусловили многие недостатки
системы дошкольного
Подготовка воспитателя
детского сада имеет право на приоритет
в системе высшего
В перспективе целесообразно ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольников один из них имел высшую квалификацию педагога-психолога, другой - квалификацию воспитателя. Педагог- психолог проводит с детьми основные занятия при свободном выборе программ обучения с правом их творческого преобразования; определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной категории в другую; участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. В отличие от педагога-психолога воспитатель организует с детьми различные виды игр, прогулки, экскурсии и т.п.
Следует в ближайшие годы развернуть в стране центры психолого- педагогической консультации воспитателей детских садов и родителей, привлекая к этой работе различных специалистов.
Перестройка системы управления и структуры дошкольных учреждении.
Требование уважать
личность ребенка, любить детей формулировалось
во всех существующих программах воспитания.
Однако сам принцип централизованного
программного управления воспитанием
представляется неперспективным: единая
типовая программа, вопреки намерениям
авторов, создавала почву для
учебно-дисциплинарного
Необходим постепенный, контролируемый
научными исследованиями переход от централизованного
программного обеспечения педагогического
процесса к использованию гибких руководств
и программ на. основе учета всех "плюсов"
и
"минусов" ныне действующей типовой
программы.
Решение назревших
проблем дошкольных учреждений лежит
в сфере демократизации самой
системы дошкольного
При Советах народных депутатов могут и должны быть созданы Советы по вопросам дошкольного воспитания. Их функции: создание общественных фондов финансирования дошкольных учреждений и контроль (на сессиях) за распределением средств на развитие дошкольных учреждений в пределах контролируемого ими региона; оценка эффективности работы воспитателя и администрации детских садов и т.д.
Предусмотреть многообразие
и вариативность типов
Ввести в состав системы дошкольного воспитания дошкольную психологическую службу.
***
Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Дети в советском обществе должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.