Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:59, реферат
На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача - воспитать всесторонне развитую личность. ошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».[3]
Актуальной задачей
физического воспитания является поиск
эффективных средств
Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых - педагогов и родителей.
Целесообразно введение
в штатное расписание дошкольного
учреждения преподавателя физкультуры
(например, на хозрасчетной основе), который
помимо основных занятий будет проводить
дополнительные занятия, направленные
на физиологическую коррекцию
Дополнительные занятия можно проводить
во время прогулок, в свободное и специально
отведенное время.
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.
Нельзя лишать ребенка
естественной двигательной активности,
загоняя ее лишь в рамки специальных
физкультурных занятий. В режим
детского сада вводятся ежедневные занятия
физической культурой, игры и развлечения
на воздухе, проводимые с учетом экологической
обстановки региональных и климатических
условий в районе детского учреждения.
Следует обеспечить дошкольные учреждения
бассейнами, современным физкультурным
оборудованием на участке. Необходимо
также широко использовать возможности
спортивно- оздоровительных комплексов,
школьных стадионов, катков и бассейнов
в микрорайоне. Функционирование детского
сада как "открытой системы" существенно
расширяет его собственные
Перестройка содержания педагогической работы с детьми.
Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Базис личностной культуры
- собственно человеческое начало в
человеке, средоточие общечеловеческих
ценностей (красота, добро, истина и
др.) и средств жизнедеятельности
(представления о
Становление базиса
личностной культуры означает, что
ребенок приобщается именно к
общим, непреходящим человеческим ценностям,
а не к тому, что может представляться
ценным некоторому кругу людей в некотором
регионе и в некоторые моменты времени.
Приобщается к универсальным
(всеобщим) средствам жизнедеятельности
людей. При этом процессы обучения и воспитания
в дошкольном возрасте могут быть разделены
только условно.
Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей.
В первые семь лет
ребенок проходит через три основных
периода своего развития, каждый из
которых характеризуется
Эти периоды жизни
отграничены друг с от друга; каждый
предшествующий создает условия
для возникновения
Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие.
К концу первого года жизни
ребенок ориентируется в
Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.
Эмоциональное развитие.
В первой трети младенчества появляется
"социальная" улыбка, призывающая
взрослого к ответной улыбке. Формируется
чувство доверия к миру, образующее опору
положительного отношения к людям, к деятельности,
к самому себе в последующей жизни.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие.
Ребенку открывается
("свои" и "чужие"); осваивает
собственное имя; формирует представление
о
"территории" собственного "я"
(все то, что ребенок относит к себе, о чем
сможет сказать "мое"). Развиваются
предметное восприятие и наглядно- действенное
мышление. Происходит переход к наглядно-образной
форме мышления.
Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).
Развитие переживаний.
Возникает чувство автономии
и личной ценности
(самоуважения), зарождается любовь к близким
взрослым.
В дошкольном детстве
(от 3 до 7 лет) складывается потенциал
для дальнейшего
Познавательное развитие.
Мир не только устойчив в восприятии
ребенка, но и может выступать
как релятивный (все можно всем);
складывающийся в предшествующий период
развития условный план действия воплощается
в элементах образного
Волевое развитие. Ребенок
избавляется от присущей более раннему
этапу
"глобальной подражательности" взрослому,
может противостоять в известных пределах
воле другого человека; развиваются приемы
познавательной (в частности, воображаемое
преобразование действительности), собственно
волевой (инициатива, способность заставить
себя сделать неинтересное) и эмоциональный
(выражение своих чувств) саморегуляции.
Ребенок оказывается способным к надситуативному
(выходящему за рамки исходных требований)
поведению.
Эмоциональное развитие.
Эмоции ребенка все больше освобождаются
от импульсивности, сиюминутности. Начинают
закладываться чувства
(ответственности, справедливости, привязанности
и т. п.), формируется радость от инициативного
действия; получают новый толчок развития
социальные эмоции во взаимодействии
со сверстниками. Ребенок обнаруживает
способность к отождествлению себя с другими,
что порождает в нем способность к обособлению
от других, обеспечивает развитие индивидуальности.
Возникает обобщение собственных переживаний,
эмоциональное предвосхищение результатов
чужих и своих поступков. Эмоции становятся
"умными".
К 7 годам формируются
предпосылки для успешного
Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.
От особенностей
стимулирования или организации
деятельности детей взрослыми зависит
успех в психическом и
Воспитание дошкольников.
Если при учебно-дисциплинарном
подходе воспитание сводится к исправлению
поведения или предупреждению .возможных
отклонений от правила посредством
"внушений", то личностно ориентированная
модель взаимодействия взрослого с
ребенком исходит из кардинально
иной трактовки процессов
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Отношение к природе.
Здесь ребенок приобретает
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.
Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным к происходящему.
В результате формируются начала экологического сознания.
Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие ценности.
Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет • приобщения к тому, что известно другим; перед ним приоткрывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает чувство уважения к мастерству.