Психология дошкольного возроста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:59, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача - воспитать всесторонне развитую личность. ошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».[3]

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 54.10 Кб (Скачать)

Актуальной задачей  физического воспитания является поиск  эффективных средств совершенствования  развития двигательной сферы детей  дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности  ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в процессе подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования и тренажеров.

Существенное место  в решении многогранных задач  физического воспитания принадлежит  гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового  образа жизни как среди детей, так и среди взрослых - педагогов  и родителей.

Целесообразно введение в штатное расписание дошкольного  учреждения преподавателя физкультуры (например, на хозрасчетной основе), который  помимо основных занятий будет проводить  дополнительные занятия, направленные на физиологическую коррекцию детей  с нарушениями осанки, с низкой двигательной активностью, ослабленных, часто болеющих и др. 
Дополнительные занятия можно проводить во время прогулок, в свободное и специально отведенное время.

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное  единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и  психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам  физического воспитания и медицинским  мероприятиям. Они пронизывают всю  организацию жизни детей в  детском учреждении, организацию  предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.

Нельзя лишать ребенка  естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных  физкультурных занятий. В режим  детского сада вводятся ежедневные занятия  физической культурой, игры и развлечения  на воздухе, проводимые с учетом экологической  обстановки региональных и климатических  условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным  оборудованием на участке. Необходимо также широко использовать возможности  спортивно- оздоровительных комплексов, школьных стадионов, катков и бассейнов  в микрорайоне. Функционирование детского сада как "открытой системы" существенно  расширяет его собственные возможности.

Перестройка содержания педагогической работы с детьми.

Сочетание признания  самоценности дошкольного детства  и понимания его как первого  этапа становления личности требует  пересмотра задач педагогической работы с детьми.

В дошкольном детстве  ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий  общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка  в природе, предметах, созданных  руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной  жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в  человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и  др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия  на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что  ребенок приобщается именно к  общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным 
(всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

Передача ценностей  и средств активного отношения  к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Возрастной подход в воспитании и обучении детей.

В первые семь лет  ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям в познавать мир.

Эти периоды жизни  отграничены друг с от друга; каждый предшествующий создает условия  для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно "переставлены" во времени.

Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется  возникновением следующих возрастных новообразований.

Познавательное развитие. К концу первого года жизни  ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее близких  людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими от собственного тела и извне, складываются начальные  формы предметного восприятия. К  концу младенчества появляются первые признаки зарождения наглядно-действенного мышления.

Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к  достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и  удерживанию предметов.

Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется 
"социальная" улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируется чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям, к деятельности, к самому себе в последующей жизни.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал  для возникновения следующих  возрастных новообразований.

Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность  увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок проводит различия между  людьми, занимающими определенное место  в его жизни 
("свои" и "чужие"); осваивает собственное имя; формирует представление о 
"территории" собственного "я" (все то, что ребенок относит к себе, о чем сможет сказать "мое"). Развиваются предметное восприятие и наглядно- действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.

Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает  их физические свойства, учится управлять  их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).

Развитие переживаний. Возникает чувство автономии  и личной ценности 
(самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым.

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал  для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.

Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать  как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается  в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого  продуктивного воображения; формируются  основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода  ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие  от ребенка раннего возраста, который  способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как  природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к  концу дошкольного возраста формируются  представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.

Волевое развитие. Ребенок  избавляется от присущей более раннему  этапу 
"глобальной подражательности" взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются  от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства 
(ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся "умными".

К 7 годам формируются  предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес  к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для  формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности  при решении учебных задач, овладению  элементами специальных языков, характерных  для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных  предметов в школе (музыка, математика и т. п.).

Эти возрастные новообразования  представлены лишь в виде возможностей, мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает  его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

От особенностей стимулирования или организации  деятельности детей взрослыми зависит  успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное  развитие) может быть и иная "кривая" личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому  шагу развития сопутствует возможность  проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых  должны знать взрослые.

Воспитание дошкольников.

Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению  поведения или предупреждению .возможных  отклонений от правила посредством "внушений", то личностно ориентированная  модель взаимодействия взрослого с  ребенком исходит из кардинально  иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка  к миру человеческих ценностей.

К концу дошкольного  возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.

Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный  опыт приобщения к широкому кругу  общечеловеческих ценностей. Среди  них познавательные ценности: ребенок  начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования  с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и  знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный  характер,

Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять  и умножать, по мере своих сил, богатство  природы.

Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается  ее красотою, близостью ко всему  живому, чувствует свою общность с  предметами и явлениями окружающего  мира и одушевляет их.

Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более  сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область  своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных  переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать  себя "ответственным лицом", причастным к происходящему.

В результате формируются  начала экологического сознания.

Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие  ценности.

Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность  в новых знаниях, его собственный  опыт расширяется за счет • приобщения к тому, что известно другим; перед  ним приоткрывается значимость учения.

Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать  то, что доступно другому, и создать  нечто новое, оригинальное, творить.

Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком  вещей, творений искусства, возникает  чувство уважения к мастерству.

Информация о работе Психология дошкольного возроста