Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:59, реферат
На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача - воспитать всесторонне развитую личность. ошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».[3]
Творческий процесс - это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. У детей дошкольного возраста это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной деятельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать "не так, как надо", что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.
Произвольность расширяет
возможности ребенка
Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему и быть значимым для других людей.
Являясь стержнем личности, творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно особую систему: они самоценны и в то же время не могут существовать друг без друга; они несводимы к прямым результатам педагогических воздействий и в то же время обусловлены ими; они выражают своеобразие, неповторимость растущего человека и в то же время основаны на его общности с другими людьми.
Зарождается индивидуальность
ребенка. Складывается собственно межличностное
отношение в контакте между детьми
и взрослыми, не сводимое к реализации
каких-либо специальных воспитательных
задач или дидактических целей,
формируется отношение
Развитие индивидуальности каждого ребенка
и духовно-эмоциональных контактов между
ним и взрослым, а также другими детьми
требует существенного обновления характера
организации жизни ребенка в детском саду,
построение условий для свободного, не
стесненного инструкциями общения, для
раскрепощения личности ребенка.
Организация жизни ребенка. Условия развития.
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с него формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Игра. Основным видом
самостоятельной деятельности дошкольника
является сюжетная игра, специфика
которой заключена в условном
характере действий.
Игра позволяет ребенку в воображаемой
ситуации осуществлять любые привлекающие
его действия, ролевые функции, включаться
в разнообразные события. Игра - самоценная
деятельность для дошкольника, обеспечивающая
ему ощущение свободы, подвластности вещей,
действий, отношений, позволяющая наиболее
полно реализовать себя "здесь и теперь",
достичь состояния эмоционального комфорта,
стать причастным к детскому обществу,
построенному на свободном общении равных.
Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
В современном детском
саду игра используется лишь как "довесок"
к дидактическому процессу приобретения
знаний, определенных программными требованиями.
Воспитатель обычно проводит с детьми
игру так же, как и занятия, - определяет
тему, отводит каждому участнику
роль и место, предписывает и регламентирует
действия, оценивает их правильность.
В результате игра в детском саду
приобретает деформированный
Чтобы игра стала
подлинным средством творческой
самореализации ребенка и в полной
мере выполняла бы свои развивающие
функции, она должна быть свободной
от навязанной взрослыми "сверху"
тематики и регламентации действий.
Ребенок должен иметь возможность
овладевать все более сложным
"языком" игры - общими способами
ее осуществления (условным действием,
ролевым взаимодействием, творческим
построением сюжета), увеличивающими свободу
творческой реализации его собственных
замыслов.
Все это осуществимо
при отказе от сложившегося в настоящее
время стереотипного
"коллективной проработки знаний"
и изменении позиции воспитателя при руководстве
игрой. Воспитатель, включаясь в свободную
детскую деятельность и принимая позицию
играющего партнера, создает зону ближайшего
развития самостоятельной игры детей.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического "языка" игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой
немалое место в жизни ребенка
занимает свободная продуктивная деятельность
детей (конструктивная, изобразительная
и т. д.).
Так же как и в игре, здесь обогащаются
возможности развития ребенка.
Занятия. Значительное
место в жизни детского сада принадлежит
занятиям. Они нацелены на передачу
педагогом ребенку знаний, умений,
навыков. Обычно предполагается, что
это ведет к обогащению физической
и духовной культуры ребенка, способствует
формированию у него самостоятельности,
способности к совместной координированной
деятельности, любознательности. Однако
преобладающая практика такова, что
содержание знаний, передаваемых на занятиях,
подстраивает ребенка преимущественно
к задачам обучения в школе. Доминирующий
способ проведения занятий - прямое воздействие
педагога на ребенка, вопросо-ответная
форма общения, дисциплинарные формы
воздействия - сочетается с формальными
оценками.
Достижения ребенка оцениваются исходя
из групповых стандартов.
В этих условиях обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель. Большая часть знаний не связана с условиями жизни детей в детском саду и с непосредственным окружением и должна быть усвоена "впрок". Вместе с тем овладение знаниями выступает как обязательное программное требование и сопровождается жесткими формами контроля. Интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются эрзацем знаний, преподносимым в готовой форме. Естественная любознательность детей при этом подавляется, а развивающий эффект обучения оказывается ничтожным и неучтенным.
Прямое обучение
не должно являться преобладающей формой
организации занятий. Обучение осуществляется
и в контексте игровой
Одним из наиболее эффективных
путей обучения детей на занятиях
является дидактическая игра. В правилах
игры заложены педагогические задачи,
в дидактическом материале
Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.
Предметно-практическая
деятельность. Традиционно относится
к области трудового
Необходимо преодолеть
узкобытовую ориентацию в организации
предметно- практической деятельности
детей, в корне изменить методы вовлечения
детей в эту деятельность и
формы ознакомления их с трудом взрослых.
Расширить спектр практических дел
путем включения ребенка в
сферу реальных, а не искусственно
придуманных для него забот о
других. Развивать естественную потребность
детей подражать действиям
Для педагогической практики типичны детализация и увеличение объема знаний о производстве (технологии, трудовых операциях, сырье и т. п.), в которых "тонет" человек труда. Вместо этого детей нужно знакомить с его целями, трудностями, решениями, успехами, поражениями и победами, с переживаниями, которые вызваны этими сторонами жизни взрослого. Путь к этим представлениям - совместная практическая деятельность детей со взрослыми, сюжетно-ролевая игра, искусство.
Именно в этих видах деятельности и общения развиваются индивидуально- личностные свойства ребенка, которые не могут быть "переданы" в процессе прямого воспитания и обучения.
В современной практике
общественного дошкольного
Ребенка все время "ставят в угол"
- "игровой уголок", "уголок природы".
Оснащение детских учреждений находится
на крайне низком уровне.
Позиция личностно
ориентированной педагогики предполагает,
что ребенок рассматривается
в совокупности всех своих индивидуальных
проявлений, включая возрастные. Таким
образом, альтернативным к существующему
положению выступает
Возникает необходимость в резком изменении
ориентации воспитателя, который должен
видеть в каждом ребенке черты, присущие
именно ему, а не те, которые у него есть
(или отсутствуют) как у обобщенного "пятилетки",
"шестилетки" и т. д.
Перестройка организации
жизни детей в детском саду
начинается с комплектования групп.
Необходимо уменьшить их наполняемость,
причем в младшем возрасте она
должна быть менее плотной, чем в
старшем.
Целесообразно практиковать временные
объединения двух групп, организацию
"спаренных" групп, когда (как это
есть в других странах) с детьми работают
одновременно два воспитателя, один из
которых проводит игры или занятия поочередно
с небольшими подгруппами детей, а другой
в это время наблюдает за свободной деятельностью
остальных, осуществляя индивидуальную
помощь тем, кто в этом нуждается.