Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:53, курсовая работа
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертываня социального и психологического потенциала общества и личности, созданиия наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ...……...………………………………
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ……
МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ……………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ ………… ………………………………………………………………………
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ..…………………………………………………………………..
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………………………….
МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА.
Морально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации. Любые действия руководителя или члена коллектива (особенно отрицательного характера) сказываются на состоянии морально-психологического климата, деформируют его. И наоборот, каждое положительное управленческое решение, положительное коллективное действие улучшает морально-психологический климат. Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к труду у членов трудового коллектива. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность к данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда, гласное обсуждение результатов трудового процесса.
Верный признак благоприятного морально-психологического климата — активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.
Другим признаком положительного морально-психологического климата является высокая продуктивность коллективной работы. Следующий признак — развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе предприятия. Можно отметить и такой признак как положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.
Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива. Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и неформальный лидеры или непосредственно связанные должностными обязанностями руководители (например, бригадир — начальник цеха). В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому хотя бы кое-что знать о психологической совместимости необходимо всем, кто работает с людьми, формирует трудовой коллектив.
Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее определение понятию совместимости. Психологическая совместимость — это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.
Если эффект совместимости чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом деловых отношений, связанных с производственной деятельностью.
Сработанность
— показатель согласованности
Для налаживания дисциплины, повышения производительности труда и создания благоприятного психологического климата руководителю необходимо знать межличностные отношения в коллективе./В любом коллективе между людьми протягиваются невидимые нити взаимоотношений, которые невозможно отразить ни в одном штатном расписании. Возникает неформальная структура, строящаяся на симпатиях и антипатиях членов коллектива. Известно, что внутригрупповые конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из нормального ритма работы. Как считают многие социальные психологи, сработанность, слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, — углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. К этим социальным фактам можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и тому подобное. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения подчиненных.
В поощрении хорошей работы, поведения, в наказании отрицательных поступков заложена психологическая сущность воспитания и стимулирования трудящихся. Эти средства воздействия позволяют удерживать личность в рамках определенных моральных требований общества и выработанных государством законов. Однако предпочтение в воспитательной работе должно отдаваться поощрениям. Наказание же следует рассматривать как крайнюю меру воспитательного воздействия, и его нужно уметь очень осторожно применять. Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщиков.
Говоря о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.
Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, действуют определенные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю трудно управлять людьми, вести воспитательную работу, мобилизовать работающих на выполнение и перевыполнение планов. Вот почему каждый руководитель должен знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономерности, которые действуют в группах людей.
Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и общественной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности.
Важно
не только то, чтобы руководитель на
работе не выглядел мрачным, хмурым; важно
также и то, чтобы каждый человек приходил
на работу в бодром, а не угнетенном состоянии
и чтобы хорошее настроение у него сохранялось
постоянно. Это во многом зависит от того,
какой морально-психологический климат
создан в коллективе.
ПРИЛОЖЕНИЕ: тест
№ п/п | Свойства психологического климата | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Свойства психологического климата |
1 | Преобладает доброе и жизнерадостное направление | Преобладает подавленный и пессимистический тон. | |||||||
2 | Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. | Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. | |||||||
3 | В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание. | Группировки конфликтуют между собой. | |||||||
4 | Членам коллектива нравиться быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить время. | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению. | |||||||
5 | Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживания, участие всех членов коллектива. | Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, иногда вызывают зависть или злорадство. | |||||||
6 | Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями. | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. | |||||||
7 | Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга. | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям остальных. | |||||||
8 | В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, и все за одного». | В трудных случаях коллектив «раскисает», проявляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. | |||||||
9 | Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные. | Достижения
и неудачи коллектива не находят
отклика у его отдельных | |||||||
10 | Коллектив доброжелательно относится к новым членам, стремиться помочь им освоиться. | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним проявляют враждебность. | |||||||
11 | Коллектив активен, полон энергии. | Коллектив пассивен, инертен. | |||||||
12 | Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело. | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только об собственных интересах. | |||||||
13 | В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддержка слабых, их защита. | Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», презрительное отношение к слабым. | |||||||
14 | У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. | К похвалам и поощрениям здесь относятся равнодушно. |
ШТАТНОЕ
РАСПИСАНИЕ
ООО «Текстиль»
общая
площадь 250,0 кв.м. торговая площадь 174,4
кв.м.
должность | Число | Утвержденные должностные оклады | ФЗП по утвержденным должностным окладам. |
Директор | 1 | 5400 | 5400 |
Главный бухгалтер | 1 | 5200 | 5200 |
Бухгалтер | 1 | 4500 | 4500 |
Заведующий отделом | 2 | 5000 | 10000 |
Старший кассир | 1 | 3500 | 3500 |
Продавец | 7 | 3450 | 24150 |
Грузчик | 1 | 2700 | 2700 |
Уборщица | 2 | 1900 | 3800 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА.
Согласно штатного расписания в магазине ООО «Текстиль» работают 16 человек. По проведенному тесту мы смогли рассчитать средне - групповую оценку психологического климата в коллективе.
ФОРМУЛА: С=∑С/N, где N число членов группы.
Величина С | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
Результат
Теста |
28 | 31 | 29 | 19 | 30 | 28 | 33 | 15 | 29 | 28 | 30 | 29 | 32 | 30 | 28 | 29 |
Информация о работе Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты