Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:00, курсовая работа
Предупреждение и преодоление неуспеваемости до сих пор принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Целью данной курсовой является изучить понятие «школьная неуспеваемость», выявить существующие психологические причины неуспеваемости учащихся и возможные пути их преодоления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Неуспеваемость учащихся
1.1 Понятие «школьная неуспеваемость»………………………………………5
1.2 Проблема обучаемости………………………………………………………6
2. Психологические причины неуспеваемости учащихся
2.1 Общие психологические особенности неуспевающих учащихся……..….8
2.2 Характеристика психологических причин школьной неуспеваемости…10
2.3 Типология неуспевающих в учении школьников. ………………...……..13
2.4 Виды неуспеваемости………………………………………..……………..19
3. Методы работы с неуспевающими школьниками……………………….....22
Заключение…………………………………………………...………………….25
Литература.………………………………………………………………...…….26
Внутри этого типа неуспевающих школьников мы делим на 2 подтипа. Критерием является характер тех средств, с помощью которых школьники компенсируют трудности в учении.
А) Учащиеся компенсируют трудности в учении и неблагополучное положение в коллективе какой-нибудь деятельностью. Систематической учебной работе они предпочитаю что-нибудь более приятное – увлекаются чтением, рисованием и так далее. Общим для этого подтипа является интеллектуальный характер деятельности, с помощью которой они компенсируют неуспех в учении и неблагополучное положение в коллективе. Некоторая близость такой деятельности к учению значительно облегчает работу по преодолению неуспеваемости.
Б) Школьники компенсируют трудности в учении и неблагополучное положение в коллективе связью с «улицей». Они избегают какой бы то ни было деятельности, нарушают дисциплину в школе; плохая репутация у них и вне школы. Такие учащиеся с большим трудом поддаются педагогическому воздействию. [6, с. 62-66]
Конечно, приведенная
классификация может
2.4 Виды неуспеваемости.
Материал по вопросам видов неуспеваемости имеется в целом ряде работ.
Бударный А.А. различает, например, два вида неуспеваемости. Он справедливо указывает, что неуспеваемость есть понятие в известной мере условной, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. И выделяет относительную неуспеваемость – недостаточная познавательная нагрузка на тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.
Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А.М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».
По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими её причинами.
Скрытая и ранняя неуспеваемость, как особый вид, в литературе не выделяется и, как правило, терминологически не обозначается. А.М. Гельмонт, ранжируя виды неуспеваемости по степени их запущенности и исходя из трудности их ликвидации, называет глубоким или полным отставанием саамы запущенный случай неуспеваемости. Во многих других работах используется только термин « неуспеваемость». Так Ю.К. Бабанский среди разных видов неуспеваемости указывает кратковременную и эпизодическую. Эти виды приближаются к отставанию, однако этот термин не использован. [9, с. 8]
3. Методы работы с неуспевающими учащимися.
Для педагога анализ причин неуспеваемости и её типология представляют интерес постольку, поскольку они открывают возможности предупреждения и преодоления широко распространенного школьного недуга.
К сожалению, ещё нельзя утверждать, что в настоящее время педагоги и психологи выработали достаточно дифференцированные рекомендации, учитывающие как типологические особенности неуспевающих, так и различные формы учебной работы школы. Но есть основания полагать, что такого рода задача будет решена в ближайшее время.
С неуспевающими у которых низкая обучаемость, необходимо в первую очередь проводить перестройку особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение. [7, с. 84]
Формирование мыслительных навыков как у дошкольников, так и у школьников происходит, как правило, стихийно, а поэтому далеко не у каждого, а если эти навыки и формируются, то не самым экономным способом.
Известно, что мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них - абстрагирование, обобщение, анализ, классификация, сравнение. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. Без овладения операциональной стороной мышления знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.
Итак, для преодоления неуспеваемости у интеллектуально-пассивных школьников необходимо формирование интеллектуальных умений.
В работе со стойко
неуспевающими школьниками
Каждому неуспевающему
учащемуся нужна специальная
система индивидуального
В качестве примера по построению коррекционной программы умственного развития подростков (VI-VIII классов) является школьный тест умственного развития (ШТУР). [8, с. 196]
Как показал опыт работы в условиях специально созданного экспериментального класса, на начальных стадиях обучения детей с низкой обучаемостью в целях выработки положительной мотивации к учебному труду целесообразно занимать более простыми видами деятельности. Это даёт возможность четко организовать выполнение учебной работы, а главное, вызвать у учеников удовлетворение от сознания того, что они справляются с ней успешно. И лишь затем, когда создано положительное отношение к учению, следует вовлекать детей в активную мыслительную работу, ставя перед ними проблемы и систематически обучая их приемам мышления. При этом, как подчёркивает Н.А. Менчинская и её сотрудники, очень важно, чтобы каждый ученик мог бы проявить себя, а преподаватель – поощрить его за любой, даже скромный успех.
В отличие от умственно отсталых детей учащиеся с пониженной обучаемостью охотно и успешно пользуются помощью взрослого. Эту особенность также следует умело использовать, последовательно уменьшая объём помощи с тем, чтобы зона самостоятельной деятельности детей непрерывно расширялась. Подсказывающие ответы желательно чередовать по характеру: это может быть и конкретизация задания, и совместное решение аналогичной задачи, и прямое указание приёма, которым она решается, и предостережение от ошибки.
В системе заданий, предлагаемых детям, определенное место должны занимать и легкие, «очевидные» задачи, которые заведомо могут быть решены самостоятельно. Это поможет выработать положительное отношение к самостоятельной работе.
Большую роль играет правильный выбор форм учебной работы. Для одних детей с пониженной обучаемстью достаточно обеспечить индивидуальный подход в условиях фронтальных занятий с целым классом, для других нарду с этим желательно использовать такие виды группового обучения, при которых разные группы детей получают задания разной степени трудности.
Мы затронули главным образом методические проблемы, на которые обращают внимание психологи, анализируя причины, порождающие неуспеваемость школьников. Но не надо забывать, какую роль играют тут воспитательная работа, привитие интереса к учению, выработка необходимых для интеллектуального труда волевых качеств, установление правильных отношений между учащимися и педагогом, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе. [7, с. 84]
Заключение.
Школьная неуспеваемость
— очень сложное явление, в
подавляющем большинстве
В данной курсовой работе раскрывается понятие «школьная неуспеваемость» и определяются психологические причины, которые вызывают неуспеваемость учащихся, а также рассматриваются методы работы с неуспевающими учащимися.
По данным изученным
материалам можно сказать что
«неуспеваемость – это
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Однако, не смотря на то, что у детей может быть любимый учитель в школе или друзья, с которыми он охотно хотел бы общаться, всё же желание идти в школу остаётся минимальным. Причины неуспеваемости ребенка в школе могут быть самые разнообразные. В любом случае к вопросу неуспеваемости надо подходить индивидуально и решать его не напором, а внимательным изучением причин и их устранением.
Литература
Информация о работе Психологические причины неуспеваемости учащихся