Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:00, курсовая работа
Предупреждение и преодоление неуспеваемости до сих пор принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Целью данной курсовой является изучить понятие «школьная неуспеваемость», выявить существующие психологические причины неуспеваемости учащихся и возможные пути их преодоления.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Неуспеваемость учащихся
1.1 Понятие «школьная неуспеваемость»………………………………………5
1.2 Проблема обучаемости………………………………………………………6
2. Психологические причины неуспеваемости учащихся
2.1 Общие психологические особенности неуспевающих учащихся……..….8
2.2 Характеристика психологических причин школьной неуспеваемости…10
2.3 Типология неуспевающих в учении школьников. ………………...……..13
2.4 Виды неуспеваемости………………………………………..……………..19
3. Методы работы с неуспевающими школьниками……………………….....22
Заключение…………………………………………………...………………….25
Литература.………………………………………………………………...…….26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра: Психологии развития и возрастной психологии
Тема: Психологические причины неуспеваемости учащихся
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина Педагогическая психология
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Неуспеваемость учащихся
1.1 Понятие «школьная неуспеваемость»………………………………………
1.2 Проблема обучаемости…………………………………………………
2. Психологические причины неуспеваемости учащихся
2.1 Общие психологические особенности неуспевающих учащихся……..….8
2.2 Характеристика психологических причин школьной неуспеваемости…10
2.3 Типология неуспевающих в учении школьников. ………………...……..13
2.4 Виды неуспеваемости……………………………………….
3. Методы работы с неуспевающими школьниками……………………….....22
Заключение………………………………………………….
Литература.…………………………………………………
Введение
Предупреждение и преодоление неуспеваемости до сих пор принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
Целью данной курсовой является изучить понятие «школьная неуспеваемость», выявить существующие психологические причины неуспеваемости учащихся и возможные пути их преодоления.
Анализ литературных источников показывает, что причины трудностей в учебной деятельности учащихся рассматриваются многими педагогами и психологами (Н.А. Менчинская, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский, А. И. Липкина). Так А.М. Гельмонт выделил виды неуспеваемости, Л.С. Славина составила типологию неуспевающих учащихся, Ю.К. Бабанский разработал средства предупреждения неуспеваемости, и многие другие учёные внесли огромный вклад в исследовании неуспеваемости учащихся.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Анализ научной литературы по проблеме исследования
2) Раскрыть понятие «неуспеваемость» и определить психологические причины неуспеваемости учащихся.
Объект исследования: неуспеваемость учащихся
Предмет исследования: психологические причины школьной неуспеваемости.
Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. И не только решение практических и организационных задач может обеспечить и преодолеть неуспеваемость. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления о признаках и формах его проявления в современной школе. Поэтому смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.
Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается — успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его годам обучения в школе. Дело даже не в том, успешно или неуспешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, с желанием ли каждый день ходил в школу, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества. Во многом это зависит не столько от самого ученика, а от того, каков сам школьный процесс, как он организован, как видит общество цели и задачи школьного обучения.
Школьная неуспеваемость - это несоответствие учебных успехов учащегося требованиям школьной программы. [5, с.11]
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к её решению. Так, М.Д. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения – его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями. Подход к изучению неуспеваемости путем анализа порождающих её условий представлен в многочисленных публикациях, посвященных причинам неуспеваемости. [9, с.8]
Более точное понятие «неуспеваемости» даёт В. С. Цетлин: «Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года».
Так же В.С. Цетлин связывает неуспеваемость с отставанием. Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. [9, с.12]
1.2 Проблема обучения.
Педагоги-ученые видят причины, порождающие неуспеваемость в несовершенстве методов преподавания. Многие же учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатками волевых и нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда и стремление к карательным мерам.
В основу психологической характеристики неуспеваемости учеников Натальей Александровной Менчинской и её сотрудниками было положено понятие «обучаемости», т.е. восприимчивости к усвоению знаний и способов учебной деятельности
Обучаемость не следует смешивать с умственным развитием. С высоким уровнем развития иногда может сочетаться низкая обучаемость, компенсируемая старанием и трудолюбием. Умственное развитие может достигать с возрастом высокого уровня, в то время как обучаемость может сохраняться более или менее постоянной длительное время.
Раскрывая содержание этого понятия, исследователи подчеркивают необходимость различать общую обучаемость и специальную. Первая проявляется при бучении всем учебным предметам, вторая обнаруживается лишь при изучении какого – то одного.
Менчинская Н.А. и её сотрудники подчёркиваю, что важнейшим среди психических процессов, накладывающими отпечаток на обучаемость школьника, являются особенности его мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе. Мурачковский Н. И. проводил опыты с целью исследовать память и внимание слабоуспевающих учащихся. Он предлагал запоминать слабоуспевающим и неуспевающим учащимся слова и цифры. Из 20 слов и такого же количества цифр неуспевающие в среднем запоминали 7 слов и 5 цифр, успевающие соответственно 7 и 6. Аналогичные результаты дало и сравнительное изучение внимания этих групп школьников. При выполнении соответствующего задания неуспевающие школьники допустили в среднем по 7 ошибок, а хорошо успевающие – по 8. Правда, при этом индивидуальны темп работы неуспевающих был на 20 – 50% ниже. Всё это говорит о том, что не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у слабоуспевающих детей. [7, с.77]
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Общие психологические особенности неуспевающих учащихся.
У школьников неуспеваемость, сформировавшаяся в течение длительного времени, является следствием определенных условий обучения и воспитания в семье и школе. Изучение условий её возникновения и развития даёт возможность, наряду с различиями, установить ряд общих особенностей, характерных для всех учащихся. Это, прежде всего слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов или приёмов учебной работы, наличие определённого подхода к учебной работе, сложившегося в результате длительной и относительно широкой неуспеваемости. Этот подход проявляется в нежелании думать, в формальном усвоении знаний, в стремлении избежать умственной работы и в поисках различных обходных путей, не связанных с учением. Он приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что способствует значительному снижению темпов умственного развития учащихся. [6, с.61]
Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер. [2, с.24-25]
Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников.
Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин.
Педагогам массовой
школы хорошо известно, что дети,
стойко не усваивающие школьную программу,
имеют отрицательные особенност
Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к различной учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано", а в школе - что “забыл книги дома” и так далее. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе. [4, с.180]
Липкина А. И., изучавшая роль педагогической оценки в формировании личности неуспевающего школьника, отмечает, что самое симптоматичное для неуспевающих – падение от класса к классу процента высоких самооценок и резко возрастание заниженных. Так, с 1 по 4 класс количество слабоуспевающих, считающих себя ещё более слабыми, чем они есть в действительности, возрастает в три раза.
Одна из важных побудительных сил учения – мотив достижения успеха у этой категории школьников постепенно исчезает. К плохим оценкам они привыкаю, и начинают воспринимать их как нечто должное и неотвратимое. Психологию двоечника хорошо выразил один из испытуемых: «Я раньше из-за двоек расстраивался, даже плакал, домой не хотел идти. А теперь уже привык. Когда получаю тетрадку, даже не смотрю».
Но такие особенности психических процессов не являются патологическими. В подавляющем большинстве случаев слабая обучаемость объясняется либо отклонениями, лежащими в пределах нормы, либо временной задержкой психического развития. Это столь же естественно, как то, что один ребенок растет до поры до времени несколько медленнее других, отставая от средней возрастной нормы. [7, с.80]
2.2 Характеристика
психологических причин
Наиболее полное представление о причинах неуспеваемости даёт изучение реальных учебных возможностей школьника. Это ёмкое понятие определяющее потенциал личности в учебной деятельности и представляющее собой синтез особенностей самой личности и её взаимодействие с внешними влияниями. Условно можно сказать о наличии внутренней и внешней сторон реальных учебных возможностей, изучение которых и должно войти в программу анализа причин неуспеваемости.
[1, с.39]
Причины неуспеваемости Ю.К. Бабанский правомерно разделяет на причины внутреннего и внешнего плана. К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объём знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические: а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий; б) организационно – педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база); в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий и прочее.
Информация о работе Психологические причины неуспеваемости учащихся