Психологические причины неуспеваемости учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Предупреждение и преодоление неуспеваемости до сих пор принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Целью данной курсовой является изучить понятие «школьная неуспеваемость», выявить существующие психологические причины неуспеваемости учащихся и возможные пути их преодоления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Неуспеваемость учащихся
1.1 Понятие «школьная неуспеваемость»………………………………………5
1.2 Проблема обучаемости………………………………………………………6
2. Психологические причины неуспеваемости учащихся
2.1 Общие психологические особенности неуспевающих учащихся……..….8
2.2 Характеристика психологических причин школьной неуспеваемости…10
2.3 Типология неуспевающих в учении школьников. ………………...……..13
2.4 Виды неуспеваемости………………………………………..……………..19
3. Методы работы с неуспевающими школьниками……………………….....22
Заключение…………………………………………………...………………….25
Литература.………………………………………………………………...…….26

Файлы: 1 файл

КУРС. ПЕДАГ.ПС.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Некоторые другие попытки сгруппировать причины  неуспеваемости больше отвечают теоретическим  требованиям. В частности, представляет интерес схема П.П. Борисова. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:

 I.Общепедагогические причины

II. Психофизиологические причины.

III.Социально – экономические и социальные причины.

Причины I группы порождаются недостатками учебно-воспитательной работы учителей. Вторая группа причин обусловлена нарушениями нормального физиологического, физического и интеллектуального развития детей. К числу этих причин относят: плохое состояние здоровья, физические недостатки, индивидуальные психологические особенности и отрицательные черты характера. Причины III группы непосредственно не зависят от воли учителей и учащихся.  [9, с.58]

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две  группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Анализируя причины первой группы, мы скажем о том, что школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Среди психологических причин первой группы выделим следующие три:

- несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование  ребенком своих индивидуально-типологических  особенностей, проявляемых в познавательной  деятельности.

Особенностью  неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности, является то, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть - даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными и одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы. Это справедливо не только по отношению к младшим школьникам, но и к учащимся более старшего возраста. Только приемы учебной работы, которыми они не овладели, будут несколько иными, чем в начальных классах.

Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает  учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабоуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их. Например, они могут вычленять основные части текста по абзацам, а не по смысловым связям, соотносить контурную карту с основной по квадратам, образованным параллелями и меридианами, перенося условные обозначения без учета условий задания. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы. Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин.

Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика. [8, с. 191]

Причины неуспеваемости ребенка в школе могут быть самые разнообразные. И необязательно  предполагать главной причиной "ненормальность" ребенка или его не старательность. Порой причины неуспеваемости могут быть обусловлены поведением окружающих, а не самого ребенка или определенная ситуация. В любом случае к вопросу неуспеваемости надо подходить индивидуально и решать его не напором, а внимательным изучением причин и их устранением. [4, с.39]

 

2.3 Типология неуспевающих в учении школьников

Несмотря на многообразие причин, приводящих к  возникновению школьной неуспеваемости, слабоуспевающие и неуспевающие школьники имеют достаточно много общих черт, что позволяет разрабатывать их типологии, то есть делить учащихся на группы на основании сходства некоторых их особенностей. Отнесение отстающего в учении ученика к той или иной типологической группе позволяет более четко и определенно наметить пути психокоррекционной работы с ним.

Основания для выделения  различных типов неуспевающих школьников разными педагогами и психологами  предлагаются разные. К числу наиболее ранних типологий относятся классификации  неуспевающих школьников, предложенные П. Ф. Лесгафтом (1893), А. Ф. Лазурским, П. П. Блонским. Так, П. Ф. Лесгафт выделял шесть типов неуспевающих школьников. В основу предложенного им деления были положены только моральные свойства личности, но без учета их соотношения с другими сторонами личности. А. Ф. Лазурский в основу своей классификации положил преобладание той или иной группы психических функций: интеллектуальных, эмоциональных или волевых. [5, с.144]

Имелись попытки  построить типологию на иных основаниях в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П.П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспеваемости. Это, во - первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами является следующие:

- задания воспринимает  невнимательно, часто их не  понимает, но вопросов учителю  не задаёт, разъяснений не просит;

- работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах  для перехода к очередным видам  работы);

- не подмечает  своих неудач и трудностей;

- не имеет  ясного представления цели, не  планирует и не организует  свою работу;

- индифферентно  относится к результатам работы.

Указанные черты  неуспевающего школьника, поскольку  они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случает выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический характер. [9, с. 10]

В более поздние  годы были разработаны другие типологии  неуспевающих школьников в зависимости от причин, вызывающих отставание в учении. А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов (1956) выделяли группы нормальных, но педагогически запущенных детей (например, из-за болезни) - I группа, II группа - умственно отсталые дети (должны обучаться во вспомогательной школе), III группа - дети с врожденной или ранней тугоухостью, которая приводит к вторичному нарушению умственного развития, IV группа - ослабленные, или церебро-астенические, дети, V группа - дети с эмоциональными дефектами, у которых незначительные трудности могут привести к отрицательной установке на обучение.

Л. С. Славина (1958) все многообразие случаев школьной неуспеваемости представляла в виде пяти групп: I группа - школьники с неправильным отношением к учению, II группа - дети, усваивающие учебный материал с трудом, III группа - учащиеся, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы, IV группа - школьники, не умеющие трудиться, V группа - школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные

Ю. З. Гильбух (1989) в основу своей типологии положил характер учебной деятельности школьника. В I группу им были отнесены дети с недостаточно сформированными мотивами учебной деятельности (мало работают), ко II группе - с низкой эффективностью учебных действий (затрачивают много усилий и времени, но результат неудовлетворительный), к III группе - школьники с сочетанием низкой мотивированности и низкой эффективности учебной деятельности.

М. К. Акимова  и В. Т. Козлова (1991) выделяют следующие  типы неуспевающих школьников: дети, не желающие учиться, - I тип; дети, неумеющие учиться, использующие неправильные способы учебной работы, - II тип; дети, которых трудно учить в связи с имеющимися недостатками психических процессов, - III тип; IV тип - учащиеся, неадекватно использующие свои индивидуально- типологические особенности. [5, с. 144]

В коллективе психологов, работающих под руководством Н.А. Менчинской, за основу классификации неуспевающих школьников, кроме главного показателя – обучаемости, принималась также направленность личности учащихся, их мотивационная сфера.

Различались три  основных типа неуспевающих:

  • Первый характеризуется низкой обучаемостью, сочетающейся с положительным отношением к учению и сохранению позиции школьника;
  • Для второго показательно высокое качество мыслительной деятельности, сочетающееся с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной утрате позиции школьника;
  • Третий проявляется в низкой обучаемости, сочетающейся с отрицательным отношением к учению при частичной или полной утрате позиции школьника. [7, с. 81]

Подробно рассмотрим типы неуспевающих школьников, предложенные Н. И. Мурачковским. При разработке типологии неуспевающих школьников им были выделены следующие параметры:

а) качество мыслительной деятельности;

б) особенности личности школьника, включая отношение к учению

и сформированность «внутренней позиции школьника». [5, с. 145]

I тип неуспевающих учащихся

Для учащихся, которых  относятся к I типу, характерен ряд особенностей. Низкая обучаемость их проявляется в сниженном уровне осуществления важнейших мыслительных операций. Трудности в учебной работе, вызванные особенностями мыслительной деятельности, определяют низкую самоорганизацию. Это связано с тем, что они на протяжении длительного времени не в состоянии были работать вместе с классом и, постоянно приспосабливаясь к общему темпу работы, выполняли её неосмысленно, небрежно, наспех.

Для неуспевающих данного типа характерно отсутствие познавательных интересов  и отрицательное  отношение к знаниям, усваиваемые  в школе. Общая направленность этих школьников не связана с учением. Их самооценка характеризуется неадекватностью уровня притязаний своим возможностям. Несмотря на их неблагоприятное положение в коллективе,  объясняющееся низкой оценкой качества их учебной работы, эти учащиеся не оказываются вне коллектива, так как у них нет конфликта с ним, они грубо не нарушают дисциплину, подчиняются требованиям коллектива. Характерно, что в партнеры себе они выбирают школьников с хорошей успеваемостью, стремятся иметь хорошие оценки. Школьники этой группы стремятся обходными путями избежать трудности в учебной работе.

В зависимости  от тех средств, с помощью которых школьники этого типа компенсируют трудности в учении, ищут обходные пути, мы выделяем здесь несколько подтипов.

1 подтип –  учащиеся, для которых характерно  стремление компенсировать трудности   в учебной работе какой либо  деятельностью, не связанной с  учением, но имеющей общественно  полезное значение (практическая  деятельность, ранняя профессиональная  направленность). В процессе этой деятельности у них формируется ряд положительных качеств личности, что в значительной степени облегчает работу по преодолению их неуспеваемости.

2 подтип –  школьники, стремящиеся избежать  трудностей в учебной работе  поисками различных обходных путей (списать, подслушать, обмануть учителей и родителей). Внутри этого подтипа, в зависимости от самооценки или уровня притязаний, можно выделить несколько вариантов.

А) учащиеся с  завышенным, неадекватным своим возможностям уровнем притязаний, который, вступая в конфликт с трудностями в учебной работе, тормозит формирование качеств, необходимых для успешной учебной работы.

Б) школьники, у  которых сформировалась неадекватная заниженная самооценка, проявляющаяся  в неуверенности в своих силах, в полном отсутствии самостоятельности в учебной работе.

II тип неуспевающих

Учащиеся этого  типа приходят в школу с хорошей  интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учится. Знания они усваивают  быстро, легко. Однако они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Качество самоорганизации в учебной работе этих школьников зависит от того, нравится или нет им тот или иной предмет. Отсутствие более широкой и устойчивой мотивации в учебной работе приводит к тому, что школьники этого типа избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, усвоение которых требует систематической и напряженной работы (языки, математика), задание по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, не вырабатывается умение преодолевать трудности. Наряду с этим складывается определенный подход к работе (выполнение её небрежно, наспех), а также низкий индивидуальный темп.

Общая направленность этих учащихся с учением не связана. Их интересы крайне разнообразны. Среди них определённое место занимают познавательные, но они с учением не связаны.

Самооценка учащихся этого типа неустойчива. Она зависит от той жизненной позиции, которую занимают школьники. Коллектив их не принимает, исключает из своей среды, что вызывается их неумением жить в коллективе, нежеланием подчинятся его требованиям. Они живут вне коллектива или в другом коллективе, вне школы. Неуспех в учении не побуждает их к качеству учебной работы. Компенсация трудностей в учении у них направлена на самоутверждение в коллективе средствами, обычно характерными для них (грубость, протест, увлечение чем-нибудь посторонним).

Информация о работе Психологические причины неуспеваемости учащихся