Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:17, курс лекций
Любые межличностные отношения, в том числе и деловые, начинаются с познания людей и самого себя, с правильной самооценки.
Для практической деятельности менеджера решающее значение имеет умение быстро оценивать человека, которого вы видите (особенно впервые). Овладев психологическими знаниями, мы получаем преимущества, активизируем уже имеющийся опыт.
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих осложнений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
Среди исследований, направленных на изучение глубин индивидуальности в организации психического мира человека, выделяются работы основоположника психоанализа З.Фрейда, ближайших его соратников А.Адлера и К.Юнга, неофрейдистов: К. Хорни, Э. Фромма и других.
бщее понятие о темпераменте.
Общее понятие о характере.
Типичное и индивидуальное в характере.
Психические познавательные процессы.
Психология взаимоотношений в организации.
6. Формальные и неформальные группы в организации.
Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем.
Интеллект – особое, самое сложное свойство человека. По мнению Г. Айзенка, американского исследователя свойств личности, интеллект – это способность к абстрактному мышлению.
Измерение интеллекта - одно из величайших достижений современной психологии. Интеллект имеет социальную сторону, что приводит к дискуссиям по поводу его измерения. Социальный интеллект показывает, как личность использует свой интеллект для своего продвижения.
В настоящее время существует несколько концепций в измерении интеллекта. Одна из них утверждает, в качестве исследуемого количество приобретенных знаний Другая измеряет скорость мыслительный работы. Исследования показывают правоту последней концепции, т.е. чем длиннее время реакции, тем ниже интеллект.
Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ - коэффициент интеллекта, который был предложен известным исследователем Д.Векслером. В шкале Векслера интеллект измеряется баллами по следующей система:
От 120 до 135 баллов - высокий
От 100 до 120 баллов - средний,
От 80 до 100 баллов - низкий.
Свою методику измерения интеллекта предлагает
и Г. Айзенк. По его данным 50 % людей имеет
средний коэффициент интеллекта. Измерение
уровня интеллекта часто связано с отрицательными
эмоциональными реакциями людей, так как
человек боится, что он окажется невысоким.
Поэтому такое измерение могут вести только
психологи с соблюдением всех этических
и профессиональных правил.
5.
Психология взаимоотношений
в организации
Уже несколько десятилетий проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Группа - это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят: на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.
Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии).
В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»).
Основу организаций составляют малые группы - немногочисленные по составу, члены которых объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:
> прямой
или косвенный контакт между
составляющими группу
> наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;
> внутригрупповую
распределенность функций и
> общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;
> определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени.
Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности.
Общие качества малых групп:
> Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
> Микроклимат
определяет самочувствие
> Референтность
- степень принятия членами
> Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
> Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющей ее личностей.
> Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
> Направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.
> Организованность - реальная способность группы к самоуправлению.
> Эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы.
> Интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка.
> Волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Развитие групп проходит через ряд этапов:
> номинальная группа,
> группа-ассоциация,
> группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива.
Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
> Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
> Группа-ассоциация – это группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
> Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, целями но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
> Коллектив
- взаимодействия опосредуются
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Рассмотренные психологические особенности личности позволяют утверждать, что в регуляции эффективности деятельности групп участвуют самые разные системы факторов:
> внегрупповые (физические и социальные);
> внутригрупповые
(нормы, межличностные
> внеличностные
(однородность - разнородность по
индивидуально-психологическим
> внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)
Фактором,
связывающим все перечисленные
системы, пронизывающим их, является
фактор общественной значимости, совместной
деятельности группы людей. Он является
стержневым, оптимально сочетающим личностно
значимые и общественно ценные ориентации
группы.
6.
Формальные и неформальные
группы в организации
Говоря о том, какую роль играет система управления «человеческими ресурсами» в развитии компании один из американских топ-менеджеров сказал: «Эффективное управление человеческими ресурсами выдвигается в число критических факторов экономического успеха. В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, совершенствования технологий, организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют прежде всего люди.
Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений».
Симпатии и антипатии между людьми в группе, в основном, носят индивидуальную окраску и подоплеку. На установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов:
1.
Личностные характеристики
2. Наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения. Это же относиться к близости расположения их мест жительства.
3. Частота встреч, а также от ожидания того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.
4.
Насколько успешно
5.
Наличие одной цели, которой подчинены
действия всех членов группы.
Если члены группы разобщены
решением индивидуальных задач,
6. Широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на обще групповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.
Наличие симпатий в отношениях между людьми, наличие дружеских отношений между членами группы оказывает огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенность своей работой, своим членством в группе.