Психологические особености личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:17, курс лекций

Краткое описание

Любые межличностные отношения, в том числе и деловые, начинаются с познания людей и самого себя, с правильной самооценки.

Для практической деятельности менеджера решающее значение имеет умение быстро оценивать человека, которого вы видите (особенно впервые). Овладев психологическими знаниями, мы получаем преимущества, активизируем уже имеющийся опыт.

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих осложнений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.

Среди исследований, направленных на изучение глубин индивидуальности в организации психического мира человека, выделяются работы основоположника психоанализа З.Фрейда, ближайших его соратников А.Адлера и К.Юнга, неофрейдистов: К. Хорни, Э. Фромма и других.

Оглавление

бщее понятие о темпераменте.
Общее понятие о характере.
Типичное и индивидуальное в характере.
Психические познавательные процессы.
Психология взаимоотношений в организации.

6. Формальные и неформальные группы в организации.

Файлы: 1 файл

Л 2 Психологические особен-ти личности.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

    С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.

    Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

    Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких  черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности человека в которой формируются и его способности.

          Физиологическая основа характера – это сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, в виде индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно ценные качества личности.

         Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа. 
 
 

3. Типичное и индивидуальное в характере 

    Из  сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.

    Характер  формируется и развивается под  влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы).

    Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.

    Характер  каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.

    Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

           Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации.

    Нежелательна  и другая крайность в характере  человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.

    Принципиальность  — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

    Под волей понимается сложный психический  процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

         Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.

          Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у  человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика.

        Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость. 
 

4. Психические познавательные процессы 

    Чтобы грамотно общаться с окружающими, каждый человек должен иметь развитые познавательные процессы такие как: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.

    Однако  у многих людей эти качества дают о себе знать при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются с людьми, например, внимание и наблюдательность.

Многие  люди поразительно слепы и не тренируют  свою наблюдательность, лишая себя возможности увидеть множество интересных вещей. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, одежда.

    Рассмотрим  психические познавательные процессы в той последовательности, которая поможет сформировать их целостное понимание.

    Ощущение  — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д.

    Восприятие  - осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

    Мышление  - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

         Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.

    Характеристики  внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

    Внимание  человека обладает пятью основными  свойствами:

  • устойчивость — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком - либо объекте;
  • сосредоточенность — способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при отвлечении от других;
  • переключаемость - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной;
  • распределение - способность рассредоточить внимание на значительном

                 пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности;

  • объем — размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

    Память  - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

    Выделяют  процессы запоминания, сохранения и  воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

    Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную.

    Особые  виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

    Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

    По  времени хранения выделяют следующие виды памяти:

  • Мгновенная 0,1 -0,5 с - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации (память - образа).
  • Кратковременная до 20 с - представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе

                 повышенное внимание.

  • Оперативная до нескольких дней - хранение информации в течение определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком.
  • Долговременная -  хранение информации в течение нескольких месяцев или лет.
  • Неограниченная - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.
  • Генетическая - информация, которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
  • Зрительная - сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов.
  • Слуховая - запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
  • Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
  • Эмоциональная - память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
  • Осязательная, обонятельная, вкусовая - удовлетворение биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

    По  характеру участия воли в процессах выделяют следующие виды памяти:

- Непроизвольное запоминание - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.

- Произвольное запоминание - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий при условии наличия мнемической задачи.

    Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

    Воображение - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

    Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Информация о работе Психологические особености личности