Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:12, реферат
Под управлением понимают осуществление воздействий, выбранных (на основании определённой информации) из множества возможных и направленных на поддержание или улучшение функционирования какой-либо системы. Являясь специфически человеческой функцией, управление в обществе, где в качестве субъекта и объекта выступают человек либо разнообразные социальные группы и организации, может быть определенно как целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект, с корректирующим учётом изменений, происходящих в последнем.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
вверх
Любой руководитель
(отдела, службы, фирмы) повседневно
осуществляет деятельность по
управлению подчинёнными
Под управлением
понимают осуществление воздействий,
выбранных (на основании определённой
информации) из множества возможных и
направленных на поддержание или улучшение
функционирования какой-либо системы.
Являясь специфически человеческой функцией,
управление в обществе, где в качестве
субъекта и объекта выступают человек
либо разнообразные социальные группы
и организации, может быть определенно
как целенаправленное, планомерное и систематическое
информационное воздействие субъекта
управления на его объект, с корректирующим
учётом изменений, происходящих в последнем.
Управление предполагает не подавление,
манипуляцию, навязывание объекту противоречащих
его природе требований, а напротив - максимальный
учёт его особенностей, согласование каждого
действия с логикой его развития, понимание
совокупности его возможностей.
В последнее
время большое внимание
Психологические
методы включают тесты для
определения личных качеств и
оценки возможностей работника.
Большое значение
в управленческой деятельности
придаётся оптимальным нормам
управляемости, под которыми
Успех в
любой сфере деятельности при
приблизительной
Специфика
совместной деятельности
1. Восприятие
подчинёнными внешних воздействий зависит
от различий их психологических структур.
Разные люди (и даже один человек в разное
время) могут реагировать по-разному на
одинаковые воздействия. Руководитель,
отдавая распоряжения сотруднику, рассчитывает,
что оно будет выполнено к определённому
сроку и с определённым результатом. Если
же его не удовлетворяет деятельность
подчинённого по какому-либо из контролируемых
параметров, он может посчитать того бездельником
или неспособным работником. Подчинённый,
в свою очередь, может представить в оправдание
объективные объяснения. Мнение руководителя
при этом может оказаться ошибочным, оправдание
подчинённого - несерьёзным: первый избрал
способ воздействия, не соответствующий
ожиданиям и особенностям второго, который,
в свою очередь, использовал в качестве
средства психологической защиты все
приёмы с целью избежать ущерба для чувства
собственного достоинства и самоуважения.
2. Понимание
одного человека другим не
бывает полным, всецело достоверным.
Человек - сверхсложная система.
Он включён в иерархию общественных отношений,
являясь их выражением и отображением.
Он меняется в соответствии с законом
возрастной асинхронности (в любой момент
времени взрослый человек определённого
календарного возраста может находиться
на разных уровнях физиологического, эмоционального,
мотивационного, социального и сексуального
развития).
Каждый из
нас осознанно и неосознанно
защищается от попыток
Кроме того,
человек обязательно что-то
3. Самооценка
человека всегда субъективна.
Когда мы пытаемся оценить
себя сами, нам мешают те же
ограничения, что и при
4. Содержание
управленческой информации (постановления,
приказы, распоряжения, инструкции) имеет
объективную тенденцию к изменению смысла
в процессе движения по ступеням иерархической
лестницы. Причём такое изменение информации
прямо зависит от количества людей, через
которых она приходит: чем больше сотрудников
знакомиться с информацией и передаёт
её другим людям, тем больше вероятность
отклонения её смысла от первоначального..
5. Сохранение
личного статуса, личностной
6. При высоком
уровне стимулов к работе или
высоких требованиях среды к
человеку нехватка каких-либо
способностей для успешного
Таковы некоторые
особенности, определяющие
При этом
можно выделить следующие
- познавательная:
изучение человека, группы, коллектива
фирмы, организации,
- прогностическая:
определение основных
- проектировочная:
определение целей и задач,
программирование и
- коммуникативно-информационная:
обеспечение формирования, структурирования
и сохранения коммуникационных
сетей; сбор, преобразование и направление
адресатам необходимой информации;
- мотивационная:
обеспечение рационального
- руководства:
руководитель берёт
- организации:
обеспечение реализации целей
и задач управления;
- обучения: передача
знаний, навыков, умений подчинённым;
- воспитания:
обеспечение формирования
- контроля: отражение
соответствия поведения и
- оценки: обеспечение
отражения степени
- коррекции:
внесение необходимых
Многофункциональность
управленческой деятельности в определённой
степени отражает сложность и специфику
человека как объекта управления, заключающуюся
в особенностях его активности.
Во-первых, каждый
человек уникален и неповторим
в силу невозможности
Во-вторых, человек
(и тем более группы людей)
обладает возможностью
В-третьих,
у человека (группы людей) могут
изменяться параметры
Это обстоятельства
принципиально отличают
Кроме названных
обстоятельств специфика
Можно выделить
пять уровней управления.
1. Самоуправление.
2. Управление
индивидуальными (
3. Управление
психологическими переменными
4. Управление
социально-психологическими
5. Управление
факторами среды и
Самоуправление
Самоуправление
- необходимый уровень
Управление
индивидуальными качествами
Данный уровень
управления предполагает
Информация о работе Психологические особенности управленческой деятельности