Психологические особенности личности подростков, страдающих алкогольной зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение психологических особенно-стей подростков с алкогольной зависимостью.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: факторы возникновения алкогольной зависимости.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Историография основных направлений изучения алкогольной зависимости в подростковом возрасте……………………………………..
1.2 Основное понятие алкогольной зависимости и причины ее развития в подростковом возрасте……………………………………………..
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Особенности подросткового возраста………………………………..
2.2 Психологическая характеристика подростков с алкогольной зависимостью…………………………………………………………………….
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Организация и методы исследования…………………………………
3.1.1 Методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)……………………………………………………………………………
3.1.2 Методика Г. Айзенка (EPI)…………………………………………..
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………….
3.3 Психолого-педагогические рекомендации……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Второй фактор - невротизм - описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

Испытуемому предоставляется список вопросов «Приложение Г», затем зачитывается инструкция. Полученные данные обрабатываются с помощью ключа «приложение Д». Инструкция, ключ и обработка данных дублируются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ результатов исследования.

В данной работе, мы провели исследование алкогольной зависимости у подростков с помощью методики Ч.Д. Спилбергера и Г.Айзенка. Исследование проводилось среди группы подростков состоящих из 30 человек 13-14 лет, учащихся  7 класса. Первая группа состояла из 15 подростков, которые страдали алкогольной зависимостью и состояли на учете у нарколога в Оренбургском областном наркологическом диспансере. Вторая контрольная группа состояла из 15 учеников  ГОСШ № 44 г. Оренбурга, которые не страдали алкогольной зависимостью.

При проведении методики Ч.Д. Спилбергера нами были получены баллы, которые мы перевели в проценты. Полученные результаты мы сравнили между первой и второй группой, которые отобразили в «Таблице 1».

 

Таблица – 1 Сравнительная таблица тревожности среди подростков по методике Ч.Д. Спилбергера.

Группа подростков

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

 

Низкий уровень

Умеренный уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Умеренный уровень

Высокий уровень

1 группа

5%

20%

75%

10%

30%

60%

2 группа

35%

60%

5%

55%

35%

10%


 

Полученные результаты показывают нам, что уровень ситуативной тревожности 75% и личностной тревожности 60% у испытуемых первой группы очень высок.

При  высоком показателе уровня ситуативной тревожности  можно сказать, что наши испытуемые находится в состоянии напряжения, беспокойства, озабоченности и нервозности. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Высокий показатель уровня личностной тревожности у испытуемых говорит нам о предрасположенности испытуемых к тревоге и предполагает наличие у них тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Испытуемые второй контрольной группы наоборот проявляют средний показатель ситуативной тревожности - 60% и низкий показатель личностной тревожности- 55%. Мы можем предположить, что в стрессовых ситуациях испытуемые чувствуют определенное напряжение, возникает состояние тревоги, но они способны справляться с таким состоянием самостоятельно и такие ситуации не расцениваются подростками, как опасные для  оценки и престижа.

То есть, можно предположить, что подростки первой группы с алкогольной зависимостью более склонны к состоянию ситуативной и личностной тревожности, чем подростки из второй контрольной группы, не  страдающие алкогольной зависимостью.

Также нами была проведена методика Г. Айзенка. Полученные баллы мы поместили в «Таблицу 2» для сравнения между первой и второй группой.

 

Таблица – 2 Сравнительная таблица среди подростков по методике Г. Айзенка.

Шкалы

Показатели

1 группа (в %)

2 группа (%)

Экстраверсия

15%

50%

Интроверсия

25%

45%

Нейротизм

60%

5%


 

На основании полученных данных мы видим, что у подростков первой группы ярко выраженный нейротизм  – 60%, т.е. испытуемые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому возможно они легковозбудим, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. А также по результатам, мы видим, что к интровертам относятся  25%, а к экстравертам 15%. То есть подросткам из первой группы более присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность, чем гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная приспособляемость.

Подросткам из второй группы более склоны к экстраверсии 50%, то есть им свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, высокая социальная приспособляемость и менее свойственная интроверсия 45% -необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу. Так же средний показатель нейротизма - 5% показывает нам, что подростки второй группы являются эмоционально стабильными.

Подростки из первой и второй группы отвечали на поставленные вопросы правдиво, так как по шкале лжи в двух группах низкие показатели.

На основании проведенных  методик можно сделать вывод, что у подростков из первой группы с алкогольной зависимостью высокий уровень тревожности, как ситуативной, так и личностной. А также высокий уровень эмоциональной нестабильности - нейротизма. Подростки из второй контрольной группы, не страдающие алкогольной зависимостью, отличаются средним уровнем ситуативной тревожностью и низким уровнем личностной тревожности. Для них характерны экстраверсия в большей степени, чем интроверсия, а также наблюдается эмоциональная стабильность.

То есть можно предположить, что для подростков из первой группы с алкогольной зависимостью существует психологическая предрасположенность к развитию алкогольной зависимости, чем у подростков из второй группы, так как у них развита высокая степень тревожности и эмоциональной нестабильности. Возможно, что именно эти качества послужили развитию алкогольной зависимости. В этот не простой период для подростка, когда происходит становление его личности, когда в оценке себя и окружающих постоянно присутствуют противоречия, а также наблюдается повышенная конфликтность со сверстниками, педагогами и родителями, конечно же, такие качества личности как тревожности и эмоциональная нестабильность приводит к тому, что алкоголь дает подростку состояние расслабленности, чувство значимости среди сверстников – «я не хуже других» и ощущение себя взрослой личностью. В результате чего и развивается алкогольная зависимость в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Психолого-педагогические рекомендации.

Проведенное исследование показало, что у подростков наблюдается  повышенный уровень тревожности и эмоциональной не стабильности, что может привести к развитию адиктивного поведения в подростковом возрасте, а также к развитию алкогольной зависимости.

Для оказания помощи таким подросткам необходимо взаимодействие всех структур воспитательно-образовательных учреждений. В школе этот процесс должен быть связан с работой школьного психолога, который обязан проводить коррекционные тренинги с учащимися.

Также от учителей требуется  включение таких подростков в  социально значимую, общественно  оцениваемую деятельность, которая побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности. Эта деятельность становится интересной и значимой для подростка, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели, при этом необходимо включать ребенка в позицию активного участника.

Учителя должны таким  образом организовывать воспитательную работу, чтобы предоставить подросткам возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими, и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Кроме этого, необходимо включать подростков в общественно полезную и трудовую деятельность, которая решает задачи развития познавательного интереса к различным видам труда, формирования основ культуры умственного и физического труда, воспитания высоких моральных качеств, целеустремленности, долга и ответственности.

Очень важна работа с  родителя подростков страдающих алкогольной зависимостью, ведь именно в семье и начинается ранняя алкоголизация детей. Необходимо чтобы родители знали о проблемах своего ребенка, принимали активное участие в решении его проблем, поддерживали его и одобряли. Родителям можно посоветовать:

1. Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.

2. Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.

3. Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.

4. Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

5. Старайтесь на собственном  примере показать, что жить без  алкоголя можно и нужно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так, в нашей работе мы дали обзор истории основных направлений изучения алкогольной зависимости, особенности подросткового возраста и факторов, влияющие на раннюю алкоголизацию подростков.

К психологическим предпосылкам алкогольной зависимости относятся личностные особенности и, прежде всего, не способность приспосабливаться к обстановке, противостоять среде, разрешать конфликты и переносить эмоциональное напряжение. Сюда же относится повышенная тревожность.

Мы провели психодиагностические исследования для того, чтобы проверить гипотезу: что алкогольная зависимость прямо пропорциональна повышенному уровню тревожности и пониженному уровню эмоциональной устойчивости. Проведенное исследование нам показывает, что наша гипотеза подтвердилась. Подростки, страдающие алкогольной зависимостью отличаются повышенной тревожностью и эмоциональной нестабильностью в отличии от здоровых подростков. Однозначно говорить о каких-либо главенствующих факторах мы не в праве. Ведь только совокупность факторов может давать такой печальный результат как алкогольная зависимость в подростковом возрасте.

Немаловажным фактором, влияющим на раннюю алкоголизацию у  подростков, является и семья. Ведь особенности личности подростка формируются главным образом здесь. Особенности организма (в плане реакции на алкоголь) - тоже вина семьи (наследственность). И, наконец, первый опыт подросток чаще всего также получает в семье. Средства массовой информации также играют немаловажную роль.  Ведь сейчас так много различных программ, в которых демонстрируется алкогольные напитки и распитие их, и так мало таких, в которых говорится об их вреде.

Последовательное, этапное  и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике алкогольной зависимости среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии алкогольной ситуации в детско-подростковой популяции России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владимиров Б.С. Клинико-динамическое исследование раннего алкоголизма у подростков женского пола. Автореф. дис. : канд. мед. наук. Томск, 1993. - 24 с.

2. Егоров А.Ю. Особенности алкоголизма в пубертатном и постпубертатном возрасте // Материалы Конгресса по детской психиатрии. 25-28 сентября 2001. Москва, Росинекс. 2001. -  57с.

3. Егоров А.Ю.1 Рано начинающийся алкоголизм: современное состояние проблемы // Вопросы наркологии. 2002. - 122 с.

4. Егоров А.Ю., Дашковский Г.А., Ефимова И.В. Личностные особенности подростков с героиновой и алкогольной зависимостью // VII Всероссийская научно-практическая конференция "Образование в России: медико-психологический аспект": мат-лы конф. Калуга, КПГУ. 2002. - 77 с.

5. Короленко Ц.П. Аддиктивное  поведение. Общая характеристика  и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. – 35 с.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, Выща шк. 1989. - 375 с.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд-е 2-е. 1993. - 255 с.

Информация о работе Психологические особенности личности подростков, страдающих алкогольной зависимостью