Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических особенно-стей подростков с алкогольной зависимостью.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: факторы возникновения алкогольной зависимости.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Историография основных направлений изучения алкогольной зависимости в подростковом возрасте……………………………………..
1.2 Основное понятие алкогольной зависимости и причины ее развития в подростковом возрасте……………………………………………..
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Особенности подросткового возраста………………………………..
2.2 Психологическая характеристика подростков с алкогольной зависимостью…………………………………………………………………….
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Организация и методы исследования…………………………………
3.1.1 Методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)……………………………………………………………………………
3.1.2 Методика Г. Айзенка (EPI)…………………………………………..
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………….
3.3 Психолого-педагогические рекомендации……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. ОСОБЕННОСТИ
ИЗУЧЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ |
|
1.1 Историография основных направлений изучения алкогольной зависимости в подростковом возрасте…………………………………….. |
6 |
1.2 Основное понятие алкогольной зависимости и причины ее развития в подростковом возрасте…………………………………………….. |
10 |
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
РАЗВИТИЮ АЛКОГОЛЬНОЙ |
|
2.1 Особенности подросткового возраста……………………………….. |
13 |
2.2 Психологическая характеристика подростков
с алкогольной зависимостью……………………………………………… |
18 |
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ |
|
3.1 Организация и методы исследования………………………………… |
23 |
3.1.1 Методика «Исследование
тревожности» (опросник Спилбергера)…………………… |
24 |
3.1.2 Методика Г. Айзенка (EPI)………………………………………….. 3.2 Анализ результатов исследования……………………………………. |
25 27 |
3.3 Психолого-педагогические рекомендации…………………………… |
31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
33 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
Злоупотребление алкоголем является одной из основных актуальных проблем не только нашего времени, но и глубокой древности. Необходимо подчеркнуть, что алкогольная зависимость является одним из главных факторов риска возникновения и утяжеления течения других заболеваний и обуславливает смертность от неестественных причин. Наряду с ухудшением физического здоровья меняется и психический облик человека. Больной страдающий алкогольной зависимостью наносит неповторимый вред здоровью и жизни, как самому себе, так и близким людям, соприкасающимся с ним в повседневной жизни.
Актуальность данной работы заключается в том, что алкогольная зависимость в подростковом возрасте - это огромное социальное зло, которое изнутри «разъедает» личность, нанося огромный урон обществу. Для молодого организма алкоголь опасен не только возможностью заболеть алкоголизмом: любое употребление алкоголя искажает или затрудняет развитие личности подростка. Психика подростка очень чувствительна к наркотизации, которая раз начавшись быстро, становится ведущей потребностью в жизни. Она легко конкурирует с социальными потребностями, неминуемо вытесняя их; причём до возникновения у подростка собственно алкоголизма. Именно поэтому проблема ранней алкоголизации подростков является одной из самых актуальных проблем в настоящее время, а также из-за обширного распространения этой зависимости среди молодежи, которая в данное время носит массовый характер.
В связи с этим существует необходимость акцентирования внимания на возникновение зависимости в подростковом возрасте, изучение факторов, влияющих на возникновение у подростка ранней алкоголизации. Накапливая научные данные по этой теме, разбирая проблемы происхождения подростковой алкогольной зависимости, мы можем шаг за шагом справиться с этой бедой.
Изучение особенностей влияния алкоголя на организм имеет давние научные традиции. Механизм формирования алкогольной зависимости у подростка описан в исследованиях таких авторов, как Личко А.Е., Строганов Ю.А., Капанадзе В.Г. , Петракова Т.И., Мос Р. и других.
Целью данной работы является изучение психологических особенностей подростков с алкогольной зависимостью.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: факторы возникновения алкогольной зависимости.
Гипотеза: мы предполагаем, что алкогольная зависимость прямо пропорциональна повышенному уровню тревожности и пониженному уровню эмоциональной устойчивости.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- дать краткий обзор истории изучения алкогольной зависимости;
- дать определение алкогольной зависимости;
- описать особенности подросткового возраста;
-рассмотреть психологические,
социальные и индивидуально-
- провести исследование
для проверки выдвинутой гипоте
- сделать анализ результатов, выводы.
Для исследования алкогольной зависимости в подростковом возрасте использовалась методика Ч.Д. Спилбергера и Г. Айзенка.
Научная разработанность проблемы: Характеризуя степень научной разработанности проблематики алкогольной зависимости у подростков, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете.
В 1960г. было выпушено ряд изданий, например: Емельянцева Н. И. «Девиантные формы поведения у подростков» (1964г), Стрэкинару И. П. «Отклонения в поведении детей» (1969г), в которых рассматривалась алкогольная зависимость, как девиантное форма поведения у подростков.
В 1970-1980 годы ученые стали более углубленно изучать именно причины, протекание и профилактику подростковой алкогольной зависимости. Например: Каратаева Н.Б. , Муратова И.Д., Сидоров П.И. «Организация и содержание противоалкогольной работы со школьниками» (1979г); Энтин Г. М., Лаврентьева П.Н. «Особенности течения алкоголизма у больных, начавших злоупотреблять алкоголем в подростково-юношеском возрасте» (1981г).
С 1990-2000г. стал рассматриваться не только алкоголизм в целом, но и появились исследования в изучении женского алкоголизма: Владимиров Б.С. «Клинико-динамическое исследование раннего алкоголизма у подростков женского пола» (1993г). Также появилось ряд изданий, которые открывали картину алкогольной зависимости у подростков на современном этапе: Егоров А.Ю. «Рано начинающийся алкоголизм: современное состояние проблемы» (2002г).
То есть изучение алкогольной зависимости подростков началось с изучения девиантного поведения, которое продолжилось в изучении причины, развития, лечения и профилактики алкогольной зависимости.
Источниковая база исследования. Для изучения данной темы исследования мы использовали литературу таких авторов, как Короленко Ц.П. Личко А.Е., Сидоров П.И., Митюхляев А.В. , Строганов Ю.А., Капанадзе В.Г. и других. По данной теме в настоящее время существует множество изданий, тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики алкоголизма. С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы.
Практическая значимость: проведенное исследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психокоррекционной работы с подростками.
1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Историография основных направлений изучения алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
Изучение употребления алкоголя среди молодежи в Росси во многом опирается на опыт аналогичных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. проводились в странах Северной Америки и Западной Европы и велись в направлениях:
- изучались средняя распространенность и характер употребления алкоголя учащимися
- определялось наличие закономерностей между успеваемостью и употреблением алкоголя
- исследовалось влияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм
- разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения
Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда дети получали алкогольсодержащие напитки для:
- «укрепления здоровья»,
- «улучшения роста»,
- «аппетита»,
- «облегчения прорезывания зубов»,
- «утоления голода»,
- «согревания»,
- «успокоения» [9, c. 12].
Обследование детей в пяти штатах США, позволило сделать выводы, что из коренных американских детей «спаиваются любящими родителями» 14%, а из детей эмигрантов, выходцев из Европы, – 65%. В Шотландии в ряде мест детям давали соску, смоченную в виски, или поили их водой с примесью алкоголя. В Бельгии был распространен обычай угощать детей водкой -можжевеловкой, а пивом там часто заменяли молоко. В Австрии в зимнее время дети бедняков перед уходом в школу обычно получали стакан водки для «согревания и утоления голода».
В России также были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича среди населения «низшего сословия» было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало весьма устойчивое мнение, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми [10, c. 120].
Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина "Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма" (1902г.). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.
Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, вышедшей с начала 90-х гг. и по 1914 г., позволяет выделить следующие основные направления:
- исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм.
- изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся;
- изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом.
В большинстве работ этого периода использовались методы опроса либо анкетирования.
А. М. Коровин подробно изучил характер алкоголизации детей: что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил - первыми «алкогольными» воспитателями являются родители. Так, родители поят мальчиков в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев. Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин показал значительное отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение.
Легко убедиться, что характер алкоголизации родителей во многом прямо копируется детьми. Принято считать, что алкоголизм родителей не менее чем в половине случаев сопровождается алкоголизмом их детей. Хотя существуют и менее категоричные воззрения: «Потребляющие спиртные напитки семьи встречаются несколько чаще среди пьющих подростков – 73,4%, чем среди непьющих – 67,3%. Разница, однако, настолько невелика, что отнести воздержание от алкоголя непьющих целиком за счет семейного влияния нельзя» [2, c. 30].
Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние родителей в приобщении детей к спиртному.
Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками.
Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков, можно заметить, что алкогольное поведение подростков, подростковый алкоголизм, преимущественно определяется следующими факторами: алкогольное поведение матери оказывает определяющее воздействие на алкоголизацию прежде всего дочерей, в свою очередь поведение отцов имеет определяющее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников определяется тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля.
Выделяется несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной среды и установками индивида в отношении алкоголизации:
- так называемой «абстинентной культуре» соответствует установка на полное воздержание;
- «допускающая» установка соответствует «либеральной культуре», однако при этом запрещается откровенное пьянство;