Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических особенно-стей подростков с алкогольной зависимостью.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: факторы возникновения алкогольной зависимости.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Историография основных направлений изучения алкогольной зависимости в подростковом возрасте……………………………………..
1.2 Основное понятие алкогольной зависимости и причины ее развития в подростковом возрасте……………………………………………..
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Особенности подросткового возраста………………………………..
2.2 Психологическая характеристика подростков с алкогольной зависимостью…………………………………………………………………….
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Организация и методы исследования…………………………………
3.1.1 Методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)……………………………………………………………………………
3.1.2 Методика Г. Айзенка (EPI)…………………………………………..
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………….
3.3 Психолого-педагогические рекомендации……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...
Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся всё более обобщёнными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться.
Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что может, приводит к повышению агрессивности и конфликтности. Все это может являться предрасположенностью к развитию алкогольной зависимости.
2.2 Психологическая характеристика подростков с алкогольной зависимостью.
Результаты различных исследований позволили выделить семь уровней вовлеченности учащихся старших классов в употребление спиртных изделий [2, c. 10].
Нулевой уровень характеризует школьников, не знакомых с опьянением и эйфоризирующим действием спиртного. Алкоголь не употребляется ими либо в соответствии с традициями семьи, либо благодаря личной установке на полную трезвость. Отношение к спиртным изделиям активно (реже — пассивно) отрицательное. У школьников данной группы выработана личная стратегия поведения, направленная на отказ от употребления алкоголя в любых ситуациях.
I уровень — начальный,
характеризуется единичными
II уровень — эпизодическое
III уровень — уровень высокого
риска развития алкоголизма,
Мотивы употребления: улучшить настроение, повысить тонус или расслабиться, повысить уверенность в себе, весело провести время в компании, временно уйти от реальности.
Учащиеся с III уровнем вовлеченности в употребление алкоголя нуждаются в мерах социального контроля, ограничивающих развитие пьянства. Еще существует вероятность прекратить пьянство на основе убедительного разъяснения реальной опасности развития алкоголизма в ближайшее время. Существенно могут повлиять также медицинские и психологические меры воздействия, направленные на профилактику и лечение дисгармонии в формировании характера и личности.
IV уровень — уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Учащиеся сами становятся активными инициаторами выпивок. Отношение к алкоголю, безусловно, положительное. Частота его потребления — несколько раз в неделю. Влечение к спиртному отмечается не только в вечерние часы, но и в течение всего дня. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние, а эйфория от спиртного бывает особенно яркой. Алкоголь используется как допинг, как регулятор поведения и настроения. Теряют значение конструктивные, одобряемые обществом мотивы, связанные с обучением, повышением профессионального уровня, интересами семьи, укреплением здоровья, творческими увлечениями. Прерываются контакты с прежними друзьями, а новые знакомства, как правило, обусловлены совместным употреблением алкоголя.
К мотивам употребления спиртного, выявленным для III уровня, добавляется стремление уйти от неприятностей. В той же степени, что и на III уровне, мотивы отказа от алкоголя также не формируются или обусловлены санкциями со стороны социальных институтов.
Характерно, что на IV уровне вовлеченности в употребление алкоголя учащиеся (теперь уже фактически больные) оказывают выраженное сопротивление попыткам ограничить их пьянство. Тем не менее, меры запретительного и воспитательного характера еще могут подействовать. Возрастает роль медицинского вмешательства. Лечение у нарколога, постоянный контроль со стороны учебного заведения, семьи как во время активной терапии, так и в последующем оставляют надежды на успешное преодоление алкогольной болезни.
V уровень — уровень физической зависимости от алкоголя. На фоне усиливающейся психической зависимости от алкоголя формируется повышенная переносимость спиртного, подавляется защитная рвотная реакция на его передозировку. Все чаще нарушается память в периоды опьянения. Наблюдаются изменения личности алкогольной природы, происходит десоциализация. Основным признаком этого уровня вовлеченности в употребление алкоголя является похмелье, или абстинентный синдром.
Мотивы употребления алкоголя на V уровне алкоголизации: устранить плохое самочувствие — следствие предыдущей выпивки, добиться эйфории, устраниться от реальности, повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время, забыть неприятности. Мотивы отказа от спиртного обусловлены страхом перед санкциями со стороны социальных институтов, ухудшением здоровья, желанием жить, как «другие люди». Иногда на этой стадии подростки уже понимают болезненный характер своего состояния. Они то ищут помощи, чтобы избавиться от своего пристрастия к хмельному, то оказывают отчаянное сопротивление любым попыткам ограничить их пьянство. Налицо — борьба мотивов. Такие юноши нуждаются в продолжительном лечении и постоянном контроле. Длительные меры запретительного характера и перевоспитание необходимы для поддержания ремиссий, состояний воздержания от алкоголя.
VI уровень вовлеченности в употребление алкоголя — конечный уровень алкогольного распада личности.
Для него характерно нарастание признаков предыдущего этапа алкоголизма и появление новых симптомов. Снижается переносимость спиртных напитков, развивается запойное пьянство, когда спиртное употребляется несколько дней подряд с утра до вечера. Психическая зависимость от алкоголя во многом перекрывается тяжелой физической зависимостью; прежней яркой эйфории от алкоголя не возникает. Наблюдаются типичные изменения формы опьянения: со сниженным настроением, злобностью, страхами и галлюцинациями. Характерно алкогольное поражение внутренних органов. Нарастают изменения личности, постепенно развивается алкогольное слабоумие.
Мотивы употребления близки к мотивам V уровня вовлеченности: доминирует стремление устранить болезненное состояние, вызванное предыдущим приемом спиртного. А мотивы отказа от его потребления продиктованы желанием поправить расстроенное здоровье, страхом перед санкциями социальных институтов и конфликтом с обществом.
На VI уровне употребления спиртных изделий больные периодически ищут помощи, обращаются за лечением. Но часто прерывают лечение, вновь запивая. Они нуждаются в постоянной и длительной терапии, в продолжительно и постоянно действующих мерах запретительного и перевоспитательного характера.
Таков далеко не полный анализ причин и условий возникновения алкогольной зависимости у подростков . Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения — показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе «смену» из молодых. Начиная борьбу с такой порочной преемственностью, необходимо помнить, что предупредительные меры дают наиболее ощутимые результаты. Поэтому борьба с пьянством и алкоголизмом у подростков, гораздо действеннее борьбы со сформировавшимся алкоголизмом взрослых, хотя значительный успех может быть гарантирован лишь при фронтальном научно обоснованном наступлении на пьянство населения во всех возрастных группах.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Организация и методы исследования.
Экспериментальное исследование по изучению алкогольной зависимости в подростковом возрасте проводилось среди группы подростков, состоящих из 30 человек 13-14 лет, учащихся 7 класса. Первая группа состояла из 15 подростков, которые страдали алкогольной зависимостью и состояли на учете у нарколога в Оренбургском областном наркологическом диспансере. Вторая контрольная группа состояла из 15 учеников ГОСШ № 44 г. Оренбурга, которые не страдали алкогольной зависимостью.
Объект исследование: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: факторы возникновения алкогольной зависимости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что алкогольная зависимость прямо пропорциональна повышенному уровню тревожности и пониженному уровню эмоциональной устойчивости.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
а) Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
б) Изучить особенности алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
в) Сформулировать рекомендации по воспитательной работе с подростками, страдающими алкогольной зависимостью.
Исследование проводилось в несколько этапов:
а) организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик.
б) исследовательский этап – использовались методики Ч.Д. Спилбергера и Г. Айзенка.
в) аналитический этап эксперимента - анализ, сравнение данных полученных данных, подбор психолого-педагогических рекомендаций, направленных на профилактику алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
3.1.1 Методика «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
Целью данной методики является оценка уровня личностной и ситуативной тревожности.
Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит
из 2 частей, раздельно оценивающих ситуатив
Испытуемому зачитывается инструкция, предоставляются бланки с вопросами по шкале СТ «Приложение А» и по шкале ЛТ «Приложение Б». Полученные результаты подсчитываются по ключу (приложение В).
3.1.2 Методика Г. Айзенка (EPI).
Целью данной методики является возможность исследовать уровень экстраверсии - интроверсии и нейротизма.
Личностный опросник Айзенка (ЕРI) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника.
Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.
Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.