Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:52, курсовая работа
Цель работы – изучить психологические особенности конфликта как типа взаимодействия.
Задачи работы:
1) выявить теоретические основы конфликта как типа взаимодействия: определить понятие и признаки конфликта, выделить мотивы и цели участников конфликтного взаимодействия, проанализировать регуляторы конфликтного взаимодействия.
2) провести экспериментальное исследование психологических особенностей конфликта как типа взаимодействия: определить методику исследования, провести эксперимент, обработать и проанализировать полученные результаты.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТА КАК ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…
5
1.1. Понятие и признаки конфликта……………………………………….
5
1.2. Мотивы и цели участников конфликтного взаимодействия……….
11
1.3. Регуляторы конфликтного взаимодействия…………………………
17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТА КАК ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………………………………….
23
2.1. Методика исследования……………………………………………….
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...
Из приведенных табличных данных значимых корреляций можно выделить наибольшие из них: высокая корреляция между октантами VII и VIII, что является вполне логичным, так как деятельность группы направлена на альтруистическую деятельность и работу с большими группами людей; также между октантами I и II, III и IV, что может свидетельствовать о том, что существует некий стереотип руководителя (так как большинство испытуемых – сотрудники, которые определяли реальное и идеальное «Я» своего руководителя), который влияет на объективность оценки конкретного человека. Что касается значимых связей между параметрами Теста 1 и Теста 2, выявлены следующие: отрицательная корреляция между направленностью «Я» и I и VII, что говорит о том, что в группе авторитарность и конформизм противоположны направленности на себя («Я»); также между «О» и V, VI, VII, VIII, что говорит о том, что степени подчиняемости, зависимости, конформизма и альтруистичности соответствует степень направленности на общение («О»). По данным таблиц видно, что наибольшая корреляция прослеживается именно между Я-и. (Тест 1) и направленностью. Это может означать, что представление человека об идеале и направленность его поведения взаимосвязаны. Так, идеал человека выражается в стремлении к этому идеалу, которое, в свою очередь, отражается в деятельности, в ее направленности.
2.3. Результаты исследования
Качественный анализ полученных данных
Тест 1.:
Путем наглядного сравнения дискограмм можно увидеть различие между представлениями разных испытуемых.
Левый сектор дискограммы – разброс признаков между главными ориентациями: доминирование-подчинение и враждебность. Правый сектор: доминирование-подчинение и дружелюбие. Нижний сектор: подчинение и дружелюбие-враждебность. Верхний – домонирование и дружелюбие-враждебность.
Тест 2.:
Сравнивая табличные данные, можно выделить максимальные и минимальные значения по каждой направленности, а также их соотношения у разных испытуемых:
Я : max - 19 баллов (исп.4).
- min - 4 балла (исп.2 и 1).
О : max- 40 баллов (исп.2 и 3).
min - 20 баллов (исп.4).
Д : max - 42 балла (исп.5, 1 и 4).
min - 31 балл (исп.3).
По результатам прослеживалась явная тенденция: все мужчины в группе направлены на общение (О), а женщины – на дело (Д). Таким образом, существовал полоролевой конфликт. Также имел место деловой конфликт, так как у одной из главных конфликтующих сторон (исп.4) был максимальный балл по «Я» и «Д», а у противоположной ей стороны (исп.1) – минимальный балл по «Я» и максимальный по «Д», то есть направленность на дело у руководителя, как и у остальных членов группы, не связана с его «Я», но - с альтруистической деятельностью.
Исп.1:
У данного испытуемого профили Я-р. и Я-и. почти противоположны. Это может вызывать внутренний конфликт как чрезмерное стремление к противоположным типам отношений, которые явно далеки от реальных. Профиль реального Я подчиненного (Он-р.) также направлен в прямо-противоположную сторону от реального Я самого исп.1. Следовательно, в данном случае сравнительно высокая агрессивность и эгоистичность (октанты III и II) могут быть объяснены этим внутренним конфликтом. Но с другой стороны, имеются такие же высокие показатели по дружелюбию и альтруистичности (VII и VIII) ( для Я-р. и Я-и.). Это создает противоречивые тенденции в поведении личности. К тому же имелись еще две противоположные тенденции: авторитарность и зависимость, которые, конфликтуя друг с другом, также приводили личность к дисгармонии, которая могла проявляться вовне в виде агрессивности и т.п.
Исп.2:
У этого испытуемого Я-р. было близко к Я-и. и Он-и., то есть идеальному «Я» начальника. Причем имелся максимальный показатель в группе по октанте VIII (альтруистичность) в профиле Я-и. Имевшиеся противоречивые тенденции в поведении: агрессивность и альтруистичность, авторитарность и подчинение. Конфликт между авторитарностью и подчинением может приводить к определенному агрессивному поведению, которое часто имеет бессознательную природу и не контролируется. В то же время человек осознавал это, стремясь к альтруистичности (Я-и.). Интересно, что у данного испытуемого в отличие от остальных членов группы профиль Я-р. начальника имел очень высокие и в некоторых октантах завышенные показатели: I – 14 баллов (авторитарность), VII – 12 баллов (дружелюбие). По данным сводной таблицы 2 у этого члена группы был максимальный показатель по шкале «доминирование» - 8,8 баллов, то есть он являлся потенциальным скрытым лидером в группе.
Исп.3:
В данном случае мы видим, что левый сектор дискограммы, соответствующий Я-р. этого испытуемого, идентичен этому же участку профиля Я-р. испытуемого 4. Однако их правые сектора сильно отличаются. У исп.3 явная предрасположенность к подчинению (уступчивости), зависимости, дружелюбию и альтруистичности. Причем максимально выражена октанта V, то есть подчинение. Здесь доминирует правый сектор, особенно его нижняя часть. Поэтому можно говорить о том, что этому человеку свойственно подчинение и дружелюбие. Его Я-и. почти идентично Я-и. начальника. Я-р. начальника (Он-р.) приближено к его Я-и. Мы видим, что у исп.3 имеются противоположные тенденции: с одной стороны ярко выражены эгоистичность и агрессивность, с другой – дружелюбие и альтруистичность. У данного испытуемого конфликт существует внутри его личности. Это может усиливаться склонностью к подчинению и зависимости, которые выражаются внешне, а внутри возникает раздражение из-за тенденции к эгоистичности, что приводит к внешней агрессивности. В целом же по общим подсчетам у исп.3 средний показатель по шкале «дружелюбие» (1,8) и минимальный – по «доминированию» (-4,8).
Исп.4:
В данном случае доминирует левый нижний сектор, что говорит о склонности к подчинению и враждебности. У исп.4 Я-и. и Я-р. не имеют противоположных тенденций, кроме стремления к чуть большей альтруистичности (VIII). При этом есть стремление уменьшить склонность к агрессивности, подозрительности и подчинению. Максимальное значение в профиле Я-и. исп.4 имеет эгоистический тип отношений (уверенность в себе) – II. Профили Я-и., Он-р. и Он-и. находятся близко к центру окружности, что по Т.Лири означает высокую степень связи между главными осями (доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. По данным сводной таблицы, у исп.4 – минимальный балл в группе по дружелюбию (-11,3), т.е. максимальная агрессивность, и сравнительно высокий – по доминированию (1,9).
Исп.5:
Здесь в Я-р. и Я-и. преобладает правый сектор, в особенности октанты V, VII и VIII, т.е. подчинение, дружелюбие и альтруистичность, что говорит о склонности к подчинению и дружелюбию. Минимально выражены – I и IV, т.е. авторитарность и подозрительность. Я-и. по конфигурации повторяет Я-р.. Преобладает экстремально-выраженное стремление к альтруистичности и дружелюбию (VIII и VII). Образ реального Я начальника менее «дружелюбен», чем собственный, и скорее имеет противоположные тенденции: максимально выражены – I, II, IV, VII . Я-и. и Он-и. почти совпадают, что говорит о стремлении к одному идеалу (не зависимо от занимаемой должности). По данным сводной таблицы, у исп.5 – один из самых высоких показателей в группе по дружелюбию (8,9) и один из минимальных – по доминированию (-1,5).
Исп.6:
У данного испытуемого в отличие от остальных – экстремально-высокие показатели по октантам VII и VIII, что является неадекватным поведением, вызывающим дискомфорт. Поэтому, как мы видим, Я-и. по этим показателям – намного меньше, хотя и повторяет Я-р. по форме. Он-и. и Я-и. почти совпадают. Близко к ним и Он-р. У исп.6 был максимальный балл в группе по дружелюбию (17,8!), при средей степени доминирования (4,6).
Исп.7:
В данном случае профиль личности был практически ровный по всем показателям, выделяется только склонность к подчиняемости (V). Профиль Я-и. почти повторяет по форме Я-р. Однако, острием профили направлены в противоположные стороны в секторе «доминирование-дружелюбие»: правый нижний сектор – подчинение-дружелюбие (Я-р.) и правый верхний – доминирование-дружелюбие (Я-и.). У данного испытуемого Я-и., Он-р. и Он-и. практически совпадали. Это говорит о том, что этот член группы рассматривал своего начальника (исп.1) как собственный идеал, к которому он стремился. Математически это показывают показатели по дружелюбию (один из максимальных, 8,9) и доминированию (один из минимальных, -0,2).
Итак, сравнивая дискограммы можно увидеть, что у всех испытуемых преобладает правый сектор, кроме исп.4, у которого преобладает левый при отсутствии даже стремления к октантам правого верхнего сектора. По результатам исследования именно у исп.4 наблюдался ярко выраженный конфликт с начальником (исп.1). Причину этого конфликта можно объяснить тем, что у обоих имеются высокие показатели по эгоистичности и агрессивности. У исп.4 это еще дополняется отсутствием альтруистичности и подчиняемости, тогда как видно, что альтруизм в группе занимает первое место на ценностном уровне. Отсутствие авторитарности у исп.4 приводило к внешнему подчинению, но высокая независимость (низкий балл по VI) может выражаться в действиях по собственному умышлению, а не, как сказал начальник. В то же время повышенная авторитарность (I) начальника проявляется во внешнем доминировании, но у него такая же высокая зависимость (VI), что выражается в зависимости его действий от мнения других и стремлении ему соответствовать. Интересно, что профиль личности Я-р. начальника у исп.4 повторяет конфигурацию Я-р. исп.4. В нем также отсутствует альтруистичность! Проанализировав и остальные профили, можно заметить сходную тенденцию приписывать собственные черты личности другому, и в большинстве случаев это выражается в зеркальной косо- или прямо-симметричности профилей Я-р. и Он-р. (так как две крайности являются одним целым, т.е. проявлением одного и того же качества). Сравнив объективные и субъективные представления о личности начальника, можно утверждать, что это сугубо субъективное отношение, которое складывается исходя из собственных склонностей к подобному поведению. То есть человек судит по себе, но не подходит к другому с объективной точки зрения, со стороны. Картина усугублялась тем, что у исп.4 Я-и. и Он-и. прямо-противоположны! Это свидетельствует о том, что человек разделяет людей по положению и обязанностям, не рассматривает людей как равных. Так, по его мнению, начальник не должен обладать альтруистичностью. Конфликт усиливался еще и тем, что, по результатам Теста 2, оба испытуемых - исп.1 и 4 - направлены на дело (Д), – максимальный балл в группе - 42, но у исп.1 – минимальный балл по (Я) – 4, а у исп.4 – максимальный – 19, что подтверждается и в тесте 1 (минимальный балл по шкале «дружелюбие», -11,3).
Что касается конфликтов между исп.4 и 3, то это объясняется их взаимо-недополняемостью, так как у обоих – высокая степень эгоистичности и агрессивности. Это еще и полоролевой конфликт (исп.3 – м.., исп.4 – ж.). С другой стороны, этот конфликт усугублялся различием в ценностных приоритетах на уровне реального и идеального: у исп.3 – завышенный балл по VIII (альтруистичность), а у исп.4 – заниженный.
Конфликт между исп.3 и 1 объясняется похожей ситуацией, так как у исп.1 также повышены эгоистичность и агрессивность. Данный конфликт усиливался полоролевыми отношениями и отношениями между начальником и подчиненным, а также тем, что исп.1 направлен на дело (Д), а исп.3 – на общение (О) – максимальный балл – 40.
Конфликт между исп.1 и 5 можно объяснить тем, что у исп.5 при отсутствии авторитарности не было и зависимости, а у исп.1 при повышенной авторитарности – такая же высокая зависимость. Здесь конфликт принимает форму конфликта между исп.1 и 4, только в мягкой форме, так как у исп.5 не проявлены эгоистичность и агрессивность. Но в действиях исп.5 руководствуется собственным мнением, а не словами начальника, хотя внешне выполняет его поручения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, целью людей в конфликте является изменение ситуации в благоприятную для себя сторону. Предметная сторона конфликта связана с той конкретной зоной противоречий, которые существуют между участниками ситуации. Социальный аспект конфликта описывается через характер отношений участников ситуации и их эмоциональных установок относительно друг друга. Эмоциональные аспекты конфликта, ограничивая или не ограничивая действия участников в предметной сфере, могут выполнять своего рода корректирующую функцию.
Цели, связанные с предметной стороной конфликта, теоретически могут быть достигнуты как с помощью конкурентного, так и с помощью кооперативного поведения, как в результате «борьбы», так и в результате договоренностей. Цели и установки участников конфликта относительно друг друга также могут не вести к определенному типу взаимодействия.
Участник конфликта может ориентироваться на общий «выигрыш» - пытаться решить проблему с максимальным учетом интересов обеих сторон, сохранить отношения с партнером, не считать себя «более правым», чем другой. Установки участников могут различаться: можно быть готовым к общему «выигрышу» в решении проблемы, но хотеть «эмоциональной победы» и признания собственной правоты.
Описание детерминант поведения людей в той или иной ситуации взаимодействия требует обращения к трем группам факторов – «объективным» факторам ситуации, социальным и личностным детерминантам.
К факторам ситуации, определяющим взаимодействие участников конфликта, выбор ими тех или иных стратегий и тактик поведения, а следовательно, и развитие конфликтного процесса, традиционно относят общий контекст конфликтной ситуации, наличие в этом контексте факторов, осложняющих или смягчающих остроту противостояния сторон.
Очевидное и важнейшее значение для выбора поведения в социальной ситуации взаимодействия имеют психологические ориентации или установки его участников. Обычно понятием психологической установки обозначают более или менее устойчивый комплекс когнитивных и мотивационных ориентации на данную ситуацию, который выполняет функцию регуляции выбора стратегии поведения и реакций в этой ситуации.
Информация о работе Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия