Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:02, курсовая работа
Проблема сиротства в России всегда была актуальной. Всю первую половину XX столетия страну потрясали катаклизмы, которые приводили к повальному увеличению количества детей-сирот. В период с 60-х по 80-е года это количество уменьшилось, что объясняется стабилизацией в политической и экономической жизни страны, официальной политикой государства. Очередная волна роста количества детей-сирот пришлась на начало 90-х годов.
1. Введение 3
2. Понятие и причины сиротства. Социальное сиротство 6
3. Психологические, физические и социальные последствия сиротства 9
4. Феномен «МЫ» в условиях детского дома 14
5. Формирование гендерной идентичности у детей,
воспитывающихся в детских домах 16
6. Особенности развития когнитивной сферы у детей, воспитывающихся вне семьи 18
7. Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи 21
8. Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома 24
9. Заключение 30
10. Список литературы 31
Заключение
Анализ различных данных по проблематике представленной работы позволил определить понятие и причины сиротства, рассмотреть особенности развития личности и самосознания у детей – сирот, выявить психолого-социально-
Рассмотренные нарушения в развитии самосознания, в личностном, психологическом и социальном становлении детей, воспитывающихся в детских домах, приводят к простой мысли, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития, трудности обучения и воспитания детей в детском доме, является отсутствие положительного влияния семьи. Сам по себе этот факт очевиден и отмахнуться от него просто невозможно.
Дети, воспитывающиеся вне семьи – явление хоть и позорное для общества, аномальное по сути, но всё же - это факт социальной действительности, оформившийся в отдельный институт.
Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, лучше они или хуже, чем у обычного ребёнка, они просто другие - с иным складом личности, сознания и самосознания. И более того, есть основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей. Об этом нельзя забывать. Таким детям обязательно требуется помощь педагогов и психологов
Воспитание в условиях детского дома формирует особый социальный- психологический тип личности, которая несёт на себе этот особенный своеобразный отпечаток всю последующую жизнь. И очень важно, смогли ли окружающие, воспитывающие сироту, люди помочь ему осознанно встать на свой жизненный путь.
Список литературы:
1. Авдеева, Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка/ Н. Н. Авдеева.– Москва, 2003.– 173с.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. — Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.
3. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Дошкольное воспитание,1953, № 2.
4. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. — В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М.,1981.
5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М.,1995.
6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович.– Москва, 1968.– 367с.
7. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л. И. Божович//Вопросы психологии, №2, 1979.– с.23-41.
8. Буянов, М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи/ М. И. Буянов.– Москва, 1988.– 268с.
9. Возрастные особенности психического развития детей/ под ред. М. И. Лисиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1982.– 264с.
10. Вы решили усыновить ребёнка/ под ред. Г. С. Красницкой.– Москва, 2001.– 157с.
11. Залысина, И. А., Смирнова, Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи/ И. А. Залысина, Е. О. Смирнова// Вопросы психологии, №4, 1985.– с.31-37.
12. Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг.– Санкт – Петербург, 2004.– 738с.
13. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., l982.
14. 3axаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли
родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1.
15. Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.— М., 1979.
16. Новейший психологический словарь/ Под редакцией В. Б. Шапаря.– Изд-во «Феникс», 2005.– 808 с.
17. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник. Психическое развитие воспитанников детского дома/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Москва, 1990.– 89с.
18. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва, 1991.– 338с.
19. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005.– 400с.
20. Проблемы социального сиротства / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 1999.– 327с.
21. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности/ под ред. В. С. Мухиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1989.– 158с.
22. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах
и школах-интернатах., М.,1986.
23. Раттер, М. Помощь трудным детям/ М. Раттер.– Москва, 1987.– 265с.
24. Столин В.В. Самосознание личности., М.,1983.
25. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребёнка/ Г. Т. Хоментаускас.– Москва, 1989.– 286с.
29
[1] Возрастные особенности психического развития детей/ под ред. М. И. Лисиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1982 – с. 56-57
[2] Залысина, И. А., Смирнова, Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи/ И. А. Залысина, Е. О. Смирнова// Вопросы психологии, №4, 1985.– с.31-37
[3] Столин В.В. Самосознание личности., М.,1983
[4] 3axаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли
родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1
[5] 3axаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли
родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1
[6] Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте/ Й. Лангмейер, З. Матейчек.– Прага, 1984 – с.286
[7] Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005 – с.203-205
[8] Проблемы социального сиротства / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 1999 – с. 146-147
[9] Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник. Психическое развитие воспитанников детского дома/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Москва, 1990 – с. 24-26
[10] Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг.– Санкт – Петербург, 2004 – с. 368
[11] Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва, 1991 – с. 187
[12] Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности/ под ред. В. С. Мухиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1989 – с. 64
[13] Раттер, М. Помощь трудным детям/ М. Раттер.– Москва, 1987 – с. 53-54
[14] Вы решили усыновить ребёнка/ под ред. Г. С. Красницкой.– Москва, 2001 – с. 27
[15] Новейший психологический словарь/ Под редакцией В. Б. Шапаря.– Изд-во «Феникс», 2005 – с. 168
[16] Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005- с. 170
[17] Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., l982
[18] Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление
личности дошкольника - Психологические основы формирования личности в
условиях общественного воспитания.— М., 1979
[19] Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и
школах-интернатах., М.,1986
[20] Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. Под ред.
Р.В.Тонковой-Ямпольской и др., М.,1991
Информация о работе Психологические особенности детей,воспитывающихся в детских домах