Психологические особенности детей,воспитывающихся в детских домах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Проблема сиротства в России всегда была актуальной. Всю первую половину XX столетия страну потрясали катаклизмы, которые приводили к повальному увеличению количества детей-сирот. В период с 60-х по 80-е года это количество уменьшилось, что объясняется стабилизацией в политической и экономической жизни страны, официальной политикой государства. Очередная волна роста количества детей-сирот пришлась на начало 90-х годов.

Оглавление

1. Введение 3
2. Понятие и причины сиротства. Социальное сиротство 6
3. Психологические, физические и социальные последствия сиротства 9
4. Феномен «МЫ» в условиях детского дома 14
5. Формирование гендерной идентичности у детей,
воспитывающихся в детских домах 16
6. Особенности развития когнитивной сферы у детей, воспитывающихся вне семьи 18
7. Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи 21
8. Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома 24
9. Заключение 30
10. Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Анализ различных данных по проблематике представленной работы позволил определить понятие и причины сиротства, рассмотреть особенности развития личности и самосознания у детей – сирот, выявить психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома, изучить особенности поведения, проблемы социально – психологической дезадаптации детей, воспитывающихся вне семьи, методы психологической коррекции и поддержки детей в условиях детского дома.

           Рассмотренные нарушения в развитии самосознания, в личностном, психологическом и социальном становлении детей, воспитывающихся в детских домах, приводят к простой мысли, что  критическим  фактором,  определяющим  особенности  психического развития, трудности обучения и воспитания детей в детском доме, является отсутствие положительного влияния семьи. Сам по себе этот  факт  очевиден  и отмахнуться от него просто невозможно.

        Дети, воспитывающиеся вне семьи – явление хоть и позорное для общества, аномальное по сути, но всё  же - это  факт  социальной  действительности, оформившийся в отдельный институт.

       Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, лучше они или хуже, чем у обычного ребёнка, они просто другие -  с  иным складом личности, сознания и самосознания. И более того, есть основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей. Об этом нельзя забывать. Таким детям обязательно требуется помощь педагогов и психологов

       Воспитание в условиях детского дома  формирует  особый  социальный- психологический  тип личности, которая несёт на себе этот особенный  своеобразный  отпечаток  всю последующую жизнь.  И  очень  важно,  смогли  ли  окружающие,  воспитывающие сироту, люди помочь ему осознанно встать на свой жизненный путь.

 

Список литературы:

 

1.      Авдеева, Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка/ Н. Н. Авдеева.– Москва, 2003.– 173с.

2.      Ананьев Б. Г. К постановке  проблемы  развития  детского  самосознания.  —   Изв. АПН РСФСР, вып. 18.  М., 1948.

3.      Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей.  Дошкольное                              воспитание,1953, № 2.

4.      Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе  некоторых форм девиантного поведения. — В  кн.:  Семья  и  личность.  Тезисы  докладов   Всесоюзной конференции. М.,1981.

5.      Белопольская Н.Л.  Половозрастная  идентификация.  Методика  исследования детского самосознания., М.,1995.

6.      Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович.– Москва, 1968.– 367с.

7.      Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л. И. Божович//Вопросы психологии, №2, 1979.– с.23-41.

8.      Буянов, М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи/ М. И. Буянов.– Москва, 1988.– 268с.

9.      Возрастные особенности психического развития детей/ под ред. М. И. Лисиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1982.– 264с.

10. Вы решили усыновить ребёнка/ под ред. Г. С. Красницкой.– Москва, 2001.– 157с.

11. Залысина, И. А., Смирнова, Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи/ И. А. Залысина, Е. О. Смирнова// Вопросы психологии, №4, 1985.– с.31-37.

12. Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг.– Санкт – Петербург, 2004.– 738с.

13. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., l982.

14. 3axаров  А.  И.  Психологические  особенности  восприятия   детьми   роли

      родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1.

15. Лисина М. И. Пути влияния семьи  и  детского  учреждения  на  становление личности  дошкольника  -  Психологические  основы  формирования  личности  в условиях общественного воспитания.— М., 1979.

16. Новейший психологический словарь/ Под редакцией В. Б. Шапаря.– Изд-во «Феникс», 2005.– 808 с.

17. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник. Психическое развитие воспитанников детского дома/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Москва, 1990.– 89с.

18. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва, 1991.– 338с.

19. Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005.– 400с.

20. Проблемы социального сиротства / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 1999.– 327с.

21. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности/ под ред. В. С. Мухиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1989.– 158с.

22. Психологические рекомендации  по  воспитанию  детей  в  детских  домах                      

       и школах-интернатах., М.,1986.

23. Раттер, М. Помощь трудным детям/ М. Раттер.– Москва, 1987.– 265с.

24. Столин В.В. Самосознание личности., М.,1983.

25. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребёнка/ Г. Т. Хоментаускас.– Москва, 1989.– 286с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 



[1] Возрастные особенности психического развития детей/ под ред. М. И. Лисиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1982 – с. 56-57

[2] Залысина, И. А., Смирнова, Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи/ И. А. Залысина, Е. О. Смирнова// Вопросы психологии, №4, 1985.– с.31-37

[3] Столин В.В. Самосознание личности., М.,1983

 

[4] 3axаров  А.  И.  Психологические  особенности  восприятия   детьми   роли

родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1

 

[5] 3axаров  А.  И.  Психологические  особенности  восприятия   детьми   роли

родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1

 

[6] Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте/ Й. Лангмейер, З. Матейчек.– Прага, 1984 – с.286

[7] Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005 – с.203-205

[8] Проблемы социального сиротства / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 1999 – с. 146-147

[9] Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Младший школьник. Психическое развитие воспитанников детского дома/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Москва, 1990 – с. 24-26

[10] Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг.– Санкт – Петербург, 2004 – с. 368

[11] Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва, 1991 – с. 187

[12] Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности/ под ред. В. С. Мухиной.– Москва, изд-во «Просвещение», 1989 – с. 64

[13] Раттер, М. Помощь трудным детям/ М. Раттер.– Москва, 1987 – с. 53-54

[14] Вы решили усыновить ребёнка/ под ред. Г. С. Красницкой.– Москва, 2001 – с. 27

[15] Новейший психологический словарь/ Под редакцией В. Б. Шапаря.– Изд-во «Феникс», 2005 – с. 168

[16] Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005- с. 170

[17] Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., l982

 

[18] Лисина М. И. Пути влияния семьи  и  детского  учреждения  на  становление

личности  дошкольника  -  Психологические  основы  формирования  личности  в

условиях общественного воспитания.— М., 1979

 

[19] Психологические рекомендации  по  воспитанию  детей  в  детских  домах  и

школах-интернатах., М.,1986

 

[20] Социальная  адаптация  детей   в   дошкольных   учреждениях.   Под   ред.

Р.В.Тонковой-Ямпольской и др., М.,1991

 


Информация о работе Психологические особенности детей,воспитывающихся в детских домах