Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:02, курсовая работа
Проблема сиротства в России всегда была актуальной. Всю первую половину XX столетия страну потрясали катаклизмы, которые приводили к повальному увеличению количества детей-сирот. В период с 60-х по 80-е года это количество уменьшилось, что объясняется стабилизацией в политической и экономической жизни страны, официальной политикой государства. Очередная волна роста количества детей-сирот пришлась на начало 90-х годов.
1. Введение 3
2. Понятие и причины сиротства. Социальное сиротство 6
3. Психологические, физические и социальные последствия сиротства 9
4. Феномен «МЫ» в условиях детского дома 14
5. Формирование гендерной идентичности у детей,
воспитывающихся в детских домах 16
6. Особенности развития когнитивной сферы у детей, воспитывающихся вне семьи 18
7. Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи 21
8. Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома 24
9. Заключение 30
10. Список литературы 31
В свете вышесказанного определенный интерес представляют данные, полученные с помощью теста Розенцвейга. Исследования проводились в январе-феврале 1998г. Тест Розенцвейга моделирует поведение в различных «трудных ситуациях»: ситуациях запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т. п. Анализ результатов этого эксперимента показал, что в детском доме по сравнению с обычной школой достоверно преобладают реакции, которые содержат враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим (экстрапунитивные реакции (склонность человека обвинять всех и всё вокруг в собственных неудачах), причем прежде всего за счет реакций по типу самозащитных). В массовой школе больше интрапунитивных реакций (склонность человека винить себя в собственных неудачах), причем здесь это преимущественно реакции по типу «фиксации на удовлетворении потребности», т. е. наиболее конструктивные реакции, когда ребенок в сложной ситуации не обвиняет себя или окружающих, а самостоятельно пытается найти некоторый разумный выход.[15] В детском доме преобладающими оказываются реакции защитного типа, не дающие возможности овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Именно такого типа поведение, в соответствии с традиционной интерпретацией теста Розенцвейга, свидетельствует о «слабости личности», которая выражается в жесткой привязанности к ситуации, неумении эмоционально отвлечься от «фрустратора», самостоятельно найти выход из конфликта, неспособность взять на себя ответственность за его решение, стремление переложить эту ответственность на окружающих. На это же указывает и такой применяемый при интерпретации теста Розенцвейга показатель, как индекс самостоятельности. Значение этого индекса в школе оказалось намного выше, чем в детском доме.[16]
Важно отметить следующее. Как показали исследования, у выпускников детского дома (учащихся 8-9 классов) не только не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умение самостоятельно организовывать свою жизнь, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное — признание необходимости внешнего контроля над своим поведением.
VIII. Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома
Развитие потребности в сочувствии и сопереживании, умения выражать
другому человеку свою симпатию, расположение, а также самому быть открытым для такого общения — важное направление работы практического психолога в детском доме. Оно может осуществляться как в повседневном его общении с воспитанниками детского дома, так и в ходе специально организованных групповых занятий.
Примеры соответствующих заданий можно найти в книгах А.И.Захарова[17], М.И.Лисиной[18], а также методических руководствах[19].
Для развития общения со сверстниками полезны также занятия по
тренировке, отработке навыков поведения в различного рода конкретных
ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Для этого в ходе групповой
работы можно использовать разнообразные игровые задания. Например,
предложить детям разыграть такую сценку: один ученик явно несправедливо
обвинил другого, — что тот должен делать? Что должен сделать подошедший
третий? Следует обсудить поведение всех участников «конфликта» и предложить
еще раз проиграть эту сцену, можно при этом поменяться ролями. Полезно
также обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не с целью осуждения,
наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что здесь произошло,
могли встать на точку зрения другого. Для этого можно, например, предложить
обидчику описать ситуацию с позиции обиженного и наоборот. Отметим попутно, что такое умение психолога «работать» в реальной жизненной ситуации, использовать любое событие в жизни воспитанников для продвижения в их психическом развитии, изменения их стереотипных установок является одним из наиболее эффективных способов работы с «трудными» детьми, каковыми в известном смысле являются дети из детского дома. Эта работа требует очень высокого профессионального мастерства, которое отрабатывается в реальной практике и требует постоянной работы психолога по развитию у себя такого умения.
Полезно также учить ребенка не только правильно вести себя в различных
ситуациях, но и уметь, как бы выйти за пределы актуальной жизненной
ситуации (что и дает, по существу, возможность овладеть этой ситуацией).
Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны
воображать, представлять себе, что будет делать их сверстник (с которым
обычно идентифицируется ребенок), чем может закончиться тот или иной его
поступок: обещал помочь товарищу и не сделал этого—что за этим последует?
Можно разыграть этот и подобные сюжеты по типу театральных этюдов. Во всех
играх и занятиях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребенок
научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее,
последствия своих поступков для себя и окружающих. Последнее, как
оказывается, особенно трудно.
Развитие общения со сверстниками в разных его формах наиболее
эффективно происходит в групповых занятиях, однако здесь следует учесть
один очень важный момент, характерный именно для воспитанников детского
дома,— ту перегрузку общением, которую испытывают эти дети, по существу,
постоянно. К подростковому возрасту это начинает проявляться у них в ярко
выраженном стремлении побыть одному: «Я часто устаю, — пишет восьмиклассник из детского дома,— оттого, что всегда кто-то есть. Хочется быть одному. Можно же когда-то от всех отдохнуть». Потребность в одиночестве в той или иной степени присуща всем подросткам и, более того, является необходимой для развития личности в этом возрасте. Но у воспитанников детского дома эта потребность часто оказывается депривированной, результатом чего может быть негативное отношение к групповым занятиям. Психолог должен не просто понимать причину этого, но и найти способы, как чисто организационно добиться от администрации изменения режима в подростковых классах, так и научив подростка противостоять такого типа информационной перегрузке (через аутогенную тренировку, навыки саморегуляции и т. п.).
Очень важно формирование родственных отношений и подготовка к будущей семейной жизни. Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального донорства»). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами, которые считают, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейных.[20]
Остановимся здесь еще на одном аспекте—на подготовке воспитанников
детского дома к их будущей семейной жизни. Практика показывает, что нередко
выпускники детских учреждений интернатного типа имеют значительные
трудности в создании семьи и сохранении ее стабильности, они с трудом
входят в родительскую семью мужа или жены, не могут построить полноценных
взаимоотношений с мужем (женой), сводя все либо к сексуальным отношениям,
либо к каким-то требованиям, оторванным от реальности, быстро исчерпывают
первоначальную привязанность и не умеют развить содержание супружеских
отношений.
Формирование адекватных, содержательно наполненных эталонов мужественности — женственности, представлений о своей будущей семейной жизни должно осуществляться на протяжении всего пребывания ребенка в детском доме самыми разными способами, от организации и точной инструментовки игры в «дочки-матери» у дошкольников и младших школьников до специального анализа литературных произведений, кинофильмов, спектаклей и модифицированного для детей, растущих вне семьи, учебного курса этики и
психологии семейной жизни. Огромное значение для воспитанников детского
дома имеет возможность наблюдать за точным поло-ролевым поведением
взрослых, когда женщина ведет себя именно как женщина и не берет на себя
выполнение мужских функций, и наоборот. Конечно, в современных
условиях детского дома сделать это бывает очень трудно. Однако психолог
должен акцентировать внимание педагогов и воспитателей на этой стороне
общения и сам по возможности являть собой пример такого поведения.
Наблюдения за детьми, у которых не было опыта общения со старшими
родственниками, показали, что дети, даже зная о наличии у них братьев и
сестер, не имеют к ним родственной привязанности, и, когда старшие и
младшие встречаются, их родственные отношения находятся на очень низком
уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют
доброжелательности друг к другу, заботы и заинтересованности). Как
выяснилось, в современном детском доме нет ни места, ни времени для встреч
братьев и сестер разного возраста из-за жесткой режимной сетки. Но даже при
создании такой возможности, при организации частых встреч, отношения сами
собой не налаживаются. Требуется разработка специальных средств, помогающих детям-воспитанникам детского дома полноценно общаться со своими братьями и сестрами.
Наконец, задачей психолога в детском доме должна быть и помощь в
оптимизации отношений ребенка с его опекунами, другими родственниками, а
также с родителями, которые, как известно, даже будучи лишенными
родительских прав или находясь в заключении, больнице, поддерживают
определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие встречи и т. п.
Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка травмирующее
влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря ни на что,
дети часто испытывают потребность в общении с родителями и другими
родственниками.
Таким образом, изложенный выше материал позволяет сформулировать следующие основные выводы:
Во-первых, деятельность психологической службы интернатного учреждения связана со спецификой функционирования самого учреждения, теми правилами и регламентациями, которые в нем существуют. Ввиду этого психологу необходимо строить свою деятельность так, что бы нивелировать негативное воздействие некоторых из них на психику воспитанников учреждения.
Во-вторых, контингент воспитанников учреждения имеет определенные особенности когнитивного, эмоционального, социального развития, учет которых является обязательным при выборе методов и средств проводимой коррекционной работы с ними.
В-третьих, особое значении приобретает подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому уже с самого начала нахождения ребенка в детском доме или интернате необходима целенаправленная работа психолога по формированию у воспитанников своего образа будущего, в котором центральное место должно занимать профессиональное и личностное самоопределение, основывающиеся на социальных ценностях.
В-четвертых, необходимо создание четкой программы социализации воспитанников интернатных учреждений. Координирующую роль в организации этой программы должен выполнять психолог, формируя у детей способности к установлению социальных контактов через общение, совместную деятельность и т.п., в ходе проводимых групповых занятий, непосредственном контакте с воспитанниками в ходе их жизни в учреждении.
Информация о работе Психологические особенности детей,воспитывающихся в детских домах