Психологические особенности детей,воспитывающихся в детских домах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Проблема сиротства в России всегда была актуальной. Всю первую половину XX столетия страну потрясали катаклизмы, которые приводили к повальному увеличению количества детей-сирот. В период с 60-х по 80-е года это количество уменьшилось, что объясняется стабилизацией в политической и экономической жизни страны, официальной политикой государства. Очередная волна роста количества детей-сирот пришлась на начало 90-х годов.

Оглавление

1. Введение 3
2. Понятие и причины сиротства. Социальное сиротство 6
3. Психологические, физические и социальные последствия сиротства 9
4. Феномен «МЫ» в условиях детского дома 14
5. Формирование гендерной идентичности у детей,
воспитывающихся в детских домах 16
6. Особенности развития когнитивной сферы у детей, воспитывающихся вне семьи 18
7. Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи 21
8. Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома 24
9. Заключение 30
10. Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

        В свете вышесказанного определенный интерес представляют данные, полученные с помощью теста Розенцвейга. Исследования проводились в январе-феврале 1998г. Тест Розенцвейга моделирует поведение в различных «трудных ситуациях»: ситуациях запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т. п. Анализ результатов этого эксперимента показал, что в детском доме по сравнению с обычной школой достоверно преобладают реакции, которые содержат враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим (экстрапунитивные реакции (склонность человека обвинять всех и всё вокруг в собственных неудачах), причем прежде всего за счет реакций по типу самозащитных). В массовой школе больше интрапунитивных реакций (склонность человека винить себя в собственных неудачах), причем здесь это преимущественно реакции по типу «фиксации на удовлетворении потребности», т. е. наиболее конструктивные реакции, когда ребенок в сложной ситуации не обвиняет себя или окружающих, а самостоятельно пытается найти некоторый разумный выход.[15] В детском доме преобладающими оказываются реакции защитного типа, не дающие возможности овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Именно такого типа поведение, в соответствии с традиционной интерпретацией теста Розенцвейга, свидетельствует о «слабости личности», которая выражается в жесткой привязанности к ситуации, неумении эмоционально отвлечься от «фрустратора», самостоятельно найти выход из конфликта, неспособность взять на себя ответственность за его решение, стремление переложить эту ответственность на окружающих. На это же указывает и такой применяемый при интерпретации теста Розенцвейга показатель, как индекс самостоятельности. Значение этого индекса в школе оказалось намного выше, чем в детском доме.[16]

        Важно отметить следующее. Как показали исследования, у выпускников детского дома (учащихся 8-9 классов) не только не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умение самостоятельно организовывать свою жизнь, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное — признание необходимости внешнего контроля над своим поведением.

 

VIII.        Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома

        Развитие потребности в  сочувствии  и  сопереживании,  умения  выражать

другому человеку свою симпатию, расположение, а также самому  быть  открытым для такого  общения — важное  направление  работы  практического  психолога  в детском доме. Оно может осуществляться как  в  повседневном  его  общении  с воспитанниками  детского  дома,  так  и  в  ходе  специально  организованных групповых занятий.

 

 

Примеры соответствующих  заданий  можно  найти  в  книгах А.И.Захарова[17],  М.И.Лисиной[18],  а  также  методических  руководствах[19].

        Для  развития  общения  со  сверстниками  полезны  также   занятия   по

тренировке,  отработке  навыков  поведения  в  различного  рода   конкретных

ситуациях, в том числе трудных, конфликтных.  Для  этого  в  ходе  групповой

работы  можно  использовать   разнообразные   игровые   задания.   Например,

предложить детям разыграть такую  сценку:  один  ученик  явно  несправедливо

обвинил другого, — что тот должен  делать?  Что  должен  сделать  подошедший

третий? Следует обсудить поведение всех участников «конфликта» и  предложить

еще раз проиграть эту сцену,  можно  при  этом  поменяться  ролями.  Полезно

также обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не  с  целью  осуждения,

наказания виновных, а для того, чтобы  дети  поняли,  что  здесь  произошло,

могли встать на точку зрения другого. Для этого можно, например,  предложить

обидчику описать ситуацию с позиции обиженного и наоборот. Отметим  попутно, что  такое  умение  психолога  «работать»  в  реальной  жизненной  ситуации, использовать любое событие  в  жизни  воспитанников  для  продвижения  в  их психическом развитии, изменения их стереотипных установок является одним  из наиболее  эффективных  способов  работы  с  «трудными»  детьми,  каковыми  в известном смысле являются дети из детского дома. Эта  работа  требует  очень высокого профессионального мастерства,  которое  отрабатывается  в  реальной практике и требует постоянной работы психолога по  развитию  у  себя  такого умения.

        Полезно также учить ребенка не только правильно вести себя в  различных

ситуациях, но  и  уметь,  как  бы  выйти  за  пределы  актуальной  жизненной

ситуации (что и дает, по существу,  возможность  овладеть  этой  ситуацией).

Для этого можно проводить с детьми различные  игры,  в  которых  они  должны

воображать, представлять себе, что будет  делать  их  сверстник  (с  которым

обычно идентифицируется ребенок), чем может закончиться  тот  или  иной  его

поступок: обещал помочь товарищу и не сделал этого—что  за  этим  последует?

Можно разыграть этот и подобные сюжеты по типу театральных этюдов.  Во  всех

играх и занятиях необходимо особое  внимание  уделять  тому,  чтобы  ребенок

научился   максимально   эмоционально,   насыщенно   представлять   будущее,

последствия  своих  поступков  для  себя  и   окружающих.   Последнее,   как

оказывается, особенно трудно.

        Развитие  общения  со  сверстниками  в  разных  его   формах   наиболее

эффективно происходит в групповых  занятиях,  однако  здесь  следует  учесть

один очень важный момент,  характерный  именно  для  воспитанников  детского

дома,— ту перегрузку общением, которую испытывают  эти  дети,  по  существу,

постоянно. К подростковому возрасту это начинает проявляться у  них  в  ярко

выраженном стремлении побыть одному: «Я часто устаю, —  пишет  восьмиклассник из детского дома,— оттого, что всегда  кто-то  есть.  Хочется  быть  одному. Можно же когда-то от всех отдохнуть». Потребность в одиночестве  в  той  или иной степени присуща всем подросткам и,  более  того,  является  необходимой для развития личности в этом возрасте. Но у воспитанников детского дома  эта потребность часто оказывается депривированной, результатом чего  может  быть негативное  отношение  к  групповым  занятиям.  Психолог  должен  не  просто понимать причину  этого,  но  и  найти  способы,  как  чисто  организационно добиться от администрации изменения режима в  подростковых  классах,  так  и научив подростка противостоять такого типа информационной перегрузке  (через аутогенную тренировку, навыки саморегуляции и т. п.).

        Очень важно формирование родственных отношений и подготовка к  будущей  семейной жизни.  Очевидно,  что  критическим   фактором,   определяющим   особенности психического  развития  детей  в  детском  доме,  трудности  их  обучения  и воспитания,  выступает  отсутствие  положительного  влияния  семьи.   Иногда педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются  построить  свои отношения с  воспитанниками  по  типу  семейных,  ставя  перед  собой  цель, непосредственно  заменить  детям  мать  или   отца.   При   этом   чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона  общения,  что,  однако,  не  приносит ожидаемых   результатов,   а   лишь   зачастую   эмоционально    изматывает, выхолащивает   педагога   (недаром    возникло    понятие    «эмоционального донорства»). Поэтому следует согласиться  с  теми  медиками  и  психологами, которые считают, что связи воспитателей  и  воспитанников  закрытых  детских учреждений не должны имитировать семейных.[20]

        Остановимся здесь еще  на  одном  аспекте—на  подготовке  воспитанников

детского дома к их будущей семейной жизни. Практика показывает, что  нередко

выпускники  детских  учреждений   интернатного   типа   имеют   значительные

трудности в создании семьи  и  сохранении  ее  стабильности,  они  с  трудом

входят в родительскую семью мужа или жены, не  могут  построить  полноценных

взаимоотношений с мужем (женой), сводя все либо  к  сексуальным  отношениям,

либо к каким-то требованиям, оторванным от  реальности,  быстро  исчерпывают

первоначальную привязанность  и  не  умеют  развить  содержание  супружеских

отношений.

       Формирование   адекватных,   содержательно наполненных эталонов мужественности — женственности, представлений  о  своей будущей семейной жизни должно осуществляться на протяжении всего  пребывания ребенка в детском доме самыми разными способами,  от  организации  и  точной инструментовки игры в «дочки-матери» у дошкольников и младших школьников  до специального анализа литературных произведений,  кинофильмов,  спектаклей  и модифицированного для детей, растущих вне  семьи,  учебного  курса  этики  и

психологии семейной жизни.  Огромное  значение  для  воспитанников  детского

дома  имеет  возможность  наблюдать  за   точным   поло-ролевым   поведением

взрослых, когда женщина ведет себя именно как женщина и  не  берет  на  себя

выполнение  мужских  функций,  и  наоборот.  Конечно, в  современных

условиях детского дома сделать это  бывает  очень  трудно.  Однако  психолог

должен акцентировать внимание  педагогов  и  воспитателей  на  этой  стороне

общения и сам по возможности являть собой пример такого поведения.

       Наблюдения за детьми, у которых  не  было  опыта  общения  со  старшими

родственниками, показали, что дети, даже зная о  наличии  у  них  братьев  и

сестер, не имеют  к  ним  родственной  привязанности,  и,  когда  старшие  и

младшие встречаются, их родственные  отношения  находятся  на  очень  низком

уровне   (им   нечем   заняться   друг   с   другом,   они   не    проявляют

доброжелательности  друг  к  другу,  заботы   и   заинтересованности).   Как

выяснилось, в современном детском доме нет ни места, ни времени  для  встреч

братьев и сестер разного возраста из-за жесткой режимной сетки. Но даже  при

создании такой возможности, при организации частых  встреч,  отношения  сами

собой не налаживаются. Требуется разработка специальных средств,  помогающих детям-воспитанникам детского дома полноценно общаться со своими  братьями  и сестрами.

        Наконец, задачей психолога в  детском  доме  должна  быть  и  помощь  в

оптимизации отношений ребенка с его  опекунами,  другими  родственниками,  а

также  с  родителями,  которые,  как   известно,   даже   будучи   лишенными

родительских  прав  или  находясь  в  заключении,   больнице,   поддерживают

определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие встречи и  т.  п.

Часто такие письма и особенно  встречи  оказывают  на  ребенка  травмирующее

влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем,  несмотря  ни  на  что,

дети  часто  испытывают  потребность  в  общении  с  родителями  и   другими

родственниками.

        Таким образом, изложенный выше материал позволяет сформулировать следующие основные выводы:

        Во-первых, деятельность психологической службы интернатного учреждения связана со спецификой функционирования самого учреждения, теми правилами и регламентациями, которые в нем существуют. Ввиду этого психологу необходимо строить свою деятельность так, что бы нивелировать негативное воздействие некоторых из них на психику воспитанников учреждения.

        Во-вторых, контингент воспитанников учреждения имеет определенные особенности когнитивного, эмоционального, социального развития, учет которых является обязательным при выборе методов и средств проводимой коррекционной работы с ними.

        В-третьих, особое значении приобретает подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому уже с самого начала нахождения ребенка в детском доме или интернате необходима целенаправленная работа психолога по формированию у воспитанников своего образа будущего, в котором центральное место должно занимать профессиональное и личностное самоопределение, основывающиеся на социальных ценностях.

        В-четвертых, необходимо создание четкой программы социализации воспитанников интернатных учреждений. Координирующую роль в организации этой программы должен выполнять психолог, формируя у детей способности к установлению социальных контактов через общение, совместную деятельность и т.п., в ходе проводимых групповых занятий, непосредственном контакте с воспитанниками в ходе их жизни в учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Психологические особенности детей,воспитывающихся в детских домах