Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:02, курсовая работа
Проблема сиротства в России всегда была актуальной. Всю первую половину XX столетия страну потрясали катаклизмы, которые приводили к повальному увеличению количества детей-сирот. В период с 60-х по 80-е года это количество уменьшилось, что объясняется стабилизацией в политической и экономической жизни страны, официальной политикой государства. Очередная волна роста количества детей-сирот пришлась на начало 90-х годов.
1. Введение 3
2. Понятие и причины сиротства. Социальное сиротство 6
3. Психологические, физические и социальные последствия сиротства 9
4. Феномен «МЫ» в условиях детского дома 14
5. Формирование гендерной идентичности у детей,
воспитывающихся в детских домах 16
6. Особенности развития когнитивной сферы у детей, воспитывающихся вне семьи 18
7. Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи 21
8. Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома 24
9. Заключение 30
10. Список литературы 31
Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург
Кафедра: Психологии и социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки группы: П-93
Федоровой Анастасии Александровны
На тему: психологические особенности детей, воспитывающихся в детских домах
Санкт-Петербург
2012
1. Введение
2. Понятие и причины сиротства. Социальное сиротство 6
3. Психологические, физические и социальные последствия сиротства
4. Феномен «МЫ» в условиях детского дома
5. Формирование гендерной идентичности у детей,
воспитывающихся в детских домах
6. Особенности развития когнитивной сферы у детей, воспитывающихся вне семьи
7. Особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи 21
8. Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома 24
9. Заключение
10. Список литературы
I. Введение
Проблема сиротства в России всегда была актуальной. Всю первую половину XX столетия страну потрясали катаклизмы, которые приводили к повальному увеличению количества детей-сирот. В период с 60-х по 80-е года это количество уменьшилось, что объясняется стабилизацией в политической и экономической жизни страны, официальной политикой государства. Очередная волна роста количества детей-сирот пришлась на начало 90-х годов. В разное время факторы, влияющие на рост количества детей, оставшихся без родителей, существенно отличаются. До 1950 года основной причиной были войны и репрессии, уносившие жизни взрослого населения и насильственно разлучавшие детей с родителями. После 1985 года причинами стали глобальный экономический спад и дестабилизация экономики, рост числа нежелательных беременностей, особенно среди несовершеннолетних матерей. Особенно следует отметить такую причину, как отказ от родительских прав по причине рождения детей с врожденными умственными или физическими неизлечимыми увечьями.
То, что происходит в обществе в наше время – экономический кризис, а в связи с этим снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние годы к возрастанию количества детей – сирот. За последнее десятилетие в России резко увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей изъятых из семей вследствие лишения родителей родительских прав.
Сам факт постоянного роста количества детей-сирот ставит изучение проблем социальной адаптации детей, в разряд первоочередных. Поэтому делаются попытки решить эту проблему на уровне государства а также путем создания негосударственных фондов и благотворительных организаций, создаются центры социальной адаптации беспризорных детей. Но на пути решения этой проблемы стоят определенные препятствия. Например, отсутствие или недостаточность финансовой поддержки. В связи с этим существует необходимость в разработке программ, способных оказать позитивное влияние на базе существующей материально-экономической ситуации.
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Из 150 обследованных в 1986 г. детских учреждений хорошие и показательные составили лишь пятую часть.
Также одной из проблем является тот факт, что число учреждений общественного воспитания выросло так быстро, что система образования не успела обеспечить их специально подготовленными, профессионально обученными кадрами. Чаще всего с воспитанниками работают вчерашние воспитатели детских садов, учителя-предметники и даже просто случайные люди. При этом известно, что контингент этих детей совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию «агрессивный неудачник». Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой детского дома - конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, препятствуют социальному развитию детей, их адаптации в обществе.
С 1987г. в детских домах и школах-интернатах введена должность психолога. Введение этой должности означает признание того факта, что для обеспечения полноценного психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, необходима специальная психологическая помощь. В связи с этим, актуальность избранной нами темы дипломной работы определялась теоретическими и практическими запросами, стоящими перед практическим психологом, работающим в учреждении интернатного типа. Реализация программ воспитания, обучения и формирования личности подрастающего человека в условиях детского дома не мыслима без учёта конституционально-генетических (биологических) и социально-психологических (средовых) факторов в развитии человека, психологического анализа тенденций первоначального проявления тех или иных аномалий личности в онтогенезе.
Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в «сиротских» учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Эти проблемы проявляют себя в низком уровне социальной активности и компетентности, которые выражаются в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации.
Необходимость определения реальных психологических особенностей детей, воспитывающихся в условиях детского дома, агрессивности, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения обусловливает актуальность выбранной темы курсовой работы: "Психологические особенности детей, воспитывающихся в детских домах".
Цель исследования: теоретически изучить психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объектом исследования являются психологические особенности и специфика формирования личности ребенка в условиях воспитания вне семьи.
Предметом исследования является становление самосознания и социологизации у детей, воспитывающихся вне семьи.
Задачи исследования:
- Проанализировать литературу по проблеме психологических особенностей детей - воспитанников детских домов;
- Определить понятие и причины сиротства;
- Рассмотреть особенности развития личности и самосознания у детей - сирот;
- Изучить психолого-социально-
- Изучить особенности развития когнитивной сферы у воспитанников детских домов;
- Рассмотреть особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи;
- Исследовать проблемы социально - психологической дезадаптации детей, воспитывающихся в детских домах;
- Спроектировать модель психосоциальной поддержки детей в условиях детского дома;
II. Понятие и причины сиротства. Социальное сиротство.
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечеств, и является неотъемлемым элементом цивилизации.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.
В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.
Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако, до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин - материнство.
Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная - отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая - женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория - женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.
Среди неблагоприятных факторов «социального» сиротства следует отметить следующие:
- рост числа детей, рождающихся вне брака;
- рост числа разводов;
- рост безработицы;
- социальная дезорганизация семей;
- материальные и жилищные трудности родителей;
- нездоровые взаимоотношения между родителями;
- слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности здорового человека ( алкоголизм, наркомания, злостные уклонения от обязанностей по воспитанию ребенка);
Информация о работе Психологические особенности детей,воспитывающихся в детских домах