Психологические основы первичной профилактики зависимостей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:36, реферат

Краткое описание

Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей. Основные принципы первичной профилактики зависимого поведения.

Файлы: 1 файл

профилактическая наркология.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Психологические основы первичной  профилактики зависимостей 

Наркоманией охвачены широкие слои населения: учащиеся и  студенческая молодежь, военнослужащие и работники государственного аппарата.

Специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций  подростковой наркомании и алкоголизации в нашей стране:

♦ рост объемов  наркотических веществ на рынке  и их доступность;

♦ значительное расширение ассортимента наркотиков и  алкогольных напитков;

♦ полинаркомания;

♦ феминизация (увеличивается количество девушек, употребляющих наркотики);

♦ неграмотность, бессистемность профилактических мероприятий, приводящих нередко к обратному эффекту;

♦ дистанцирование  взрослых от пугающей их проблемы наркомании и стремление переложить решение этой проблемы на государственные органы (милицию, школу и т. д.);

♦ привычный  «кампанейский» культурно-массовый характер мероприятий по профилактике наркозависимости;

♦ очевидность  неэффективности медикаментозной  помощи при лечении наркомании;

♦ идеологическая опустошенность взрослого населения, неспособного предложить что-либо ясное в формировании карты мира ребенка;

возрождение связи  молодежной субкультуры с употреблением  наркотиков (по примеру движения хиппи  сегодня появляется психоделическая  музыка, рейв-музыка только с экстази).

Ученики в возрасте от 10 до 14 лет находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности экспериментов с алкоголем и другими наркотическими веществами. Наиболее ранний возраст приобщения к наркогенным веществам среди обследованных российских наркоманов и токсикоманов — 8 лет. С каждым годом возрастает число начинающих потребление наркосодержащих веществ, и особенно интенсивно — в возрасте 13-15 лет.

Уровень знаний и отношение к наркотикам детей  разного возраста: 
11-12 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способы употребления. О последствиях злоупотребления они если и слышали, то всерьез не воспринимают. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов, часто пересказанных друг другу. Сами наркотики не употребляют. Только единицы знакомы с теми, кто уже употребляет.

12-14 лет. Основной  интерес вызывает возможность  употребления «легких» наркотиков  — марихуана за наркотик не  признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые. Пробовали наркотик немногие — из любопытства. Знакомы с потребителями почти все. О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

14-16 лет. В этот период формируется определенное отношение к употреблению наркотиков. По этому критерию можно выделить три группы:

♦ «Употребляющие и  сочувствующие»: интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

♦ «Радикальные противники»: «Сам никогда не буду и не дам погибнуть другу» — многие из членов этой группы считают употребление наркотиков недопустимым, признаком слабости и неполноценности.

♦ Группа, не определившая своего отношения  к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы  сохраняются, но число неопределившихся  значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными.

В группе «употребляющих и сочувствующих» пожинают первые плоды. В связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления, влияние его на разрушающееся соматическое и психическое здоровье.

Среди «радикальных противников» растет число людей, осознающих глобальность проблемы и необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. 

Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей

В соответствии с классификацией Всемирной организации  здравоохранения под первичной  профилактикой подразумевается  работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания.

Сегодня в целях  устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как систему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий.

Профилактическое  пространство имеет:

индикаторные переменные, которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих других переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют;

критические переменные, воздействуя на которые можно в значительной степени влиять на состояние всей системы.

Для определения состояния системы необходимо выделить, изучить и проанализировать индикаторные переменные.

На макроуровне профилактическое пространство может быть представлено как система, состоящая из :

1) первичной  профилактической социально-поддерживающей среды;

2) компенсаторного  пространства для представителей  «группы риска» — социально дезадаптированных детей и подростков, в том числе страдающих зависимостью от наркотиков);

3) реабилитационного  пространства как для больных  зависимостями несовершеннолетних и молодежи, так и созависимых;

4) отношения  общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме наркозависимости и алкоголизма.

С другой стороны, на микроуровне элементы профилактического пространства для отдельного индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой.

На мезоуровне можно говорить об элементах, с которыми отдельный индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах:

♦ учебное заведение  и его среда;

♦ семья и  ее стиль, атмосфера;

♦ места проведения досуга и их социально-психологическое  содержание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.);

♦ учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные организации).

Максимальная  интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на  

Основные  принципы первичной  профилактики зависимого поведения

1) Комплексность — согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях.

2) Лифферениированность  — решение задач профилактики наркозависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в наркотическую ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий.

3) Аксиологичность — ценностная ориентация учебно-методической профилактической работы, направленная на возрождение общечеловеческих ценностей, представлений о здоровье и успешности жизни.

4) Многоаспектное — сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты).

5) Приоритетность — признание приоритета психологических знаний в профилактической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики в решении проблем наркомании.

6) Экспансивность — активное внедрение методологий профилактики наркозависимости в уже имеющиеся формы работы с молодежью (школьные курсы ОБЖ, валеологии, молодежный досуг, использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (майки, бейсболки, школьные принадлежности, плакаты, предметы быта).

7) Линамичность — разработка и использование гибких профилактических методологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе, мифологию среды, обусловливающую наркотическую ситуацию в городе, эффективные средства передачи информации.

8) Компетентность — научное обоснование и межведомственная экспертиза применяемых форм и методов профилактической работы.

9) Позитивность — профилактическая работа должна приносить радость участникам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и молодежи, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции на благо своей Родины.

10) Послеловательность — поэтапная реализация целей и задач профилактических программ. 
 
 
 
 
 
 
 

Что же такое наркотики? 

Наркотики —  это субстанции, которые вмешиваются  в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятие.

Неумеренное употребление наркотика называется злоупотреблением. Употребление некоторых наркотиков в небольших количествах (маленьких дозах) признается как потребление для наслаждения (например, кружка пива). В случае же других наркотиков употребление любой дозы считается злоупотреблением (например, героин). Главным критерием при этом является то, ведет ли употребление наркотика к развитию зависимости (психологической или физической), которая рассматривается как болезнь.

Что такое «пристрастие»  и «зависимость»?

В любом объяснении «пристрастия» можно лишь частично описать различные душевные, физические и социальные состояния, относящиеся к этому понятию.

Пристрастие часто  определяют как стремление (страстное  влечение, тоску) к определенному  состоянию, переживанию, которому подчиняется  разум.

Это стремление не обязательно связано с веществом, это могут быть, например, игра в карты, компьютерные игры... Пристрастие к наркотику выражается в физической и психологической зависимости от вещества, дозу которого зависимый все время должен повышать, чтобы достичь желаемого состояния.

О физической зависимости говорят в тех случаях, когда организм включил наркотическое вещество в обмен веществ и когда после прекращения приема наркотика появляются симптомы абстиненции: выделение пота, тошнота и др.

Понятие психологической (душевной) зависимости было введено потому, что при употреблении некоторых наркотиков (например, ЛСД, кокаина, гашиша) не наступает физической зависимости. Тем не менее стремление продолжать употребление очень сильно и неуправляемо. При прекращении употребления наркотика появляется чувство недовольства и наступает депрессия. В обоих случаях  зависимость означает несвободу. Человек начинает зависеть от наркотического вещества, становится его рабом. Сколько существует мотивов для зависимости, столько может быть и зависимостей.  Это всегда связано с конкретной личностью, ее окружением, с тем, какие наркотические вещества ей доступны и какие формы зависимости присущи: зависимость от никотина, моды, работы, успеха, развлечений, потребления, телевидения, игровых автоматов, компьютера, привычек...  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Психологические основы первичной профилактики зависимостей