Психологические основы эвристического обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:05, реферат

Краткое описание

В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие — эвристический метод обучения 5
1.1. Эвристическое обучение: история и опыт 12
1.2. Принципы эвристического обучения 15
2. Характеристика эвристических методов 19
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат Эвристическое обучение.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     3.Принцип соответствия образовательной деятельности изучаемому предмету. Согласно данному принципу, учащиеся, например, не столько изучают готовые знания по математике, сколько занимаются самой математикой, решением ее проблем; не “проходят” учебник по природоведению, а исследуют реальную природу; не столько изучают устное народное творчество, сколько осуществляют собственное творчество как полноправные представители народа. Замена изучения чужих результатов на получение собственных означает, что в историческом образовании преобладает историческая деятельность, в литературном— литературоведческая или писательская, в физике — физическая и т.д.

     4. Принцип первичности образовательной продукции учащегося по отношению к общепризнанным аналогам. Знакомство с общепринятыми знаниями происходит после получения учениками собственных аналогичных результатов. Например, после собственной версии происхождения жизни на земле ученик знакомится с подобными версиями ученых; после конструирования своего символа мира изучаются и другие символы; после музыкальных или поэтических сочинений ученик сам; или с помощью учителя отыскивает близкие своему творению произведения. Даже изучение общеобразовательных стандартов усваивается им через сопоставление с собственными. В итоге любой результат ученика носит личностный характер. 
      Данный принцип часто вызывает вопрос: как ребенок может создать, например, свою таблицу сложения или умножения без ее предварительного изучения? Это достигается путем применения особой технологии сопровождающего обучения.

     5. Принцип сопровождающего обучения. Любые положительные проявления творчества учащегося находят поддержку и сопровождение в развитии со стороны педагога. Чтобы помочь ученику двигаться эвристически, учитель организует эвристические ситуации. Их цель— вызвать интерес и обеспечить личную деятельность ученика в направлении фундаментальных образовательных объектов. Например, чтобы ученик создал свою таблицу сложения чисел, он должен, прежде всего, заинтересоваться этой проблемой, затем ему нужно помочь выяснить для себя смысл чисел, их связь друг с другом, дать прочувствовать взаимодействие чисел, затем предложить составить числовые ряды, столбики, строки, научиться выявлять закономерности расположения чисел, придумать несколько разных числовых таблиц, понять смысл таблиц вообще. И лишь тогда, вооружившись средствами и условиями математического творчества, ученик сконструирует собственную таблицу сложения. Роль учителя на всех этапах — организациейно-сопровождающая.

     6. Принцип продуктивного образования. Качество образования определяется не полнотой изучения известной информации, а уровнем приращения к нему нового, качеством созданного учениками образовательного продукта.

 

      Создаваемые продукты деятельности представляют собой, прежде всего, индивидуальные образовательные  приращения ученика, которые в случае успеха переходят в приращения общекультурные. Например, ученик первого класса сочиняет оригинальную загадку или считалку, вполне сопоставимую с уже известными; пятиклассница составляет родословную славянских богов, которой нет даже в “серьезных” изданиях, шестиклассник находит доказательство в ответе на вопрос “Почему не существует шестого правильного многогранника”, которого нет в общепринятой учебной литературе; десятиклассница пишет философское эссе “Живое и неживое”, в котором содержатся вполне самобытные и оригинальные мысли. Таким образом, эвристическое обучение ориентировано, в отличие от традиционного, не на изучение известного, а на приращение к нему нового, на сотворение учениками образовательного продукта. 
 7. Принцип рефлексивного самоосознания. Рефлексия – мысле-деятельностный, или чувственно-переживаемый процесс осознания того, что делает сам ученик, что с ним происходит. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Рефлексия помогает ученику переопределять цели дальнейшей деятельности, откорректировать свой образовательный путь Обучение через рефлексивную деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение. Эти особенности ученика “высвечиваются” непосредственно из его эвристической деятельности и ее продуктов. Ученик, безусловно, проявляет себя, прежде всего, в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. 
3. Характеристика эвристических методов

 

      Для выбора основания классификации  методов эвристического обучения Хуторской  А.В. обратился к основным видам  эвристической образовательной  деятельности, классифицировав их согласно этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные и креативные. 

Методы
Когнитивные Креативные Оргдеятельностные
Методы  наук Интуитивные методы Методы учеников
Методы  учебных предметов Алгоритмические методы Метод учителя
Метапредметные  методы Эвристики Административные  методы
 
 

      Когнитивные методы: метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод эвристических вопросов (Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод сравнения близкий ему метод отличения фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения (его цель – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений), метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод конструирования теорий.

      Рассмотрим  некоторые из них.

      Метод вживания: посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Например, можно предложить ученику представить себя равнобедренным треугольником. Такие упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с многообразных точек зрения, учат включать в познание и осознание разум и мысль.

      Метод эвристического исследования: выбирается объект исследования и предлагается учащимся исследовать его по следующему плану: цели исследования, план работы – факты об объекте – опыты – рисунки опытов – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – версии ответов – гипотезы – выводы. Например, так можно исследовать геометрическую фигуру – ромб. 

      Креативные  методы: метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей), метод синектики, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений).

      Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Например, одну сторону в параллелограмме заменить на полуось и описать свойства новой фигуры.

      Метод «мозгового штурма» - основной задачей этого метода является сбор как можно большего числа идей по какой-либо теме в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

      Метод «Если бы……» - учащимся предлагается представить и описать, что произойдет, если в мире что-то случится. Например, все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские и наоборот.

      Оргдеятельностные методы: методы ученического целеполагания и планирования, методы создания образовательных программ учеников, методы нормотворчества, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод рецензий, методы контроля эвристической деятельности, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии. 
 
 

     Заключение

      Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения,  является эвристический метод.

        Известно, что в процессе изучения  предметов школьники часто сталкиваются  с различными трудностями. Однако в обучении, построенном эвристически, эти трудности часто становятся своеобразным стимулом для изучения. Так, например, если у школьников обнаруживается недостаточный запас знаний для решения какой-либо задачи или доказательства теоремы, то они сами стремятся восполнить этот пробел, самостоятельно "открывая" то или иное свойство и тем самым сразу обнаруживая полезность его изучения. В этом случае роль учителя сводится к тому, чтобы организовать и направить работу ученика, чтобы трудности, которые ученик преодолевает, были ему по силам.

      Нередко эвристический метод выступает  в практике обучения в форме так  называемой эвристической беседы. Опыт многих учителей, широко применяющих  эвристический метод, показал, что  он влияет на отношение учащихся к  учебной деятельности. Приобретя "вкус" к эвристике, учащиеся начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и скучную. Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные "открытия" того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы.

     Важно помнить, что как бы ни хорош был  метод эвристической беседы, его  нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли давать ее методом эвристической беседы. К сожалению, на частое применение эвристического метода в процессе обучения поставленных учебных проблем требуется гораздо больше учебного времени, чем на изучение этого же вопроса методом сообщения учителем готового решения (доказательства, результата). Поэтому учитель не может использовать эвристический метод преподавания на каждом уроке. К тому же длительное использование только одного (даже весьма эффективного метода) противопоказано в обучении. Однако следует отметить, что "время, затраченное на фундаментальные вопросы, проработанные с личным участием учащихся,- не потерянное время: новые знания приобретаются почти без затраты усилий благодаря ранее полученному глубокому мыслительному опыту". 4

 

Список литературы

 
  1. Якиманская  И. С. «Развивающее обучение», М., 1979
  2. Сериков В. В. «Личностно-ориентированное образование», М., Педагогика, 1994
  3. Семенов Е.М., Горбунова Е.Д. «Развитие мышления на уроках математики», Свердловск, 1966
  4. Окунев  А.А., «Как учит не уча», Спб.: Питер-пресс, 1996
  5. Выготский Л.С., «Педагогическая психология», М.: Педагогика-Пресс, 1996
  6. Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 1998

Информация о работе Психологические основы эвристического обучения