Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:05, реферат
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.
Введение 3
1. Понятие — эвристический метод обучения 5
1.1. Эвристическое обучение: история и опыт 12
1.2. Принципы эвристического обучения 15
2. Характеристика эвристических методов 19
Заключение 22
Список литературы 24
Создаваемые продукты
деятельности представляют собой, прежде
всего, индивидуальные образовательные
приращения ученика, которые в случае
успеха переходят в приращения общекультурные.
Например, ученик первого класса сочиняет
оригинальную загадку или считалку, вполне
сопоставимую с уже известными; пятиклассница
составляет родословную славянских богов,
которой нет даже в “серьезных” изданиях,
шестиклассник находит доказательство
в ответе на вопрос “Почему не существует
шестого правильного многогранника”,
которого нет в общепринятой учебной литературе;
десятиклассница пишет философское эссе
“Живое и неживое”, в котором содержатся
вполне самобытные и оригинальные мысли.
Таким образом, эвристическое обучение
ориентировано, в отличие от традиционного,
не на изучение известного, а на приращение
к нему нового, на сотворение учениками
образовательного продукта.
7. Принцип рефлексивного
самоосознания. Рефлексия – мысле-деятельностный,
или чувственно-переживаемый процесс
осознания того, что делает сам ученик,
что с ним происходит. Цели рефлексии:
вспомнить, выявить и осознать основные
компоненты деятельности, ее смысл, типы,
способы, проблемы, пути их решения, полученные
результаты. Рефлексия помогает ученику
переопределять цели дальнейшей деятельности,
откорректировать свой образовательный
путь Обучение через рефлексивную деятельность
позволяет ученику осознать свою индивидуальность,
уникальность и предназначение. Эти особенности
ученика “высвечиваются” непосредственно
из его эвристической деятельности и ее
продуктов. Ученик, безусловно, проявляет
себя, прежде всего, в тех приоритетных
для него областях бытия и способах деятельности,
которые присущи его индивидуальности.
3. Характеристика
эвристических методов
Для
выбора основания классификации
методов эвристического обучения Хуторской
А.В. обратился к основным видам
эвристической образовательной
деятельности, классифицировав их согласно
этим видам – на оргдеятельностные, когнитивные
и креативные.
Методы | ||
Когнитивные | Креативные | Оргдеятельностные |
Методы наук | Интуитивные методы | Методы учеников |
Методы учебных предметов | Алгоритмические методы | Метод учителя |
Метапредметные методы | Эвристики | Административные методы |
Когнитивные методы: метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод эвристических вопросов (Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод сравнения близкий ему метод отличения фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения (его цель – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений), метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод конструирования теорий.
Рассмотрим некоторые из них.
Метод вживания: посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Например, можно предложить ученику представить себя равнобедренным треугольником. Такие упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с многообразных точек зрения, учат включать в познание и осознание разум и мысль.
Метод эвристического исследования: выбирается объект исследования и предлагается учащимся исследовать его по следующему плану: цели исследования, план работы – факты об объекте – опыты – рисунки опытов – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – версии ответов – гипотезы – выводы. Например, так можно исследовать геометрическую фигуру – ромб.
Креативные методы: метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей), метод синектики, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений).
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Например, одну сторону в параллелограмме заменить на полуось и описать свойства новой фигуры.
Метод «мозгового штурма» - основной задачей этого метода является сбор как можно большего числа идей по какой-либо теме в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод «Если бы……» - учащимся предлагается представить и описать, что произойдет, если в мире что-то случится. Например, все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские и наоборот.
Оргдеятельностные
методы: методы ученического целеполагания
и планирования, методы создания образовательных
программ учеников, методы нормотворчества,
методы самоорганизации обучения, методы
взаимообучения, метод рецензий, методы
контроля эвристической деятельности,
методы рефлексии, методы самооценки и
рефлексии.
Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения, является эвристический метод.
Известно, что в процессе изучения
предметов школьники часто
Нередко эвристический метод выступает в практике обучения в форме так называемой эвристической беседы. Опыт многих учителей, широко применяющих эвристический метод, показал, что он влияет на отношение учащихся к учебной деятельности. Приобретя "вкус" к эвристике, учащиеся начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и скучную. Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные "открытия" того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы.
Важно помнить, что как бы ни хорош был метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли давать ее методом эвристической беседы. К сожалению, на частое применение эвристического метода в процессе обучения поставленных учебных проблем требуется гораздо больше учебного времени, чем на изучение этого же вопроса методом сообщения учителем готового решения (доказательства, результата). Поэтому учитель не может использовать эвристический метод преподавания на каждом уроке. К тому же длительное использование только одного (даже весьма эффективного метода) противопоказано в обучении. Однако следует отметить, что "время, затраченное на фундаментальные вопросы, проработанные с личным участием учащихся,- не потерянное время: новые знания приобретаются почти без затраты усилий благодаря ранее полученному глубокому мыслительному опыту". 4
Информация о работе Психологические основы эвристического обучения