Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:05, реферат
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся.
Введение 3
1. Понятие — эвристический метод обучения 5
1.1. Эвристическое обучение: история и опыт 12
1.2. Принципы эвристического обучения 15
2. Характеристика эвристических методов 19
Заключение 22
Список литературы 24
Департамент образования города Москвы
Московский Городской
Психолого-педагогический университет
Факультет
государственного и муниципального
управления
Предмет: Психология и педагогика
Реферат на тему:
«Психологические
основы эвристического обучения»
Подготовила: студентка 2 курса
группы У-2.1
Сухачева
Дарья Олеговна
Ковтунович Марина Георгиевна
Содержание:
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристического метода обучения является одной из наиболее актуальных. Ее актуальность заключается в том, что она предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Я считаю, что школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия развитием творческих способностей учащихся и воспитанием активной личности.
Я.А. Коменский писал: «…школа не показывает самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор». А это значит, что тот, кто за ребенка определяет его цель, берет на себя ответственность судьбы, рискует деформировать характер, навязать ложные стереотипы мышления. «Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявится его скрытым, может быть очень глубоко, способностям».
Эвристика (греч. "обнаруживаю, отыскиваю, открываю") - наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности).
С самого зарождения эвристики наряду с анализом процессов эвристической деятельности исследовались и возможности целенаправленного обучения этой деятельности, т.е. эвристика соприкасалась с педагогикой. Постепенно ярко обозначилось одно из направлений в развитии эвристики - педагогическая эвристика, которая помогает ответить на вопрос: как обучать эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе.
Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатывались в трудах А.В. Хуторского, М.М. Левиной и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития эвристического метода обучения математике следует отметить работы В. А. Крутецкого, Д. Пойа, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.
Развитие эвристических подходов к обучению в нашей стране не было связано с инновационными дидактическими системами; эвристический аспект обучения более всего оказался присущ проблемному и развивающему обучению. На самом деле эвристическое обучение имеет свою специфику, которое отличает его как от проблемного, так и от развивающего обучения. Эвристическое обучение также тесно связано с личностно-ориентированным обучением.
Проблемное обучение | Развивающее обучение | Личностно-ориентированное обучение | Эвристическое обучение |
Определение | |||
Это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей УПД учащихся | Это ориентированность учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию1 | Это единый процесс
развития индивидуальности личности,
в котором личность становится субъектом
собственного становления и развития |
Эвристический
метод - это обусловленная принципами
обучения система регулятивных правил
подготовки учебного материала и
проведения эвристической беседы с решением
познавательных задач |
Цель | |||
Усвоение
учениками заданного |
Усвоение учащимися сообщаемых им знаний, но не репродуктивно, а в процессе их собственной деятельности | Создание психолого- |
Эвристический
подход к образованию позволяет
расширить возможность проблемного
обучения, поскольку ориентирует учителя
и ученика на достижение неизвестного
им заранее результата |
Сущность | |||
Организация учителем проблемных ситуаций в уч.-позн. работе учащихся и управление поисковой деятельностью учащихся | Ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действия, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью | Ориентация на создание условий для личностной самореализации учащихся; формирование у них потребности в самообразовании и саморазвитии | Неизвестность образовательного продукта может относится не только к ученику, но и к учителю |
Учитель | |||
Знает
ответ, подводит учащихся к нему |
Направляет
деятельность учащихся |
Совместный
поиск по разрешению проблемы
взаимодействие
опыта учителя и учащегося |
сочетает частичное
объяснение нового с постановкой
проблемных заданий.
Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, модель и т.п.) сопоставляется затем с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется, вызывая необходимость новой деятельности. |
Учащийся | |||
Под руководством
учителя самостоятельно решает, рассуждает,
делает выводы
Выращивает
свое собственное знание, открывает его
для себя заново, но "пошагово" |
Рассматривается
как само изменяющийся субъект учения;
Однако
ему не предоставляется право
самому выбирать способы и формы
учебной деятельности Каждый его
шаг направляется и корректируется
педагогом |
Субъект познания
(Якиманская И.С.), субъект жизнедеятельности
(Сериков В.В.), субъект культуры в
целом (Бондаревская Е.В.)
является
полноценным субъектом |
Сам ставит собственные
цели, «самостоятельно» открывает знания,
производит методологическую и учебную
продукцию.
сам строит свое образование; он полноправный источник и организатор своих знаний, выполняют самостоятельные работы поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий |
Методика | |||
Построена
так, что ученики «наводятся»
учителем на известное решение или
направление решения задачи |
Вовлекая учеников
в уч. д-сть, педагог конструирует
педагогическое воздействие на основе
учета зоны ближайшего развития ребенка
и его личный опыт |
Создание личностно- Ориентирована
на эффективное развитие личности обучающегося
(методы проблемного и развивающего
обучения) |
ЭО определяет
методологию образования и |
Применение | |||
В темах и интеллектуальных предметах, где подход требуется |
Более универсально; 1) при
изучении нового материала, 2)в форме эвристической беседы во время семинара, дискуссии, учебной конференции |
«Эвристическое
обучение отличается от развивающего
и проблемного качественно
Эвристический поход
Все
же основой эвристики является психология,
особенно тот ее раздел, который
получил название психологии творческого,
или продуктивного, мышления. Например,
использование эвристических методов
технического творчества (прямая и обратная
мозговая атака, метод эвристических приемов
и метод морфологического анализа и синтеза)
в компьютерной инженерии позволяют развить
творческое воображение и способности
учащихся сделать первые шаги к изобретательству
— созданию новых технических решений.
Эвристические приемы как готовые схемы действия составляют объект эвристической логики, а реальный процесс эвристической деятельности - объект психологии. Но если эвристические приемы могут быть представлены в виде определенной логической схемы, т. е. могут быть описаны математическим языком, то эвристическая деятельность на современном этапе развития науки не имеет своего математического выражения.
С древнейших времен ученые и философы задумывались над вопросами: как осуществлять исследования, чтобы они вели к открытию нового знания? Как правильно решать возникающие проблемы? Как организовать свою мыслительную деятельность, чтобы она протекала более целенаправленно и продуктивно? Подобные вопросы не получали однозначного ответа, но постепенно их проработка обретала все более глубокий характер. Так, было признано, что существуют закономерности мышления, отличные от логических операций, которые позволяют организовывать мыслительную деятельность так, чтобы она выводила человека к новому знанию. Эти качественные процессы мышления назвали эвристическими. Изучением этих процессов начали заниматься научные дисциплины, в задачу которых входило исследование интеллектуального поведения человека, его мышления, процессов его протекания. Так, на пересечении ряда научных дисциплин возникла эвристика, которая и синтезировала знание этих областей в своем специфическом объекте исследования.
Эвристическое
обучение известно нам уже со времен
Сократа, который мастерски использовал
беседу не как предоставление новых
знаний, а как нахождение их людьми
с которыми он беседовал. Процесс познания
для Сократа есть перевод уже имеющихся
знаний человека из скрытого состояния
в явное, реальное и соответствующее действительности.
Он учил своих воспитанников вести
диалог, полемику, логически мыслить. Сократ
побуждал их последовательно развивать
спорное положение, приводил к постижению
абсурдности исходного утверждения, а
затем методом поиска истины наводил на
верный путь.
Известно, так же, что в разное время вопросами эвристического обучения занимались преподаватели различных школ и направлений. В результате их работы не возникло ничего принципиально нового, а происходило лишь перекомбинация исходных элементов, положенных на какую-либо новую тему, что в последствии облегчало работу других учителей в выборе нового метода или технологии.
Целесообразно отметить, что при кажущемся обилии научного материала по этой тематике приходится признать, что конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение школьников математике по технологии эвристического обучения (ТЭО), нет. Эвристическое обучение - предмет многих публикаций, но пласт проблемы еще не поднят.
Принцип свободы
выбора состоит в возможности
и необходимости
Информация о работе Психологические основы эвристического обучения