Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:07, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ психологических моделей урегулирования межэтнических конфликтов.
Этнические конфликты могут быстро разгораться и тут же завершаться, а могут и "тлеть" очень долго. В любом случае рано или поздно наступает их последняя стадия - урегулирование или нейтрализация конфликта. Урегулирование этнического конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных его участников баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.
Введение стр. 2
Специфика межэтнических конфликтов стр. 4
Информационная модель контакта, решение сверхзадач, достижение общей идентичности стр. 11
Особенности переговоров по национальным вопросам; национальные стили переговоров стр. 18
Заключение стр. 25
Список использованной литературы стр. 26
Психологические модели урегулирования межэтнических
конфликтов: информационная модель контакта, решение сверхзадач,
достижение
общей идентичности
Содержание:
Введение стр. 2
Специфика межэтнических конфликтов стр. 4
Информационная модель контакта, решение сверхзадач, достижение общей идентичности стр. 11
Особенности переговоров по национальным вопросам; национальные стили переговоров стр. 18
Заключение стр. 25
Список
использованной литературы стр. 26
Введение
Межэтнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений - конфронтацию между двумя или несколькими этносами, характеризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений.
Этнические
конфликты, представляя собой проявление
межнациональной напряженности
в виде конкретных форм противодействия
между этническими общностями (группами),
постоянно осложняют жизнь
Целью данной контрольной работы является анализ психологических моделей урегулирования межэтнических конфликтов.
Этнические конфликты могут быстро разгораться и тут же завершаться, а могут и "тлеть" очень долго. В любом случае рано или поздно наступает их последняя стадия - урегулирование или нейтрализация конфликта. Урегулирование этнического конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных его участников баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.
Урегулирование в полном смысле слова практически возможно только в случае конфликтов по культурно-языковым причинам, да и то лишь при том условии, что требования со стороны, как правило, этнического меньшинства признать его права на более широкое, чем прежде, использование своего языка и культурных символов в общественных местах не вызывают резкого неприятия этнического большинства.
Этнические конфликты обостряются из-за предпочтения вовлеченными в конфликт сторонами разных способов их урегулирования: в одной культуре могут предпочитать избегание конфликтов, а в другой - прямую конфронтацию. Психологи выделяют урегулирование как отдельную стадию конфликта.
Раскрывая данную тему контрольной работы, я подробно остановлюсь, на следующих вопросах:
- специфика межэтнических конфликтов межэтнических конфликтов;
- информационная модель контакта, решение сверхзадач, достижение общей идентичности;
- особенности переговоров по национальным вопросам; национальные стили переговоров.
-
в заключении мной будут сделаны обобщающие
выводы по данной тематике.
Специфика межэтнических конфликтов
Межэтнический
конфликт - это любая конкуренция
между группами - от реального противоборства
за обладание ограниченными
Один
из важных аспектов исторического развития
состоит в неуклонном расширении
межэтнических контактов. Развитие
коммуникаций, рост мобильности населения,
совершенствование средств
По мнению ряда политиков, географов, социологов, существующие государственные границы будут терять свое значение, если они не соответствуют языковым и территориальным границам проживающих там этносов. Результатом этой тенденции может стать увеличение числа независимых государств со 190 (в настоящее время) до 300 с лишним (через 25-30 лет) (С. Коэн, 1994; Дж. Д. Дэмко, 1989; Д. Минджи, 1995; Ф. Эва и др.). Нередко вторая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отношений и часто приводит к межэтническим конфликтам.
Межэтнические
конфликты не возникают неожиданно,
а вызревают в течение
Первый связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным и завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений.
Второй фактор - наличие в обществе "критической" массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.
Третий фактор - наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора (Т.С. Сулимова, 1994; А.Н. Ямское, 1991; В.М. Шевцов, 1994).
Объективный анализ причин межэтнических конфликтов возможен при условии анализа всех аспектов этого явления: этнопсихологического, социально-экономического, политического, социокультурного:
1.
Этнопсихологический фактор - общий
компонент национальных
2.
Межэтнические конфликты на
3.
Социально-экономический
4.
Политический фактор. Возрождение
этничности в любой стране
сопровождается появлением
Межэтнический конфликт - это, в конечном
счете, борьба за контроль над распределением
материальных и духовных ресурсов.
Об этническом конфликте как реальном
феномене чаще всего можно говорить тогда,
когда организационно оформляется и приобретает
определенное влияние национальное движение
(или партия), ставящее своей целью обеспечение
"национальных интересов" определенной
этнической общности и для достижения
этой цели стремящееся изменить прежде
бывшее
Стратегии
урегулирования конфликтов подразумевают
поиск компромиссов и навязывание
сторонам конфликта обязательств, которые
они обязаны исполнять (прежде всего,
речь идет об отказе от насилия или
пропаганды агрессии). Другим комплексом
мер в рамках урегулирования конфликта
является преодоление культуры войны
(в ситуациях, когда конфликт затяжной,
и у сторон конфликта появляются
модели поведения, связанные с конфликтом).
Операторы конфликта и
Управление
конфликтов возможно, когда объект
конфликта делим (межселенные территории,
представительство в органах
власти, уголовных срок для подозреваемых,
процент от дохода с продажи природных
ресурсов, языковая политика в регионе).
Это создает предпосылку для
разработки формулы раздела объекта
конфликта, которая бы устраивала все
стороны и оставляла
Фундаментальным недостатком такого подхода является то, что урегулирование успешно тогда, когда стороны сами пришли к пониманию невозможности победы в конфликте (например, исчерпав ресурсы и мобилизационный потенциал). Это означает невозможность урегулирования на стадии эскалации и тем более кризиса, так как стороны в принципе не склонны искать компромисса, а непосредственные участники конфликта убеждены в абсолютной правоте своих действий против демонизированного противника, чье дело априори нацелено, как считают стороны, только на причинение им вреда.
Последнее время популярность набирают подходы, основанные на убежденности в неизбежность конфликтов, которые невозможно преодолеть и можно только контролировать. В российской политической науке эти два подхода объединены в одно направление – управление конфликтом.
Управление конфликтами не подразумевает урегулирования или разрешения конфликта, а сводится только к преодолению острых фаз и минимизации ущерба с последующим поиском политического решения. При этом контролирование конфликта относится к политической фазе конфликта, а кризис-менеджмент к насильственной. Такое разделение многие исследователи ставят под сомнение, так как во время конфликта политическая и насильственная фаза переплетены и быстро чередуются во времени.
Также
управление конфликтом не всегда ставит
перед собой цель сдерживать напряженность,
однако управление подразумевает поиск
наименее болезненных проявлений этой
напряженности и поиск
Также существует подход, который называется прекращением конфликта. В академическом смысле, под прекращением конфликта подразумевается процесс, позволяющий закончить фазу активного противостояния и заключение промежуточных соглашений, касающихся спорных вопросов, а также меры по пресечению давления сторон друг на друга.
Характерной особенностью прекращения конфликта является отложенное решение о статусе спорного объекта (например, статус сепаратистского региона, правила и условия пребывания иммигрантов, принадлежность спорных объектов инфраструктуры). Государство, откладывая решение, дает гарантии определения статуса спорного объекта в обозримом будущем, а также обеспечивает условии для разоружения и перевода конфликта в политическую плоскость в переходный период.
На практике прекращение конфликта чаще всего приводит не к поиску компромиссов между сторонами конфликта, а к отмене интересов сторон, которые заменяются государственными интересами. В дальнейшем государство обеспечивает такое миростроительство, которое согласуется с его интересами, а сторонам конфликта помогает добиваться своих интересов в рамках государственной проектности.
Этот подход наиболее успешен в государствах с сильной исполнительной властью, имеющей многочисленные официальные и неофициальные рычаги воздействия на ситуацию и на стороны конфликта. В ситуациях, когда исполнительная власть недостаточно сильна, а как минимум одну из сторон дипломатически и материально поддерживают другие государства, международные организации и бизнес, попытки прекращения конфликта чаще всего приводят к милитаризации, сепаратизму и появлению теневых структур, затрудняющих преодоление конфликта.