Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:56, реферат
Краткое описание
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в "Основах общей психологии" в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее", эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.
Оглавление
Введение – 2 Глава I. Психологические методы исследования в психологии – 3 1.1.Наблюдение – первичный метод исследования – 4 1.2.Психодиагностические методики и тесты, их общая характеристика – 6 1.3.Особенности эксперимента: лабораторный и естественный метод – 11 Глава II. Психологические методы математической статистики – 13 2.1.Корреляционный метод исследования – 14 Заключение – 18 Список источников – 19
Это рисунок, рассказ, ролевая
игра. Проективные методики, так же как
и методики шкалирования, относятся к
субъективной разновидности тестирования
и требуют высокоразвитой профессиональной
интуиции исследователя и специальной
подготовки. Название этих методик происходит
от фрейдовского понятия «проекция» (перенос
внутреннего мира во внешний мир в системе
определенных символов, наделение других
людей качествами, неприемлемыми для самого
индивида). Проективные методики берут
начало от теста словесных ассоциаций,
предложенного К. Г. Юнгом. Предполагалось,
что быстрые словесные ассоциации выявляют
подсознательные влечения индивида, его
скрытый внутренний мир. В дальнейшем
Г. Роршахом была выявлена связь с устойчивыми
подсознательными структурами предпочитаемых
индивидом фантастических образов («Психодиагностика»
(1921)). Показывая испытуемому 10 чернильных
пятен (пять черно-белых и пять цветных),
Роршах предлагал им рассказать, что они
ему напоминают. Ответы испытуемых, ассоциативные
образы, возникавшие у них, позволяли Роршаху
судить о психических особенностях испытуемых,
об их страхах и тревогах, внутренних конфликтах.
В 1935 г. был разработан тест тематической
апперцепции (X. Морган и Г. Мюрей), чаше
называемый аббревиатурой — ТАТ. В этом
тесте испытуемому предлагается определенная
картинка, по которой он должен составить
короткий рассказ. Изображения лиц и фигур
на картинке нечеткие, что расширяет вариативные
возможности их интерпретации. Восприятие
человеком явлений действительности апперцептивно
— к воспринимаемым объектам люди относятся
со своих устойчивых личностных позиций.
Эти позиции и выявляются тестом ТАТ. Изображая
преимущественно фрустрационные события,
ТАТ выявляет конфликтные особенности
испытуемой личности. К этому тесту примыкает
фрустрационный тест С. Розенцвейга (1964).
Существуют также разнообразные графические
проективные методики: «Нарисуйте дерево»,
«Нарисуйте животное», «Нарисуйте человека»
и др.
Исследователь осуществляет
психоаналитическую интерпретацию этих
рисунков. Однако при этом следует применять
и другие методы диагностического исследования.
Предложенная Г. Т. Хоментаускасом методика
«Рисунок семьи» (1987) позволяет выявить
особенности внутрисемейных отношений.
Однако все проективные методики обладают
высокой вероятностью появления артефактов
— возникновения инструментальных ошибок
и ошибок психодиагноста. Их использование
целесообразно сочетать с методом экспертных
оценок.
В последнее время в психодиагностике
широко распространилось применение разнообразных
личностных опросников (MMPI и др.) с хорошо
разработанной методикой их реализации.
Следует, однако, учитывать, что ни один
тест и ни одна тестовая методика не могут
служить основанием для категорических
психодиагностических выводов. Основным
методологическим принципом психодиагностики
является принцип комплексности.
1.3.Особенности эксперимента:
лабораторный и естественный
метод
Главным методом психологического
исследования является эксперимент —
активное вмешательство исследователя
в деятельность испытуемого с целью создания
условий, в которых выявляется психологический
факт. Бывает лабораторный эксперимент,
он протекает в специальных условиях,
используется специальная аппаратура,
действия испытуемого определяются инструкцией,
испытуемый знает, что проводится эксперимент,
хотя до конца истинного смысла эксперимента
может не знать. Эксперимент многократно
проводится с большим количеством испытуемых,
что позволяет устанавливать общие математико-статистически
достоверные закономерности развития
психических явлений.
Естественный эксперимент проводят
в естественных условиях жизни, учебы,
труда людей, причем люди не подозревают,
что над ними проводится эксперимент (но
его результаты должны быть зафиксированы,
например, скрытой фотокамерой). Естественные
эксперименты позволяют выявлять более
достоверную информацию, но не могут проводиться
многократно, поскольку теряют свою естественность
и скрытность от испытуемых. В настоящее
время проблема этичности проведения
психологических экспериментов широко
обсуждается, так, использование скрытой
аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов)
считается неэтичным и недопустимым, поскольку
записывающая техника может быть использована
только с согласия испытуемого. Широту
исследования это, конечно, ограничивает,
зато снижается риск нанесения душевной
травмы испытуемым.
Естественный (полевой) эксперимент,
как говорит само название этого метода,
наиболее приближен к неэкспериментальным
исследовательским методам. Условия используемые
при проведении естественного эксперимента,
организует не экспериментатор, а сама
жизнь (в высшем учебном заведении, например,
они органично включены в учебно-воспитательный
процесс). Экспериментатор в данном случае
пользуется лишь сочетанием различных
(контрастных, как правило) условий деятельности
испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных
или диагностических методик исследуемые
психологические особенности испытуемых.
Достоинства естественного
(полевого) эксперимента (относительная
замаскированность целей исследования,
достаточно неформальная обстановка проведения
исследования и т.п.) являются следствием
его органической включенности в условия
жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам
этого метода относятся сложность подбора
контрастных естественных условий и, в
частности, все недостатки тех неэкспериментальных
и диагностических методик, которые применяются
в составе естественного эксперимента
и служат для отбора экспериментальных
данных.
Глава II. Психологические методы
математической статистики
Исследование в любой области,
в том числе и в психологии, предполагает
получение результатов — обычно в виде
чисел. Однако просто собрать данные недостаточно.
Даже объективно и корректно собранные
данные ничего не говорят. Исследователю
необходимо умение организовать их, обработать
и проинтерпретировать, что невозможно
без применения математических методов.
Конечно, можно сослаться на наличие современных
компьютерных программ, применение которых
сейчас становится нормой для исследователя.
Но любая программа обработки данных переводит
один набор чисел в другой набор чисел.
При этом предлагается богатый набор способов
такого преобразования, замечательным
образом расширяющий возможности анализа
данных. И для использования этих возможностей
психолог должен уметь: а) организовать
исследование так, чтобы его результаты
были доступны обработке в соответствии
с проблемами исследования; б) правильно
выбрать метод обработки; в) содержательно
интерпретировать результаты обработки.
Эти умения не заменят ни компьютерная
программа, ни «живой» математик — ее
создатель. Таким образом, применение
математики как общенаучного метода, наряду
с экспериментом, неизбежно приобретает
в психологии свои особенности, связанные
со спецификой предмета. Неотъемлемой
частью подготовки полноценного специалиста-психолога
является изучение не только экспериментальной
психологии, но и математических методов
психологического исследования.
2.1.Коррелеционный метод
исследования
Чтобы преодолеть ограничения
метода клинических случаев, исследователи
личности часто используют альтернативную
стратегию, известную как корреляционный
метод. Этот метод стремится установить
взаимосвязи между событиями (переменными)
и внутри них. Переменная - любая величина,
которая может быть измерена и чье количественное
выражение может варьировать в переделах
того или иного континуума. Например, тревожность
- переменная, потому что ее можно измерить
(с помощью шкалы самооценки тревоги) и
потому что люди различаются по степени
выраженности у них тревожности. Сходным
образом точность выполнения задания,
требующего определенного навыка, тоже
является переменной, которую можно измерить.
Корреляционное исследование можно провести,
просто измерив уровень тревожности у
некоторого числа людей, а также уровень
точности действий каждого из них при
выполнении группой сложного задания.
Если опубликованные результаты подтвердятся
в другом исследовании, то можно будет
считать, что субъекты с более низкими
показателями тревожности имеют более
высокие показатели точности выполнения
задания. Поскольку на точность выполнения
задания, вероятно, влияют и другие факторы
(например, прежний опыт его выполнения,
мотивация, интеллект), связь между точностью
действий и тревожностью не будет безупречной,
но она будет заслуживать внимания.
Переменными в корреляционном
исследовании могут быть данные тестирования,
демографические характеристики (такие
как возраст, порядок рождения и социально-экономический
статус), результаты измерения черт характера
по методу самооценки, мотивы, ценности
и установки, физиологические реакции
(такие как частота сердечных сокращений,
артериальное давление и кожно-гальваническая
реакция), а также стили поведения. При
использовании корреляционного метода
психологи хотят получить ответы на такие
специфические вопросы, как: влияет ли
высшее образование на профессиональный
успех в будущем? имеет ли отношение стресс
к коронарной болезни сердца? есть ли взаимосвязь
между самооценкой и одиночеством? есть
ли связь между порядковым номером рождения
и мотивацией достижения? Корреляционный
метод не только позволяет ответить "да"
или "нет" на эти вопросы, но также
дать количественную оценку соответствия
значений одной переменной значениям
другой переменной. Для решения этой задачи
психологи вычисляют статистический индекс,
называемый коэффициентом корреляции
(известен также как коэффициент линейной
корреляции по Пирсону). Коэффициент корреляции
(обозначается маленькой буквой r) показывает
нам две вещи: 1) степень зависимости двух
переменных и 2) направление этой зависимости
(прямая или обратная зависимость).
Численное значение коэффициента
корреляции варьирует от -1 (полностью
отрицательная, или обратная зависимость)
через 0 (отсутствие связи) до +1 (полностью
положительная, или прямая зависимость).
Коэффициент, близкий по значению к нулю,
означает, что две измеряемые переменные
не связаны сколько-нибудь заметным образом.
То есть большие или малые значения переменной
X не имеют значимой связи с большими или
малыми значениями переменной Y. В качестве
примера приведем связь между двумя переменными:
массой тела и интеллектом. В целом, полные
люди не являются значимо более интеллектуальными
или значимо менее интеллектуальными,
чем более худощавые люди. И, наоборот,
коэффициент корреляции +1 или -1 говорит
о полном, однозначном соответствии между
двумя переменными. Корреляции, близкие
к полным, почти никогда не встречаются
в исследовании личности, и это заставляет
предположить, что хотя многие психологические
переменные и связаны друг с другом, степень
связи между ними не является столь уж
сильной. Значение коэффициента корреляции
в пределах между ±0,30 и ±0,60 является общераспространенным
в исследовании личности и представляет
практическую и теоретическую ценность
для научного прогнозирования. К значениям
коэффициента корреляции между 0 и ±0,30
следует относиться с осторожностью -
их ценность для научных предсказаний
минимальна. На рис. 2-2 представлены графики
распределения значений двух переменных
при двух различных значениях коэффициента
корреляции. По горизонтали расположены
значения одной переменной, а по вертикали
- другой. Каждая точка означает баллы,
полученные одним испытуемым по двум переменным.
Рис. 1. Каждая
из диаграмм иллюстрирует различную степень
зависимости значений двух переменных.
Каждая точка па диаграмме представляет
собой показатели испытуемого по двум
переменным: a - полная положительная корреляция
(r = +1); b - полная отрицательная корреляция
(r = -1); с - умеренная положительная корреляция
(r = +0,71); d - корреляция отсутствует (r = 0).
Положительная корреляция означает,
что большие значения одной переменной
имеют тенденцию быть связанными с большими
значениями другой переменной или малые
значения одной переменной - с малыми значениями
другой переменной. Другими словами, две
переменные увеличиваются или уменьшаются
вместе. Например, существует положительная
корреляция между ростом и массой тела
людей. В целом, у более высоких людей есть
тенденция иметь большую массу тела, чем
у более низких. Другой пример положительной
корреляции - связь между количеством
сцен насилия, которые видят дети в телевизионных
передачах и их тенденцией вести себя
агрессивно. В среднем, чем чаще дети наблюдают
насилие по телевизору, тем чаще они демонстрируют
агрессивное поведение. Отрицательная
корреляция означает, что высокие значения
одной переменной связаны с низкими значениями
другой переменной и наоборот.
Примером отрицательной корреляции
может служить связь между частотой отсутствия
студентов в аудитории и успешностью сдачи
ими экзаменов. В целом, студенты, имевшие
большее количество пропущенных занятий,
проявляют тенденцию к получению более
низких оценок на экзаменах. Студенты,
имевшие меньшее количество пропусков,
получали более высокие экзаменационные
баллы. Другой пример - отрицательная корреляция
между робостью и напористым поведением.
Лица, получившие высокие баллы по показателю
робости, имели склонность к нерешительному
поведению, в то время как лица с низкими
показателями робости проявляли себя
решительными и напористыми. Чем ближе
значение коэффициента корреляции к +1
или к -1, тем сильнее связь между двумя
изучаемыми переменными. Так, коэффициент
корреляции +0,80 отражает наличие более
сильной зависимости между двумя переменными,
чем коэффициент корреляции +0,30. Сходным
образом, коэффициент корреляции -0,65 отражает
более сильную взаимосвязь переменных,
чем коэффициент корреляции -0,25. Надо иметь
в виду, что величина корреляции зависит
только от числового значения коэффициента,
в то время как знак "+" или "-",
стоящий перед коэффициентом, просто обозначает
положительная это корреляция или отрицательная.
Так, значение r = +0,70 отражает наличие такой
же сильной зависимости, как и значение
r = -0,70. Но первый пример указывает на положительную
зависимость, а второй - на отрицательную.
Далее, коэффициент корреляции -0,55 указывает
на более сильную зависимость, чем коэффициент
корреляции +0,35. Понимание этих аспектов
корреляционной статистики поможет вам
оценивать результаты исследований такого
рода.