Психологическая совместимость и сплоченность рабочей группы.Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

Групповая сплоченность рассматривается большинством социальных психологов прежде всего как взаимная привлекательность и согласие в отношении важных объектов ориентации. Казалось бы, с этим нельзя не согласиться. Однако, указав на сходство позиций и установок среди членов группы как важный ее признак, Р.Бейлс, Т.Ньюком, Г.Хомманс и другие психологи тем не менее в методологии исследования по существу игнорируют его, считая, что сходство позиций членов группы в конечном счете определяется частотой их общения. Качественные характеристики групп определены условиями и последствиями коммуникативных актов, пишет Ньюком.

Оглавление

1. Групповая сплоченность и совместимость 3
2. Сплоченность с позиций деятельностного подхода 6
3. Уровни групповой совместимости 8
4. Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе 11
5. Список литературы 18
Приложение 1. Структура социально-психологического климата 19
Приложение 2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат. 20

Файлы: 1 файл

КР 1.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

    Работники отдела, выполняющие одни и те же операции, ощущают психологическую близость, потому что у них общие цели, интересы и проблемы. На этой основе возникает чувство солидарности и последующее взаимодействие. Так, территориальное разделение какого-либо большого отдела на подгруппы, обусловленное особенностями труда, приводит к созданию более тесных неофициальных отношений в этих подгруппах. Последние отличаются более высокой продуктивностью и меньшим уровнем текучести по сравнению с большими по численности подразделениями.

    Характер  руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем первичного трудового коллектива и остальными его членами, также воздействует на социально-психологический климат. Исследования показали, что рабочие, считавшие руководителей цеха одинаково внимательными к их производственным и личным делам, были более довольны своей работой, чем те, кто заявлял о невнимании к ним со стороны руководителей. Удовлетворенность трудом выразили и работники, с которыми руководители часто ее советуются. Таким образом, демократический стиль руководства способствует формированию благоприятного социально-психологического климата. В Приложении 2 рассматриваются основные факторы, влияющие на социально-психологический климат

    Следующий фактор, воздействующий на климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями его членов. Каждый человек уникален. Его психологический склад представляет собой то или иное сочетание личностных свойств, создающее своеобразие характера в целом. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния на нее со стороны внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, есть не что иное, как индивидуальный "вклад" в формирование климата коллектива.

    Естественно, когда речь идет о психике коллектива, то ее следует понимать как сумму  индивидуально-психологических особенностей каждого из его членов. Это новое  качественное образование. Итак, для  формирования того или иного социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько индивидуальные свойства его членов, сколько эффект их сочетания уровень психологической совместимости.

    Самым кратким образом психологическую  совместимость можно определить как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием других. Это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной, деятельности, что позволяет судить о целостности группы.

    При ослаблении элементов формального  контроля возрастает регулирующая роль контроля неформального, основанного  на дисциплине.

      Состояние СПК является показателем  управляемости процессами в коллективах. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива. Е.С.Кузьмин и А.Л.Свенцицкий предложили следующие характеристики руководителя, непосредственно детерминирующие его отношение к подчиненным и психологическую атмосферу в коллективе:

    • качества личности руководителя, в которых проявляется его отношение к подчиненным;
    • авторитет его в глазах членов коллектива;
    • стиль руководства, характеризующий особенности взаимодействия руководителя с подчиненными в разных ситуациях управления.

    В отечественной литературе приводятся следующие особенности руководителя, положительно влияющие на людей и  климат коллектива:

    • принципиальность (единство слова и дела);
    • ответственность по отношению к людям и к делу;
    • активность в межличностных и межгрупповых отношениях;
    • дисциплинированность;
    • доброта, доступность, отзывчивость.

    Среди особенностей отрицательно воздействующих на членов коллектива отмечаются:

    • непоследовательность в поведении;
    • эгоизм (корыстолюбие);
    • грубость;
    • карьеризм;
    • неуважение интересов других.

    Нельзя  говорить о качествах личности руководителя вообще, в отрыве от конкретного  содержания его деятельности и ряда сопутствующих ей факторов. "Вопрос о проявлении и формировании качеств  личности руководителя в его деятельности, - пишет А.Л.Журавлев, - должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих".

    Отсюда  вытекает возможность и необходимость  определения в самом общем виде тех требований, которым должен соответствовать руководитель. Эффективность его деятельности во многом определяется его специальными знаниями и умениями. В основе их лежат организаторские способности.

    В отечественной психологической литературе вопросы организаторских способностей рассматривались в работах А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева. Наиболее крупный вклад в эту проблематику был внесен коллективом, работающим под руководством Л.И.Уманского. Ими изучались природные предпосылки организаторских способностей, структура качеств и свойств личности организатора, специфические свойства и индивидуальные различия личности способного организатора, динамическая структура личности с точки зрения ее организаторских возможностей. Согласно исследованиям, организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

    • психологическая избирательность;
    • практически-психологическая направленность мышления;
    • психологический такт.

    Л.И.Уманский вышеперечисленные свойства рассматривает в единстве, используя термин "организаторское чутье". Также он отмечает такое свойство, как эмоционально-волевую воздейственность, которое включает в себя 1) общественную энергичность, как способность заражать и заряжать своей энергией других; 2) требовательность; 3)критичность.

    Кроме того, он выделяет такое свойство личности, как склонность к организаторской  деятельности, потребность в ней, стеничность чувств при ее выполнении.

    Л.И.Уманский отмечает, что указанные свойства иерархизированы. В этой иерархии первенствует организаторское чутье, на котором базируется эмоционально-волевая воздейственность.

    Ю.Н.Емельянов  ввел понятие "организаторского потенциала" как "системного качества, характеризующего не только личность, но и параметры  той социальной среды, в которой протекает организаторская деятельность данной личности". Это "системное качество" возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.

    В работах Л.Д. Кудряшовой внимание привлечено к явлению целостности личности руководителя (наличию общих способностей, не сводимых к сумме частных, специальных  способностей и качеств).

    Наиболее  значимыми качествами для формирования благоприятного СПК коллектива являются следующие черты личности руководителя: объективность и справедливость, принципиальность и доброжелательность, уравновешенность и оптимизм.

    В.Г.Афанасьев  называет следующие управленческие функции:

    • выработка и принятие управленческих решений;
    • организация;
    • регулирование и коррегирование;
    • учет и контроль.

    К этому перечню добавляется еще  одна функция – сбора и преобразования информации.

    В отличие от специалистов в области  управления, психологи и социологи  за основу классификации берут не управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе.

    Л.И.Уманский рассматривал управленческую деятельность как конечное звено в системе  управления людьми. Он подчеркивал, что  в первичных коллективах руководящая  деятельность сливается с организаторской деятельностью. Он выделил следующие функции:

    • интеграция личностей посредством ознакомления их с общей задачей, определения средств и условий достижения целей, планирования, координации совместного труда, учета, контроля и т.д.
    • коммуникативная функция, связанная с установлением горизонтальных коммуникаций внутри первичного коллектива и внешних вертикальных коммуникаций – с вышестоящими организационными подразделениями;
    • обучение и воспитание.

    Л.И.Уманский подчеркивает, что в любой конкретной организаторской деятельности все указанные функции проявляются в единстве и взаимообусловленности. Они выступают в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой из этих функций.

    Е.С.Кузьмин, И.П.Волков, Ю.Н.Емельянов называют следующие  функции: административную, стратегическую, экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую, функцию представительства группы во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную и психотерапевтическую.

    А.Г.Ковалев  рассматривает функции целеполагания  коллектива, планирования, согласования, стимулирования, контроля и воспитания.

    По  мнению Л.С.Бляхмана, содержание деятельности руководителя раскрывается в следующих  его функциях: целеполагающей, административно-организационной, экспертной, дисциплинарно-стимулирующей, представительской, воспитательно-пропагандистской.

    Среди наиболее значимых умений руководителя выделяются следующие: способность мыслить широко, масштабно, системно, комплексно, видя одновременно развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач, быть демократичным и коллегиальным, поощряя творческую инициативу своих подчиненных, но одновременно и авторитарным с демагогами и лодырями, быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый, научно обоснованный расчет, быть добрым и деликатным, но одновременно требовательным, масштабным с точки зрения социальных запросов людей. Что касается решения вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только специфику собственного производства, не только причины удач, но и анализировать причины поражений.

    Подводя итог теоретической части можно  сказать, что осознание человеком  причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия способов управления, применение своих лидерских и управленческих способностей, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делает руководителя более свободным, а его деятельность более успешной. Следовательно, лидерские и управленческие способности связаны с приемами, с помощью которых руководитель побуждает сотрудников к творческому выполнению возложенных на них обязанностей и контролирует результаты их работы. Тем самым эти способности могут служить характеристикой качества деятельности руководителя, его умению обеспечить эффективное управление, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения.

    На  основе теоретического анализа, можно  сделать вывод, что наличие определенных лидерских и управленческих способностей создают предпосылки к формированию положительного социально-психологического климата в коллективе.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аникеева  Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224с.
  2. Гуревич А.Д. Социально-психологические особенности коллектива. - М.: Наука, 1986. – 324 с.
  3. Дьяченко М.И. Психолого-педагогические основы деятельности руководителя. -М.: Воениздат, 1978 – 120 с.
  4. Кpичевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой гpуппы. - М:МГУ,1991. – 300 с.
  5. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л. 1986, с.164.
  6. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива : пути и методы изучения. /Под ред. Ядова В.А. Л., Изд-во "Наука" 1981. 192 с.
  7. Розанова В.А. Психология управления.– М.: ЗАО "Бизнес – школа" Интел-Синтез. – 2002. – 400с.
  8. Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 600 с.
  9. Урбанович А.А. Психология управления – МН.: Харвест, 2001. – 640 с.

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

 

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Информация о работе Психологическая совместимость и сплоченность рабочей группы.Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе